Статья 2. Система природоохранительного законодательства Российской Федерации
Природоохранительные отношения в Российской Ф регулируются настоящим Законом, разрабатываемыми в соответствии с ним законодательными актами России.
Статья 3. Основные принципы охраны окружающей природной среды
При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, Советы народных депутатов, другие государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами:
приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;
гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;
международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды.
В сжатой и емкой форме преамбула настоящего Закона разъясняет ряд его базовых положений:
природа и ее богатства—национальное достояние народов Российской Федерации;
Закон действителен только совместно с комплексом определенных организационных, правовых, экономических, воспитательных мер;
его задачи—формирование и укрепление экологического правопорядка, способного обеспечить экологическую безопасность на территории как Российской Федерации в целом, так и ее субъектов.
Тезис о том, что природа и.ее богатства являются национальным достоянием, не затрагивает вопроса о праве собственности на природные богатства, а лишь означает, что они служат первоисточником для развития производительных сил всей страны, увеличения ее экономического потенциала и решения социальных проблем народа России.
Эффективность этого естественного источника обеспечивают меры: организационные (деятельность людей, органов власти и управления, юридических лиц), правовые (принятие законодательных и других нормативных актов, их исполнение и применение), экономические (мобилизация необходимых материально-технических средств, инвестиций, различных экономических стимулов и др.), воспитательные (в частности, экологическое образование). Все это направлено на достижение целей Закона —формирование экологического правопорядка, который обеспечивает экологическую безопасность.
В преамбуле говорится о территории Российской Федерации и республик в ее составе. Сейчас этого недостаточно, надо говорить о всех субъектах Федерации. В соответствии Конституцией Российской Федерации 1993 г. такими субъектами являются республики, автономная область, автономные округа, края, области, города Санкт-Петербург, Москва.
I. Статьи разд. I — основополагающие для всего Закона, представляют как бы общую его часть, а все остальные —особенную. В общую часть включены 10 статей. В ст. 1 — 4 закреплены такие базовые положения (категориии, понятия), как окружающая природная среда, состав ее объектов (компонентов) и их охрана, принципы охраны, природоохранительное законодательство.
Термин «окружающая природная среда» предполагает, что человек погружен в природу как в среду своего обитания, куда, помимо естественных, (из которых три основные: земля, воды, атмосферный воздух (атмосфера). К другим объектам относятся леса, экологические системы, недра земли, животный мир и т. Д) входят и созданные людьми природные объекты (каналы, водохранилища и др.) . ст. 4
Земля понимается как «твердь земная», поверхность, почвенный покров, В сельском хозяйстве он является основным и незаменимым средством производства, поэтому здесь плодородие почв выступает как первостепенный объект охраны. Остальные земли являются пространственным операционным базисом для размещения объектов промышленности, транспорта, населенных пунктов. Плодородие здесь не имеет значения. Охрана таких земель заключается в борьбе с засорением, захламлением, заражением, нерациональным
использованием. Понятие и состав земель даются в Земельном кодексе.
К водам относятся моря, океаны, реки (в том числе малые), озера, каналы, водохранилища, пруды, другие водоемы, ледники. Воды играют также климаторегулирующую роль. Состав их объектов дается в Водном кодексе. Воды в то же время —экономический природный ресурс.
В атмосфере (атмосферном воздухе) особо выделяется такой компонент, как озоновый слой, защищающий Землю от прямых солнечных излучений. «Утоньшение» этого слоя, происходящее в последние годы (т. н. озоновые дыры), может привести планету к необратимым катастрофическим последствиям.
Как объект природы—леса, в соответствии с лесным законодательством,— это крупные, большие древесные сообщества с соединенными кронами деревьев. Леса — важный экономический ресурс. Леса также выполняют климаторегулирующую роль, вырабатывают кислород, их называют «легкими планеты». Небольшие группы деревьев, очдиночные деревья, лесополосы к лесам не относятся, хотя шкже выполняют защитную роль (от ветровой и водной эрозии).
Иная растительность —древесно-кустарниковая, не отнесенная к лесам (например, плодовые растения, лечебные травы, водоросли, иная водная растительность, ягоды, грибы.. И другие дары леса, степные ковыли, кактусы, лесополосы).
