Организовать (провести) специальные исследования проблемы водности Волги в 2014-2015 гг. и разработку научно обоснованных прогнозов ее изменения в будущем.

Комментарий к п.4.

В настоящее время активно готовится выездное заседание Совета Безопасности РФ по вопросу «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования водных ресурсов и противодействию противоправной деятельности в сфере водопользования в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа».

В рамках подготовки протокольного решения активно обсуждается тезис о якобы вступлении Волжско-Камского каскада в многолетний период «малой водности» Волги, который сторонниками реализации проекта повышения уровня Чебоксарского водохранилища используется в качестве одного из аргументов в пользу «Проекта-68».

Однако предлагаем обратить внимание на то, что в настоящее время признать наличие «проблемы малой водности» нет достаточных оснований. Многолетние наблюдения за стоком Волги не показывают какого-либо устойчивого отрицательного тренда ни в ближайшей, ни в более отдалённой перспективе. Более того, большинство выполненных специализированными организациями расчетов на основе прогностических моделей в ближайшей перспективе дают, наоборот, увеличение водности (проект СКИОВО Волги 2014 года, книга 1, стр. 92). Поэтому тезис о «маловодности» применительно к бассейну Волги следует считать спорным, а проблему водности - подлежащей специальному исследованию.

Проблемы, связанные с ограничениями судоходства на Волге в нижнем бьефе Нижегородского гидроузла и соответствующим ограничениям глубины судового хода, предлагаем решить путем увеличения расхода воды через Нижегородский гидроузел до величин, обеспечивающих нормативную глубину фарватера (4 м.) в течение всего навигационного (вегетационного) периода.

Одновременно предлагаем на законодательном уровне запретить крайне вредную для окружающей среды и биоты зимнюю сработку Рыбинского, Нижегородского и Чебоксарского водохранилищ, тем самым ограничив зимний сток лишь объемом бокового притока (в частности, внести соответствующие положения в ст.45 Водного кодекса РФ).

Комментарий к п.5.

На самом деле главной причиной существующего ограничения судоходства в нижнем бьефе НижГУ является не «малая водность», «просадка» уровня нижнего бьефа Нижегородской ГЭС или эксплуатация Чебоксарского водохранилища на отметке НПУ63, а практикуемый режим регулирования стока - в течение всего навигационного периода Рыбинcкое водохранилище удерживается в наполненном состоянии (воду берегут для обеспечение «зимней» генерации электроэнергии в повышенных объемах по отношению к объему «летней» генерации).

Т.е. в ущерб судоходству, водоснабжению, рыбному хозяйству воду в Рыбинском водохранилище берегут для зимней сработки (выработки электроэнергии), сознательно создавая «малую воду» в нижнем бьефе НижГУ и прочие беды.

Иными словами, существующие в условиях огромных возможностей ВКК по регулированию стока ограничения судоходства в нижнем бьефе нижегородского гидроузла и мифическое «маловодье15» – явления РУКОТВОРНЫЕ и вредные для водопользователей и окружающей среды.

Ситуацию иллюстрирует фрагмент гидрографа Нижегородского гидропоста.

Организовать (провести) специальные исследования проблемы водности Волги в 2014-2015 гг. и разработку научно обоснованных прогнозов ее изменения в будущем. - student2.ru

Видно, что каждый год уровень зимней межени возле Нижнего Новгорода выше летней межени на 2-3 м. в течении всей зимы, а затем этот уровень в весенний паводок еще выше.

Другими словами, ежегодно устанавливается режим, при котором навигационные глубины в нижнем бьефе НижГУ без проблем уверенно обеспечиваются непрерывно в течение более полугода и на это вполне хватает запасов Рыбинского водохранилища. Но ежегодно эти навигационные глубины обеспечиваются лишь в период (зимой), когда они никому, кроме гидроэнергетиков, не нужны. Более того, для рыбного хозяйства и окружающей среды такой режим крайне вреден.

Т.е. налицо существование практики, в которой интересы гидроэнергетиков ставятся выше интересов всех других пользователей.

Стоит серьезно отнестись к существующей практике регулирования стока на Верхней Волге – ведь простое смещение повышенных расходов с зимнего на летний период позволяет полностью решить все проблемы в Чебоксарском водохранилище, которые так беспокоят всех водопотребителей (кроме гидроэнергетиков).

Наверное, такое привилегированное положение гидроэнергетиков, принятое в период проектирования ВКК (в условиях дефицита электроэнергии в стране), было оправданным. Однако в нынешнее время в условиях существования достаточных энергетических мощностей нельзя считать оправданной практику поддержки режима повышенной генерации в зимние периоды и тем самым продолжать губить природу вообще и биоту, в частности. Особенно это справедливо для гидростанций на Верхней Волге, где созданы значительные мощности альтернативной генерации (тепловые электростанции). В частности, после реализации Проекта68 (подъем уровня Чебоксарского водохранилища до НПУ68) прирост мощности на Чебоксарской ГЭС составит около 600 мегаватт – это всего лишь мощность одной тепловой (работающей на природном газе) электростанции в г.Дзержинске.

Т.е. существующие проблемы всех водопользователей (кроме гидроэнергетиков), связанные с «малой водностью» в навигационные периоды, можно решить в любое время без перевода Чебоксарского водохранилища на НПУ68 и без финансовых затрат!

Приложение 2

Наши рекомендации