В экологически опасных ситуациях

Несмотря на то что состояние окружающей среды характеризуется как кризисное, катастрофическое, как среда вымирания, законодательство о предупреждении экологически опасных ситуаций и действиях в этих условиях до последнего времени оставалось мало развитым и не отвечало общественным потребностям. Только сейчас, имея налицо экологические бедствия, столкнувшись с нарастающим валом аварий в промышленности и на транспорте с серьезными экологическими последствиями, в Российском государстве осознана необходимость создания законодательства в области чрезвычайной экологической ситуации и технической безопасности.

Какие же нормативные акты регулируют отношения по предупреждению экологически опасных ситуаций и действиях в таких условиях? Рамочный характер носит Закон РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности" <126>. Но, по оценкам специалистов, этот Закон носит декларативный характер <127>. В нем сделана попытка урегулировать все, относящееся в той или иной степени к вопросам безопасности. Это и безопасность границ территории, и готовность отразить вооруженное нападение извне, и безопасность общества и граждан от преступности, и госбезопасность в привычном смысле слова, и охрана окружающей среды, и предупреждение экономических бедствий, и др.

--------------------------------

<126> ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769.

<127> Поленина С.В. Качество закона и эффективность законодательства. М., 1993. С. 48 - 56.

Главу о зонах экологического бедствия и зонах чрезвычайных ситуаций содержит Федеральный закон "Об охране окружающей среды". Однако в ней непосредственно не содержатся соответствующие механизмы. Она носит отсылочный характер.

Имеется несколько законов и ряд подзаконных актов, имеющих целью регулирование отношений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с окружающей средой, по обеспечению безопасности в отдельных сферах или отдельных видов безопасности:

- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности";

- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения";

- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных промышленных объектов";

- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О безопасности гидротехнических сооружений";

- Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г.;

- Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794;

- Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1999 г. "О Федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года";

- Постановление Правительства РФ от 26 августа 1994 г. "О порядке финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте";

- Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1995 г. "О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

- Положение о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, утвержденное Постановлением Госгортехнадзора России от 30 апреля 2002 г. N 21.

Особая экологическая беда в России - зоны радиоактивного заражения на Урале, образованные вследствие аварий на производственных объектах еще в 50-ые годы, на Алтае, вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, и на Новой Земле, многие области, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС. Обратим внимание на то, что несмотря на давность этих острейших проблем, о которых стало широко известно лишь сейчас, главным образом под воздействием чернобыльской катастрофы, принят ряд законов, регулирующих как режим территорий с высокими уровнями радиационного заражения, так в какой-то мере направленных на предупреждение аварий на объектах, производящих атомную энергию. К ним относятся:

- Закон РФ от 18 июня 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

- Федеральный закон от 10 января 2002 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

- Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. "Об использовании атомной энергии";

- Федеральный закон от 9 января 1996 г. "О радиационной безопасности населения";

- Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. "О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов".

К этой группе относится ряд подзаконных актов, включая:

- Положение о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2004 г. N 827;

- Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1997 г. N 264;

- Положение о государственном учете и контроле ядерных материалов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 962;

- Правила организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 октября 1997 г. N 1298, и др.

Принят ряд подзаконных актов, регулирующих отношения, касающиеся стихийных бедствий, включая:

- Инструкцию по работе с обращениями граждан в системе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденную Приказом МЧС России от 31 января 2007 г. N 45;

- Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Росстроя, утвержденное Приказом Минрегиона России от 8 ноября 2006 г. N 129;

- Положение о функциональной подсистеме предупреждения о цунами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное Приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 1 августа 2006 г. N 171.

Отмечая некоторый прогресс в развитии правового регулирования предупреждения экологически опасных ситуаций и действий в этих ситуациях в отдельных сферах - в промышленности, при строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружений, - обращаем внимание на то, что пока не создан правовой механизм обеспечения безопасности энергетических систем; коммунальных систем жизнеобеспечения (канализационных систем, системы снабжения населения питьевой водой, тепловых источников и сетей, коммунальных газопроводов); подземных объектов; транспортной системы.

Наши рекомендации