В качестве объектов природы выступают экологические экосистемы. Под ними понимаются сообщества организмов и ареалы их существования (территории), которые в силу неразрывных причинно-следстигых связей образуют единое целое. К ним относятся, например, киты и другой животный мир в определенных
1ях Мирового океана, морские акватории и лежбища гжей. Такие участки, как правило, объявляются заповед-i лми. Многие другие заповедники по существу также
вставляют собой экосистемы.
Недра—это земли, расположенные ниже почвенного покрова или дна водоема и доступные для освоения (геологического изучения, разработки). Недрами называют так-
же х участки —как используемые, так и неиспользуемые;
пустоты, подземные воды (см. Закон Российской Федерации о недрах).
Животный мир—различные виды зверей, птиц и др., обитающих в естественной среде (земные, земноводные, водные животные). Их состав определяется Законом Российской Федерации о животном мире. Охрана сельскохозяйственных и других домашних животных, а также обитателей зоопарков, вольеров, океанариумов, аквариумов осуществляется другим специальным законодательством.
Разновидностью животного мира являются микроорганизмы. Это —тоже природный объект, подлежащий охране. Помимо болезнетворных (от них надо охранять природные объекты, животных, человека) есть микроорганизмы, которые помогают лечить почву, деревья, животных и человека (например, производимые из обычной плесени).
Одним из природных объектов, нуждающихся в защитеи охране, в т. ч. правовой, является генетический фонд. Это понятие применимо к совокупностям (видам, подвидам) растительного и животного мира. Человек юридически не считается элементом природной среды, но можно говорить о генофонде народа, нации, который характеризуется определенными признаками (крепость «тела и духа», здоровье, сила, способность приспосабливаться к среде обитания, не теряя при этом врожденных качеств). Деградация же природной среды может приводить и приводит к необратимым изменениям не только растений, животных, но и человека, к появлению мутантов, т. е. особей с несвойственными генетическими признаками.
В последние годы заметно ухудшилось здоровье населения, особенно молодежи (на примере ежегодных призывов в армию, когда выявляется много лиц, не пригодных к службе); снизились возраст жизни, рождаемость, увеличились смертность, бесплодие женщин, число рожденных уродов. В качестве причины здесь выступают как естественные, так и отрицательные социальные нагрузки на окружающую природную среду. Это — серьезная проблема.
Наконец, речь идет о таких объектах, подлежащих охране, как природные ландшафты (их называют также географическими). Это —естественный комплекс, в котором могут быть различные природные компоненты земля, почвы, растительность, воды, животный мир), нахо-дящиеся в сложном взаимодействии, образующие неразрывную экологическую систему. Черта природного ландшафта —рельеф местности.
К числу особо охраняемых объектов, территорий относятся государственные природные заповедники, заказники, иональные и природные парки, дендрологические парки, ботанические сады, памятники природы, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения, которые заносятся в Красную книгу Российской Федерации,
(имеется также Международная Красная книга). Красная Книга издается не реже 1 раза в 10 лет.
Под особой охраной находятся также лечебно-курорт-- . оздоровительные местности, защитные и зеленые зоны, различные леса.
Говоря об окружающей природной среде и ее охране, комментируемый Закон имеет в виду сохранение не всякой, а именно здоровой, качественной среды, благоприятной для жизни человека, общества (атмосферный воздух и водоемы чисты, земля и леса не деградированы, живые ресурсы не погибают). Она может быть и некачественной; тогда задача природоохранительного законодательства заключается в том, чтобы обеспечить ее оздоровление.
В ст. 15—24 закреплена
структура экономического механизма. Так, ст. 16 посвящена
учету природных ресурсов и ведению их кадастров;
Кадастры представляют собой совокупность количественных и качественных данных о природных ресурсах (земельный, водный, лесно, государственный кадастр животного мира, и\ животных; государственный кадастр полезных минеральных ресурсов.
Плата за пользование природными ресурсами установлена соответствующими природоресурсовыми законами и комментируемым Законом (ст. 20). При этом различается плата за: пользование природными ресурсами; сверхлимитное и нерациональное их использование; загрязнение окружающей природной среды (см. приложение 2).
Плата за землю установлена Земельным кодексом (25 апреля 1991 г.) и Законом «О плате за землю» (11 октября 1991 г.) с изменениями и дополнениями от 28 апреля 1993 г. и
от 9 августа 1994 г. Определены нормативная цена земли,
земельный налог, арендная плата за землю, размеры, поря
док распределения, взимания.
