В соответствии с Государственным образовательным стандартом

Юридический факультет

Кафедра международного права и международных отношений

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

(153 часов, контрольная работа, зачет)

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА:

В соответствии с Государственным образовательным стандартом

высшего профессионального образования курс «Концепции современного естествознания» включен в перечень обязательных общих математических и естественно-научных дисциплин (согласно учебного плана).

Цель данного курса состоит в том, чтобы через систему знаний о закономерностях и законах, действующих в природе, расширить представления студентов:

1. О месте человека в эволюции Земли.

2. О направлениях и путях развития в научно-технической и организационно-экономической сферах деятельности человека.

3. Об использовании новых подходов к достижению более высокого уровня выживания человека в условиях надвигающейся экологической катастрофы.

В соответствии с поставленной целью данный курс имеет следующие

задачи:

1. Ознакомить студентов с основными концепциями современного естествознания.

2. Дать слушателям представления о системности окружающего мира; едином процессе развития, охватывающей неживую природу, живое вещество, общество; об уровнях организации материального мира и процессов, протекающих в нем, выступающих звеньями одной цепи.

3. Вооружить студентов званиями закономерностей развития вселенной, природы и общества.

4. Формировать представление о существовании систем более высокого порядка по отношению к тем, что знает человек; о взаимосвязанности и взаимозависимости всего, что существует; умения и навыки практического использования достижений и науки, ставших конечной целью познание мира, его устроенности и смысла существования; адаптацию человека к окружающей среде и достижению рационального природопользования.

5. Сориентировать в основных парадигмах единства материального и духовного миров.

6. Ознакомить с важнейшими приемами биоэтики;

7. Создать предпосылки для развития системного мышления, развития гибкости мышления; самообразования и образования на протяжении всей жизни; заложенного в каждом человеке интеллектуального потенциала, способствующего профессиональному и личностному росту; социализации, адаптации и реабилитации в меняющихся условиях жизни.

1. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В качестве самостоятельной работы студентам предлагаются темы для

написания письменной работы и ее последующей защиты:

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫЙ РАБОТ:

1. Основные этапы эволюции звезд

2. Переход биосферы в ноосферу

3. Концепции происхождения жизни

4. Биоэтика и проблемы рационального природопользования.

5. Геохронологическая шкала

6. Возникновение и становление синергетики

7. Планетарное мышление и ноосфера

8. Модель устойчивой мировой системы

9. Роль и взаимосвязь естественных наук и философских представлений

10. Развитие науки о живом

11. Законы экологии

12. Принципы неисчерпаемости материи

13. Хаос и порядок

14. Симметрия и асимметрия

15. Человек как часть монолита живого вещества

16. Вклад естествознания в развитие цивилизаций

17. Концепция происхождения живого

18. Современные концепции происхождения жизни

19. Учение В.И. Вернадского о ноосфере

20. Биологическая целостность мира

21. Принципы эволюции, воспроизводства, развития живых систем

22. Единая картина мира

23. Биосфера и человек как самоорганизующиеся целостности

24. Единство живого вещества

25. Вселенная: творение или развитие

26. Жизнь после смерти

27. Атом во вселенной. Вселенная в атоме

28. Что такое человек

29. Концепция устойчивого развития

30. Путешествие в прошлое и будущее

31. Секреты мироздания

32. Золотое сечение – одно из наиболее ярких проявлений гармонии в природе

33. Божественная суть

34. Пирамида познания и место естествознания в ней

35. В чем простота и сложность окружающего мира

36. Свойства объектов материи

37. Физика: открытия современности

38. Практическое применение достижений физики

39. Астрономия: открытия современности

40. Основные уровни организации материи в астрономии

41. Теория развития звезд: основные этапы эволюции

42. Расширение как свойство Вселенной и его подтверждения

43. Вселенная: история возникновения, устройство

44. Вселенная: творение или развитие. Научные подходы, гипотезы.

45. Практическое применение достижений астрономии

46. Химия: открытия современности

47. Практическое применение достижений химии

48. Биология: открытия современности

49. Жизнь: определение, эволюция понятия, современное понимание

50. Практическое применение достижений биологии

51. Учение Вернадского о биосфере, ее составляющие, характерные черты

52. Основные теории происхождения жизни на Земле

53. Основные этапы эволюции Земли

54. Земля как система

55. Перспективы эволюции человека

56. «За» и «против» эволюционной теории Ч. Дарвина

57. Внеземные цивилизации: доводы в пользу существования.

58. География: открытия современности.

59. Асимметричность процессов геосферы

60. Климат Земли и его особенности

61. Химическая эволюция Земли как элемента солнечной системы

62. Геология: открытия современности

63. Геохронологическая шкала. Понятие и суть эволюционного древа

64. Основные мысли учения Вернадского В.И. в области геохимии

65. Математика: открытия современности

66. Информация: понятие, роль, связи

67. Структура и система

68. Теория систем и системный подход

69. Кибернетика: открытия современности

70. Системный анализ

71. Экология

72. Экологическая система

73. Экологическая философия

74. Ресурсные возможности Земли

75. Способы формирования экологического мышления

76. Синергетика

77. Планетарное мышление

78. Ноосфера

79. Космизм

80. Самоорганизация как свойство системы

81. Системный анализ и анализ систем

82. Единая картина мира

83. Неисчерпаемость материи

84. Золотое сечение

85. Жизнь после смерти: научные подходы, гипотезы

ЛИТЕРАТУРА

1. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. – М.: ВЛАДОС, 1999.

2. Горохов В. Г. Концепция современного естествознания и техники.

– М.: ИНФРА – М, 2000.

3. Данилова В. С. Основные концепции современного естествознания.

– М.: Аспект-пресс, 2000.

4. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания. Практикум. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

5. Концепции современного естествознания. Учебник. / Под. ред. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998, 2000.

6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ, 1999.

7. Хорошавина С. Г. Концепции современного естествознания. – М.: Р-на-Дону: Феникс, 2000.

Наши рекомендации