Представители споровых и голосеменных растений во флоре
Кемеровской области
№ рисунка | Название растения | Практическое значение |
Проанализируйте табл. 11 и дополните предложения.
1. К растениям, размножающимся с помощью спор (споровым), относятся виды, показанные на рис. №: _________________________________________________________.
2. К отделу Голосеменные относятся виды, изображенные на рис. №: _________________________________________________________.
Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.
1. Какие группы полезных растений выявлены среди споровых растений, представленных на рисунках?
______________________________________________
2. Какие споровые растения нужно использовать с осторожностью и почему?
________________________________________
3. Какое применение находят голосеменные растения, представленные на рисунках?
______________________________________________
ВЫВОДЫ
На основании изученных материалов сделайте выводы, отвечая на вопросы.
1. Насколько богата полезными растениями флора нашей области?
______________________________________________
2. Может ли одно и то же растение использоваться различным образом и почему?
_______________________________________
3. Какие группы полезных растений представлены во флоре области наиболее широко?
_______________________________________
4. Какие полезные растения не могут использоваться в качестве ресурсных?
____________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 3
Задание 1
1. Проработайте главу «Ресурсные растения» пособия Растительный мир Кузбасса, конспект лекций, словарь и сформулируйте краткие определения терминов.
Ботаническое ресурсоведение – ________________________________________
Возобновляемые ресурсы –
______________________________________________
Исчерпаемые ресурсы –
______________________________________________
Растительные ресурсы –
______________________________________________
Сформулируйте ответы на вопросы.
1. Какие задачи стоят перед современным ботаническим ресурсоведением?
______________________________________________
______________________________________________
2. Какие особенности растительных ресурсов позволяют отнести их к возобновляемым?
______________________________________________
3. Почему растительные ресурсы относятся к исчерпаемым?
____________________________________________________
__________________________________________________________4. При каких условиях растительные ресурсы становятся невозобновимыми?
____________________________________________________
____________________________________________________
Задание 2
1. Проработайте главу «Ресурсные растения» пособия Растительный мир Кузбасса, конспект лекций, словарь терминов и сформулируйте краткие определения терминов.
Растительное сырье – ____________________________________________________
Трава (сырье) –
____________________________________________________
__________________________________________________________
2. Проанализируйте главу «Ресурсные растения» и приложение 17 пособия Растительный мир Кузбасса, конспект лекций и дополните табл. 1.
Сформулируйте ответы на вопросы.
1. Какие органы и части растений могут использоваться в качестве растительного сырья?
______________________________________________
Таблица 1
Примеры растительного сырья
Название растения | Используемые части |
Смородина | |
Кедр | |
Лук черемша | |
Полынь эстрагон (тархун) | |
Тмин | |
Рогоз | |
Цикорий | |
Лиственница | |
Сосна | |
Папоротник орляк | |
Кипрей (иван – чай) | |
Душица |
2. Какое сырье восстанавливается быстрее?
__________________________________________
3. У каких из вышеперечисленных растений выше скорость восстановления сырья?
______________________________________________
4. Что произойдет, если при сборе душицы вырывать растения с корневищами и корнями?
_______________________________________
5. Как скажется на запасах сырья рогоза ежегодная заготовка?
____________________________________________________
Задание 3
1. Проработайте главу «Ресурсные растения» пособия Растительный мир Кузбасса, конспект лекций, словарь терминов и сформулируйте краткие определения терминов.
Пищевые растения – ____________________________________________________
____________________________________________________
Технические растения –
____________________________________________________
____________________________________________________
Лекарственные растения –
__________________________________________________________
__________________________________________________________
2. Проанализируйте главу «Ресурсные растения» пособия Растительный мир Кузбасса, конспект лекции и заполните табл. 2., указав значение растений, которые изображены на рисунках в пособии.
Сформулируйте ответы на вопросы.
1. На какие группы разделяют пищевые растения?
_______________________________________
2. Какие группы выделяют среди технических растений?
_______________________________________
3. Каким образом можно использовать ядовитые растения?
________________________________________
Таблица 2
Примеры полезных растений флоры области
Задание 4
1. Проработайте главу «Ресурсные растения» пособия Растительный мир Кузбасса, конспект лекций, словарь и сформулируйте краткие определения терминов.
Декоративные растения – ____________________________________________________
__________________________________________________________
Кормовые растения –
____________________________________________________
Медоносные растения –
____________________________________________________
__________________________________________________________
Ядовитые растения –
____________________________________________________
__________________________________________________________
Сорные растения –
____________________________________________________
__________________________________________________________
2. Проанализируйте главу «Ресурсные растения» пособия Растительный мир Кузбасса, конспект лекции и дополните табл. 3.
Таблица 3
Численность групп хозяйственно значимых растений
флоры области
Название группы растений | Число видов, шт. |
Пищевые | |
Технические | |
Лекарственные | |
Декоративные | |
Кормовые | |
Медоносные | |
Ядовитые | |
Сорные |
.
Сформулируйте ответы на вопросы.
1. Какая группа полезных растений максимально представлена во флоре области?
__________________________________________________________
2. Какие растения приносят вред сельскому хозяйству?
__________________________________________________________
3. Каким образом можно использовать ядовитые растения?
______________________________________________
Задание 5
1. Проработайте главу «Ресурсные растения» пособия Растительный мир Кузбасса, конспект лекций, словарь и сформулируйте краткие определения терминов.
Периодичность заготовки сырья –
____________________________________________________
Скорость восстановления сырья –
____________________________________________________
Объем заготовки сырья –
Определите периодичность заготовки растений, приведенных в табл. 4, при условии максимальной продолжительности восстановления сырья.
Для этого сначала укажите вид сырья (Приложения 17 и 18 пособия Растительный мир Кузбасса).
Сформулируйте ответы на вопросы.
1. Какие из растений, указанных в табл. 4 можно заготавливать через год?
____________________________________________________
2. Какие растения можно заготавливать в одном и том же месте не чаще одного раза в 20 лет?
_______________________________________
3. Для каких растений периодичность заготовки составляет 1 раз в шесть лет?
_______________________________________
4. Какие еще правила необходимо соблюдать при заготовке растительного сырья?
________________________________________
Таблица 4
Примерная периодичность заготовки растительного сырья
травянистых растений
Растение | жизненная форма | сырье | периодичность заготовки |
конопля посевная | однолетнее | волокна стеблей | один раз в 2 года |
Донник желтый | двулетнее | ||
Кровохлебка лекарственная | многолетнее | ||
Лук черемша | многолетнее | ||
Лапчатка (калган) | многолетнее | ||
Девясил высокий | многолетнее | ||
Пижма обыкновенная | многолетнее | ||
Мать – и – мачеха обыкновенная | многолетнее | ||
Душица обыкновенная | многолетнее |
Примечание: Соцветия и трава однолетних растений восстанавливаются в течение одного года, надземные органы многолетних травянистых растений – в течение 3–5 лет, подземные органы большинства растений – в течение 14 – 19 лет. В соответствии с правилами заготовки сырья сроку его восстановления добавляется один год.