Плата за пользование недрами установлена Законом о недрах от 19 февраля 1992 г. (новая редакция от 8 февраля 1995 г.) и конкретнее (размеры, порядок распределения и взыскания) — Положением о плате за недропользование, утвержденным Правительством Российской Федерации 28 октября
1992 г. Определена плата за поиск, разведку и добычу
полезных ископаемых и на восстановление минеральных
ресурсов.
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации устанавливается плата за водопользование, которая идет на восстановление и охрану вод.
Основами лесного законодательства введены лесные подати за различные виды лесопользования, арендная плата. Раньше существовала плата на восстановление, охрану и защиту лесов; с 1995 года она отменена Законом о бюджете на 1995 год.
Различные формы платы устанавливаются за пользование растительным и животным миром (сбор грибов, ягод, охота, рыболовство).
В настоящее время продолжаются работы по совершенствованию системы оплаты в следующих направлениях: полный и оперативный учет инфляции при определении ставок;
Установлено, что в Федеральный экологический фонд отчисляются 10% общей суммы средств, направляемых в государственные внебюджетные экологические фонды в виде платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений, средств, полученных по искам о возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения, а также средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства и незаконно добытого с их помощью.
Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местным администрациям, Минприроды предложено обеспечить своевременное и полное перечисление средств в Федеральный экологический фонд Российской Федерации и территориальные внебюджетные экологические фонды. Федеральный экологический фонд является самостоятельным государственным внебюджетным учреждением, обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета, печать с изображением Государственного герба России и своим наименованием, может создавать отделения, филиалы и иные обособленные подразделения. Он находится в ведении Минприроды, взаимодействуете экологическими фондами субъектов Российской Федерации, местными экологическими фондами в целях реализации федеральных и иных экологических программ и проектов. Порядок такого взаимодействия определяется соглашениями (договорами).
Основные задачи Федерального экологического фонда: финансирование и кредитование федеральных программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды, а также обеспечение экологической безопасности населения; мобилизация средств на осуществление природоохранных мероприятий и программ; экономическое стимулирование бережного и эффективного использования природных ресурсов, внедрения экологически чистых технологий, строительства очистных сооружений; содействие в развитии и осуществлении международного сотрудничества в области охраны природы, финансирование целевых проектов и программ такого сотрудничества (см. приложение 2).
Качество окружающей природной среды нормируется с целью установления предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности .
Комментируемый Закон устанавливает необходимость нормирования:
содержания предельно допустимых концентраций вредных веществ;
предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий;
предельно допустимого уровня радиационного воздействия;
предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, предельно допустимых норм применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, норм нагрузки на окружающую природную среду, предельно допустимых остаточных количеств веществ в продуктах питания.
Законом также устанавливаются размеры санитарных и защитных зон, экологические требования к производимой продукции.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий и методы их определения утверждаются органами санитарно-эпидемиологического надзора и специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды. По мере развития производства, науки и техники нормирование в экологии развивается и совершенствуется. При разработке нормативов учитываются международные экологические нормы и стандарты.
При нарушении нормативов качества могут быть ограничены, приостановлены, прекращены выбросы, сбросы и иные вредные воздействия. Предписание об этом дают государственные органы в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора.
Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) устанавливаются для химических веществ, микроорганизмов и других биологических веществ. Показатели их нормируются в атмосферном воздухе, воде, почве.
Предельно допустимые концентрации вредных веществ устанавливались как критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания, требования к обеспечению благоприятных условий его жизни и фиксировались в санитарных правилах и нормах. Они выражают санитарно-гигиенические требования; наряду с ними развивается и экологическое нормирование.
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»1 установил, что санитарные правила и нормы обязательны для соблюдения всеми государственными органами, общественными объединениями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами. На всей территории России действуют федеральные санитарные правила. Республиканские и местные правила могут быть только временными и вводятся при отсутствии федеральных, а также в случае необходимости уточнения федеральных правил, в
Экологические требования в комментируемом Законе сформулированы применительно к четырем «уровням» или «направлениям».
