Способны ли противогололедные реагенты вызвать аллергию?
Реферат
по химии
на тему:
Способны ли противогололедные реагенты вызвать аллергию?
Санкт-Петербург
Оглавление
Введение
Способны ли противогололедные реагенты вызвать аллергию? 3
1.1 Экспертное мнение ведущих специалистов России 4
1.2 Дорожная пыль и ее вред для здоровья людей 7
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Введение
Нередко можно услышать разговоры о том, что противогололедные реагенты вызывают аллергию. Но следует иметь в виду, что кашель, чихание и слезотечение далеко не всегда являются ее симптомами, чаще они говорят о местном раздражении слизистой. Действительно ли все эти неприятности из-за реагентов? Цель написания реферата - найти ответ на этот вопрос.
В связи с данной целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать результаты исследований и опыт ведущих специалистов России (аллергологов, пульмонологов);
2. Определить, что же в действительности является причиной загрязнения воздуха, а значит, возникновения раздражения слизистых оболочек и аллергических проявлений со стороны дыхательной системы.
Реферат состоит из оглавления, введения, основной части (включающей в себя два параграфа), заключения и списка использованной литературы.
Способны ли противогололедные реагенты вызвать аллергию?
1.1 Экспертное мнение ведущих специалистов России
Аллергией называют повышенную чувствительность организма к некоторым веществам (аллергенам), вызывающим болезненное состояние (слезоточивость, появление красных пятен, кашель, чихание и т. п.).
То есть, как мы видим, непосредственно чихание и кашель - это лишь симптомы, и возникают они чаще всего не из-за аллергии как таковой, а из-за местного раздражения слизистых. Могут ли к этому привести противогололедные реагенты?
В столице ведущие российские специалисты занимались проведением исследований на данную тему. Главный санитарный врач Москвы Елена Андреева в ходе заседания «круглого стола» Мосгордумы заявила, что было подробно изучено влияние на здоровье человека всех шести использующихся реагентов, они были отданы в федеральный Центр гигиены и эпидемиологии при Министерстве здравоохранения. Образцы исследовались на наличие тяжелых металлов, радионуклидов, токсикологическое воздействие на человека, кожные покровы, слизистую и ингаляционное влияние на дыхательные пути. Елена Андреева отметила, что согласно полученным результатам, реагенты безопасны для жителей города: «Тяжелые металлы: кадмий, кобальт, марганец, медь, мышьяк, никель, ртуть, цинк - нет превышения. По радиации тоже в норме. По воздействию на человека данные реагенты являются 4 класса опасности - малоопасные вещества. По воздействию на слизистые и кожу - никакого раздражения нет. Ингаляционное воздействие отсутствует. То есть никакой опасности для человека эти противогололедные материалы не несут».
Аллерголог-иммунолог департамента здравоохранения столицы Александр Пампура в свою очередь заявил, что взаимосвязь использования реагентов и возникновения аллергических заболеваний не установлена. И за 25 лет своей практики он ни разу не видел, чтобы реагенты вызывали аллергические заболевания. То есть выводы, сделанные на основе клинических исследований, подтверждаются медицинской статистикой.
Андрей Белевский, доктор медицинских наук, профессор кафедры пульмонологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный пульмонолог Департамента здравоохранения Москвы отметил, что главный показатель какого-либо воздействия - это количество обращений пациентов, а всплесков заболеваемости бронхиальной астмой и другими легочными недугами зимой в Москве не наблюдается. Количество обращений увеличивается весной, когда начинают цвести различные растения.
Андрей Крюков, член правления Всероссийского общества оториноларингологии, на трехсторонней комиссии по городскому хозяйству, экологической политике и здравоохранению заявил, что влияние реагентов на слизистые носа и горла отсутствует. Обострения ринитов и синуситов встречаются в большей степени весной и летом, а зимой жители столицы жалуются на сухость слизистых. Но виной тому вовсе не антигололедные реагенты, а сухость воздуха в помещениях - их нужно как можно чаще проветривать, а также устанавливать увлажнители воздуха.
