Ситуационные задачи для разбора на занятии. По тесту Эстберга студент набрал 40 баллов
По тесту Эстберга студент набрал 40 баллов. Что можно порекомендовать такому студенту в период экзаменационной сессии?
Ответ: Набрав 40 баллов студент по типу работоспособности относится, к четко выраженному вечернему типу, поэтому для наиболее продуктивной подготовки к экзаменам ему необходимо четко распланировать свой вечерний режим, т.е. то время, когда его работоспособность максимальна.
Рекомендуемая литература: Основная литература:
1. Экология человека: Под ред. А.И. Григорьева. - М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2008 г.
- Иванов В.П., Иванова Н.В. Медицинская экология. - М.: «ООО „Издательство СпецЛит“», 2011 г.
- Гигиена, санология, экология: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб.: «СпецЛит», 2011 г.
Дополнительная литература:
- Гигиена и экология человека: Под ред. В.М. Глиненко., 2010 г.
- Губарева Л.И. Экология человека. - М.: ВЛАДОС, 2003 г.
- Камакин Н.Ф., Жукова Е.А. Физиология питания. - ГБОУ ВПО Кировская ГМА, 2009 г.
Методические рекомендации подготовлены:_ст. преподавателем Патуровой И.Г._________
Методические указания утверждены на заседании кафедры №_____ от «____________»
Зав. кафедрой:_ д.м.н., профессор Камакин Н.Ф.______________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра_ нормальной физиологии
Методические указания для студентов_2_ курса
Специальности (направлению подготовки)_ 060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
к практическому занятию по дисциплине__ ЭКОЛОГИЯ
Тема: 7. Типы конституций человека.
Цель занятия: Способствовать формированию системы теоретических знаний о типах конституций человека.
Задачи:1. Изучить типы конституции человека.
2. Рассмотреть учение о конституции человека.
3. Обучить мониторингу физического и полового развития.
Студент должен знать:
1) до изучения темы: понятие массы тела, рост, окружности.
2) после изучения темы: типы конституций, гармоничность развития, конституция человека и среда обитания.
Студент должен уметь: определять и оценивать свои физические показатели и половое развитие.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль. Контроля нет.
2. Беседа по теме занятия.
Учение о конституции человека. Типы конституции человека.
Конституция человека и среда обитания.
Мониторинг физического и полового развития.
3. Практическая работа.
Лабораторная работа «Мониторинг физического развития»
Цель работы:Ознакомится с теоретическими основами мониторинга физического развития школьников. Освоить методики измерений, обработки и оформления данных.
Оборудование: Центильные таблицы, сантиметровые ленты, весы, ростомер.
Ход работы:Физическое развитие и здоровье человека на 30% зависит от средовых факторов, среди которых особое место занимает загрязнение атмосферного воздуха, воды, почвы, продуктов питания. Одним из наиболее чутких индикаторов и важных показателей экологического неблагополучия является физическое развитие детей и подростков, т.к. детский организм особенно чувствителен к изменению и загрязнению среды обитания. Регулярные наблюдения, проводимые через определенные интервалы времени, позволяют выявить сдвиги в физическом развитии детей под влиянием экологических, социально-бытовых и др. условий. Для изучения физического развития используются две методики:
Физиометрические исследования, т.е. определение функциональных показателей: определение жизненной емкости легких, мышечной силы рук.
Антропометрические исследования, т.е. измерения различных длин и окружностей тела человека. В частности определение тотальных размеров (масса тела, длина тела, окружность грудной клетки – ОГК) и парциальных (толщина кожно-жировых складок, окружность головы, талии, длина руки, ноги и т.д.). Антропометрия включает:
· соматометрию (определение длины, массы тела, окружности груди)
· соматоскопию (определение состояния опорно-двигательного аппарата, степени полового созревания).
Антропометрические данные берутся из медицинской карты ребенка или выявляются в ходе проводимых исследований. При массовых обследованиях должны быть изучены, как минимум, три признака: длина и масса тела, окружность грудной клетки. Результаты исследования заносятся в таблицы экопаспорта с указанием года и месяца обследования, возраста ребенка. Измерения выражаются в см, кг, мл или л.