Во-первых, применительно к природопользованию (по существу, во всех статьях —с 40 до 57). Это означает экологизацию природопользования и всех его конкретных видов (землепользования, недропользования, лесопользования, водопользования, пользования атмосферным воздухом, животным миром), т. е. всемерное усиление его защиты от различных вредных техногенных и антропогенных воздействий, приводящих к ухудшению окружающей среды. Так, земли охраняются от эрозии, снижения плодородия, загрязнения и заражения; воды —от загрязнения, засорения, истощения; леса —от самовольных и незаконных рубок, пожаров. В то же время предусматриваются меры предупреждения вредного влияния самих природных явлений, ликвидации их последствий (землетрясений, оползней, селевых потоков, потепления климата, затоплений, повышения уровня морей и Мирового океана). Предусматривается комплекс экономических мер, меры экологической экспертизы, экологического контроля, традиционной юридической ответственности (дисциплинарной, материальной, ад-министративной, уголовной, гражданско-правовой (имущественной), а также специальной эколого-правовой—прекращение права природопользования, приостановление или прекращение экологически вредной деятельности отраслей, производств, объектов, перепрофилирование или вывод их за пределы населенных пунктов). Экологизация природопользования вводит его в рамки рациональной, научно обоснованной, безвредной или менее вредной для окружающей природной среды деятельности, включает в систему экологической безопасности.
Во-вторых, экологические требования сформулированы применительно к различным отраслям и объектам производственно-хозяйственной и иной деятельности. Сюда относятся, в частности, отрасли и объекты промышленности, транспорта, строительства, энергетики, военной деятельности, сельского хозяйства, мелиорации и др. Они могут отрицательно влиять на природные объекты (загрязнять, заражать, засорять земли, воды, атмосферный воздух), губительно — на озоновый слой, климат, уровень океанов и морей- В целях предупреждения такого воздействия или уменьшения его последствий действуют экологические требования о запрете подобной деятельности, в частности, при разработке планов, размещении и строительстве объектов и сооружений, вводе их в эксплуатацию и при эксплуатации. 8 то же время принимаются меры по усилению экологического контроля и надзора, ответственности виновных, в том числе —эко-лого-правовой (приостановление или прекращение деятельности).
В-третьих, особые экологические требования устанавливаются применительно к деятельности в регионах, на территориях, в зонах. В особенности это касается, например, регионов и территорий Крайнего Севера, Белого моря, озера Байкал, Северного Прикаспия, Волжского бассейна, Черного и Азовского морей, административных территорий. Для них могут разрабатываться специальные экологические программы, территориальные схемы комплексной охраны природы (ТерСКОП). Особо выделяются (объявляются) зоны чрезвычайной экологической ситуации, экологического бедствия (последствий чернобыльской аварии, Северного Прикаспия и др.)1. К особо охраняемым территориям, в которых устанавливаются специальные экологические требования, особые охранные режимы, относятся лечебно-оздоровительные и курортные местности, заповедники, национальные и природные парки, заказники, ботанические сады и дендрологические парки, памятники природы. В них также, как правило, устанавливаются дополнительно санитарные зоны или зоны (округа) санитарной охраны2.
В-четвертых, экологические требования предусматриваются применительно к объектам в населенных пунктах. Здесь действуют и градостроительные, и санитарно-эпидемиологические нормы; учитываются правила планировки и застройки; особое внимание уделяется охране атмосферного воздуха, водоемов, лесов и лесонасаждений; предусматриваются меры по усилению контроля и ответственности.
Закон предусматривает выделение на территории России особых кризисных зон —чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия, устанавливает порядок и последствия их объявления, источники финансирования мероприятий по их оздоровлению, основные признаки зон (ст. 58 и 59 Закона).
( например,Кузнецкий угольный бассейн Кемеровской области, город Нижний Тагил Свердловской области и город Братск Иркутской области).
Как видно из текста комментируемого Закона (ст. 68—72), экологический контроль охватывает все природные ресурсы страны, их состояние, изменяющееся под хозяйственным или иным воздействием, соблюдение природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей среды. Средствами контроля ведется также проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию ресурсов, оздоровлению окружающей среды. Столь обширные задачи в области экологического контроля не под силу какому-то одному государственному органу, например Минприроды
О создании Единой государственной системы экологического мониторинга