Кандидат химических наук Юрий Орлов также опроверг слухи об «испарениях от реагентов». «Противогололедные реагенты - это соли. При растворении с водой они образуют рассол - соленую воду. При нагревании испаряется вода, а соль кристаллизуется на дороге. Можете дома проделать опыт - сделать солевой раствор и оставить на несколько дней. Через какое-то время вы увидите кристаллы соли на стенках сосуда. Это как раз таки кристаллизовавшаяся соль. Вода испарилась, а кристаллы соли остались» - пояснил известный химик.
Можно сделать вывод, что противогололедные реагенты никак не могут быть причиной аллергии. А «истерия», периодически раздуваемая в некоторых информационных изданиях, мало связана с реальностью. Что действительно может вызвать раздражение слизистых, так это пыль, содержащаяся в городском воздухе. Особенно, когда ее концентрация является большой. Что же служит причиной запыленности воздуха? Поговорим об этом в следующем параграфе.
1.2 Дорожная пыль и ее вред для здоровья людей
С 1970 г. автопарк Москвы вырос - в 20 раз, Санкт-Петербурга - в 25 раз. В целом по России - в 47 раз. А значит, увеличилось количество отходов дорожно-автомобильного комплекса (ДАК). В основном они формируются за счет истирания: дорожного полотна, тормозной системы, шин и сажевых частиц выхлопных газов автомобилей. Естественно, часть этих отходов оказывается в воздухе, загрязняя его.
Ситуация усугубляется в том случае, если в населенном пункте используются такие противогололедные материалы, как пескосоляная смесь. На 95-97% она состоит из песка, который невозможно полностью убрать с городских улиц даже при мытье их водой. Не случайно в последние годы жители города на Неве (в отличие от обитателей столицы!) жалуются на пылевые поземки весной. Связывать это стоит в первую очередь с минимизацией применения растворимых реагентов в Санкт-Петербурге и активным использованием гранитной крошки и песка.
Десятки тысяч тонн этих противогололедных материалов оказываются на дорогах и колесами автомобилей размалываются в мелкую пыль. Эта пыль впоследствии покрывается масляной и бензиновой пленкой, впитывает тяжелые металлы и бензапирен. Пробы песка с дорог показали, что он содержит в себе мышьяк, ртуть, свинец, никель и кадмий. При этом концентрация опасных веществ значительно превышает предельно допустимую. Данные по Санкт-Петербургу вы можете увидеть в Таблицах 1, 2, 3.
Таблица 1Результаты химического анализа отхода дорожно-автомобильного комплекса в Санкт-Петербурге
Наименование отхода | Санкт-Петербург |
Na | 713±214 |
K | 1521±456 |
Ca | 13510±4053 |
Cu | 71,8±21,5 |
Mg | 5181±1554 |
Pb | 9,5±2,9 |
Mo | ˂1 |
Ni | 10,6±3,2 |
Zn | 89,4±26,8 |
As | 4,1±1,2 |
Cr | 12,6±3,8 |
Cd | ˂0,05 |
Co | 9,1±2,7 |
Нефтепродукты | 10500±2620 |
Органический углерод | 4,6±0,7 |
Хлориды | 314±47 |
Фенолы | ˂0,05 |
ПАВ | 31,6±5,1 |
Бензапирен | 0,088±0,025 |
диоксид кремния аморфный | 922022,21 |
Таблица 2Показатели опасности компонентов отхода
СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» | «Критерии отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» | ||
ПДКпочва мг/кг | ПДКпочва мг/кг | ||
ПДКвода мг/л | ПДКвода мг/л | ||
ПДКрабочей зоны , мг/м3 | - | - | |
ПДК сс (м.р.) атмосферного воздуха, мг/м3 | ПДК сс (м.р.) атмосферного воздуха, мг/м3 | ||
Класс опасности в воде | Класс опасности в воде | ||
Класс опасности в рабочей зоне | - | - | |
Класс опасности в атмосферном воздухе | Класс опасности в атмосферном воздухе | ||
Класс опасности в почве | Класс опасности в почве | ||
DL50 (мг/кг) перорально (средняя смертельная доза ) | DL50 (мг/кг) перорально (средняя смертельная доза ) | ||
CL50 (мг/м3) ингаляционно (средняя смертельная концентрация) | CL50 (мг/м3) (средняя смертельная концентрация) | ||
Канцерогенность | - | - | |
lg(S,мг/л/ПДКв) | lg(S,мг/л/ПДКв) | ||
lg(Снас, мг/м3/ПДКсс/мр) | lg(Снас, мг/м3/ПДКсс/мр) | ||