Методика исследований:
1. Исследования рекомендуется проводить в первой половине дня, желательно в утреннее время, натощак, при повторных исследованиях - в одни и те же месяцы.
2. Правила выполнения антропометрических измерений
· При измерении роста обследуемый должен стоять на платформе
ростомера, выпрямившись и касаясь вертикальной стойки в четырех точках: пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Голова должна располагаться так, чтобы нижний край глазницы и верхний край козелка уха находились на одной вертикальной линии.
· Окружность грудной клетки измеряется в состоянии покоя, при максимальном вдохе и выдохе с помощью сантиметровой ленты. Лента накладывается сзади по нижним углам лопаток при отведенных в сторону руках. Обследуемый опускает руки, и лента ложится под углы лопаток. Спереди она проходит по среднегрудинной точке. Лента должна плотно прилегать к телу.
· Масса тела определяется с помощью медицинских весов, можно воспользоваться напольными весами.
Методы исследований:
1. Метод центильных таблиц
Для углубленного изучения уровня физического развития в настоящее время получил признание метод центильных оценок, который позволяет определить соматотип и степень гармоничности развития.
Метод заключается в следующем: на основании показателей длины, массы тела, окружности груди (или головы) и сопоставления их с данными "коридора" центильной шкалы в соответствующей таблице формируется оценочное суждение.
1. При этом важно правильно определить точный возраст ребенка. Для детей и подростков от 7 до 18 лет принят интервал 1 год. К 7-летним относят детей от 6 лет 6 мес. до 7 лет 5 мес. 29 дней, к 8-летним — от 7 лет 6 мес. до 8 лёт 5 мес. 29 дней и т. д.
2. Оценка физического развития проводится по центильным таблицам отдельно для мальчиков и девочек (см. «Физиологию человека», Богатырев В.С., Циркин В.И. «Оценка физического развития девушек»).
Возможны следующие варианты коридоров:
1"коридор". Область очень низких величин. Встречается у здоровых детей редко. Ребенок с таким уровнем признака должен проходить консультирование и обследование.
2 "коридор". Область низких величин встречается у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья.
3 "коридор". Область величин "ниже среднего" свойственна 15% здоровых детей.
4 "коридор". Область "средний величин" свойственна 50% здоровых детей и поэтому наиболее характерна для детей данной возрастно-половой группы.
5 "коридор". Область величин "выше среднего" свойственна 15% здоровых детей.
6 "коридор". Область "высоких величин" свойственна 7% здоровых детей.
7 "коридор". Область "очень высоких величин" свойственна не более 3% здоровых детей.
3. Определение гармоничности развития производится на основании тех же результатов центильных оценок. Вычисляется разность номеров "коридоров" между любыми из трех показателей. Если разница:
не больше 1 — гармоничное развитие
равняется 2—дисгармоничное развитие
более 2 — резко дисгармоничное развитие.
4. Определение соматотипа (типа телосложения) производится согласно схеме P.П. Дорохова и И.И. Бахраха: микросоматический, мезосоматический, макросоматический. Если сумма номеров всех трех «коридоров»:
до 10 — ребенка относя к микросоматическому типу
от 10 до 15 — к мезосоматическому типу
от 16 до 21 балла — к макросоматическому.
5.Определение типа телосложения
С помощью индекса Пинье: ИП = ДТ – МТ – ОГК, где ДТ – длина тела (см), МТ – масса тела (кг), ОГК – окружность грудной клетки (см)
Тип телосложения (ТТ) | Окружность запястья (см) | Индекс Пинье | |
Мужчины | Женщины | ||
Астенический ТТ (узкокостные) | < 18 | < 15 | ³ +30 |
Нормостенический ТТ (нормальные) | 18-20 | 15-17 | От +10 до +29 |
Гиперстенический ТТ (ширококостные) | >20 | > 17 | Меньше 0 и до +9,9 |
Выводы:Определяется соматотип, гармоничность развития и тип телосложения.
Лабораторная работа «Оценка полового развития».