ПДКвр, мг/л в воде водоема, используемого для рыбохозяйственных целей | ПДКр.х., мг/л в водных объектах рыбохозяйственного значения | ||
DL50 skin ,мг/кг | - | - | |
CL50 w(мг/л/96ч.) | CL50 водн.(мг/л/96ч.) | ||
lg(Снас, мг/м3/ПДКр.з) | g(Снас, мг/м3/ПДКр.з) | ||
КВИО (Коэффициент возможного ингаляционного отравления) | - | - | |
log Kow(октанол/вода) | log Kow(октанол/вода) | ||
Персистентность(трансформация в окружающей среде) | Персистентность (трансформация в окружающей среде) | ||
Биоаккумуляция ( поведение в пищевой цепочке) | Биоаккумуляция ( поведение в пищевой цепочке) | ||
Мутагенность | - | - | |
ПДК в продуктах питания | ПДК в продуктах питания | ||
- | Класс опасности в воде водных объектов рыбохозяйственного значения | ||
- | БД = БПК5/ ХПК 100% |
Таблица 3 Оценка класса опасности отхода ДАК Санкт-Петербурга
Суммарный индекс опасности (К) по СП 2.1.7.1386-03 | Класс опасности для здоровья человека по СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» | Степень опасности отхода для окружающей среды (К) по «Критериям отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» | Класс опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду по «Критериям отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» |
1782,1 | 2 - высоко опасный | 45,1 | 4 - малоопасный |
То есть, отходы дорожно-автомобильного комплекса относятся ко 2 классу опасности для здоровья человека («Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. СП 2.1.7.1386-03») и к 4 классу опасности для окружающей среды («Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду»).
Значит, дорожная пыль, фактически, ядовита. А в Санкт-Петербурге
из-за бессолевых технологий уборки зимой 2015-2016 года ее скопилось даже больше, чем обычно.
Активисты движения «Красивый Петербург» собрали с 1 кв.м. проезжей части в Красносельском районе 420 граммов смета - смеси пыли, грязи и мелкого мусора. Норматив допускает не более 30 граммов на 1 кв.м. Уровень загрязнения превышен в 14 раз! Соответственно, с таянием снегов весь этот песок, сдобренный промышленными отходами и выбросами автомобилей, поднялся в воздух, загрязняя его.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует отслеживать в воздухе концентрацию двух типов взвешенных частиц:
- PM10 - частицы диаметром 10 мкм и менее
- PM2.5 - частицы диаметром 2.5 мкм и менее
Они оказывают наиболее сильное отрицательное влияние на здоровье человека.
ВОЗ рекомендует следующий предельный уровень концентрации для частиц PM10:
- 20 мкг/м3 среднегодовой концентрации
- 50 мкг/м3 среднесуточной концентрации
В Санкт-Петербурге предельно допустимые концентрации РМ10 намного выше, чем рекомендуемые ВОЗ:
- 40 мкг/м3 среднегодовой концентрации
- 60 мкг/м3 среднесуточной концентрации
То есть допускается в 2 раза более высокий среднегодовой уровень частиц PM10, чем рекомендовано ВОЗ. И даже эти довольно мягкие требования не выполняются! С ПДК на частицы PM 2.5 в Петербурге ситуация такая же - ПДК в 2.5 раза выше, чем рекомендовано ВОЗ для среднегодового значения и в 1.4 раза - чем для среднесуточного уровня.
При этом установлено, что наиболее вредны для здоровья человека именно пылевые загрязнения воздуха - дорожный смет, содержащий в себе песок, выхлопные газы автомобилей, споры и плесень, тяжелые металлы, частицы асфальта и резину от шин.
В Санкт-Петербурге был проведен анализ заболеваемости детей, которые живут в районах с различной интенсивностью движения транспорта и, соответственно, вдыхают разное количество дорожной пыли. Территория сравнения 1 - Адмиралтейский, Центральный и Петроградский районы, которые характеризуются одновременным движением в дневное время суток по 1 км2 территории от 4500 до 5800 автомобилей в час. Территория сравнения 2- центральные части Фрунзенского и Калининского районов города. Здесь одновременное движение в дневное время суток - 2300 - 2500 автомобилей в час.
Было установлено, что показатели общей заболеваемости детей аллергическим ринитом (поллиноз), астмой, атопическим дерматитом, контактным дерматитом на Территории 1 значительно (p<0,05) превышают аналогичные показатели на Территории 2. Значит дорожный смет имеет прямое отношение к аллергическим реакциям.
То есть из-за того, что в Санкт-Петербурге используются фрикционные противогололедные материалы, в городе значительно превышена запыленность воздуха, что ведет в том числе к возникновению и обострению аллергических заболеваний. В первую очередь страдают дети и пожилые люди.
Делаем вывод, что вызвать раздражение слизистых и появление аллергических реакций могут как раз таки не реагенты для дорог с плавящей способностью, а песок и гранитная крошка. Их перемолотые частицы смешиваются с автомобильными отходами, которым присвоен 2 класс опасности по влиянию на здоровье людей, поднимаются в воздух и рано или поздно оказываются в легких у горожан. Причем аллергические реакции, которые могут из-за этого возникнуть - меньшее из зол.
По данным ВОЗ за 2012 год загрязнение воздуха привело к смерти 7 млн человек (от ишемической болезни сердца, инсульта, онкологических заболеваний и т.д).
Заключение
В ходе написания данного реферата был сделан вывод, что все факты - исследования, медицинская статистика обращений, экологический мониторинг - говорят о том, что многокомпонентные растворимые реагенты не испаряются, не вызывают и не могут вызывать аллергические реакции.
Зато это под силу дорожной пыли, содержащей в себе песок, выхлопные газы автомобилей, споры и плесень, тяжелые металлы, частицы асфальта и резину от шин. Увеличению количества этой пыли способствует использование фрикционных антигололедных материалов - песка, гранитного щебня. Примером служит ситуация в городе Санкт-Петербурге, где зимой 2015-2016 года отказались от использования реагентов с высокой плавящей способностью, заменив их пескосоляной смесью с высоким содержанием песка (порядка 95%). Вследствие этого нормативы загрязнения воздуха были превышены - в марте 2016 года среднесуточные концентрации взвешенных веществ в целом по городу составили 2,4 ПДК. Это привело к возникновению пылевых поземок и к ухудшению самочувствия горожан - обострились аллергические заболевания, заболевания верхних дыхательных путей и т.д.
Чтобы сократить количество пыли, нужно отказаться от использования песка в качестве средства для борьбы с гололедом и заменить его на многокомпонентные растворимые противогололедные реагенты.
Список использованной литературы
1. Доклад по теме «Эколого-гигиеническая оценка отходов дорожно-автомобильного комплекса», исполнители: Аликбаева Л.А., Колодий С. П., ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова»
2. Главный санитарный врач Москвы: реагенты безопасны. [Электронный ресурс] //www.gazeta.ru. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2016/02/04/n_8208251.shtml
3. Реагенты, применяемые в Москве, безопасны - главный санитарный врач столицы. [Электронный ресурс] //www.newizv.ru. URL: http://www.newizv.ru/lenta/2016-02-04/234097-reagenty-primenjaemye-v-moskve-bezopasny-glavnyj-sanitarnyj-vrach-stolicy.html
4. Главный аллерголог Москвы: реагенты не влияют на аллергические заболевания. [Электронный ресурс] //tass.ru. URL: http://tass.ru/moskva/2639333
5. Депздрав: используемые в Москве реагенты не вызывают аллергических реакций. [Электронный ресурс] //.mskagency.ru. URL: http://www.mskagency.ru/materials/2526585
6. Захаров А., Петербург стерли в пыль. [Электронный ресурс] //fontanka.ru: информ.-справочный портал. URL: http://www.fontanka.ru/2016/03/24/166/
7. Городская пыль. [Электронный ресурс] //slipups.ru. URL: http://slipups.ru/1752
8. ВОЗ: «Каждая восьмая смерть на планете происходит из-за загрязнения воздуха». [Электронный ресурс] //medicena.ru. URL: http://medicena.ru/blogpost/bad-air/
9. Качество атмосферного воздуха и здоровье. Информационный бюллетень N 313. URL:http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs313/ru/