Сравнительный анализ плотности поселений и состава семей
Наиболее высокая плотность поселений на километр русла (1,5 для всех поселений и 1,3 для жилых поселений) характерна для охранной зоны Тигирекского заповедника. В приустьевой части р. Бобровки плотность поселений ниже, 0,5 поселений/км русла (все поселения жилые). Самая низкая плотность поселений на километр русла (0,19 для всех поселений и 0,15 для жилых поселений) была выявлена в заказнике Чарышская степь (рис. 25).
Различия в плотности поселений мы связываем главным образом с наличием достаточных запасов корма и распределением его в пределах семейной территории (Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007; Завьялов и др., 2010). В заказнике Чарышская степь пригодной бобрам в пищу древесно-кустарниковой растительности очень мало, произрастает она только по речным долинам, но и там в недостаточном количестве. На берегах р. Бобровки произрастает лес, кормовые ресурсы здесь богаче, чем в Чарышской степи. В охранной зоне Тигирекского заповедника наиболее богатые кормовые ресурсы.
Также в качестве причин различий в плотности поселений можно указать характер водотоков, на которых обитают бобры. В заказнике Чарышская степь это в основном мелкие, частично пересыхающие ручьи (кроме р. Чарыш). Река Бобровка и водотоки охранной зоны Тигирекского заповедника обладают лучшей полноводностью по сравнению с ручьями Чарышской степи.
Рис. 25. Плотность бобровых поселений на километр русла на изучаемых участках.
Данные по возрастному составу популяций на трех изучаемых участках приведены на рис. 26. Количество бобровых поселений принималось за 100%. Следует оговорить, что в некоторых поселениях нами не были обнаружены погрызы взрослых бобров (с шириной резцов 8 мм и более), а были обнаружены только погрызы детенышей, но учитывая, что сеголетки и годовики не могут жить отдельно от родителей (Колосов, Лавров, Наумов, 1961; Собанский, 2006; Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007), мы принимали по умолчанию, что в этих поселениях имеются также и взрослые особи. Поселения, на территории которых были обнаружены погрызы как сеголеток, так и годовиков, считались полноценными семьями. Поселения, в которых были обнаружены погрызы только сеголеток, считались семьями с приплодом только этого года. Соответственно, поселения, в которых были обнаружены погрызы только годовиков, считались семьями с приплодом прошлого года, но без приплода в этом году. Также были выделены поселения, в которых обитали только взрослые звери (одиночки, либо пары, не имеющие детенышей).
Рис. 26. Возрастной состав популяций на трех изучаемых участках.
Таким образом, мы видим, что в приустьевой части р. Бобровки все бобровые семьи полноценные, то есть имеющие приплод как прошлого, так и текущего годов; в заказнике Чарышская степь преобладают взрослые бобры, не имеющие детенышей, но также присутствуют и полноценные семьи, и семьи, имеющие только сеголеток (можно предположить, что это либо молодые семьи, либо семьи, потерявшие каким-то образом годовиков); в охранной зоне Тигирекского заповедника преобладают семьи, имеющие только сеголеток, а полноценные семьи, семьи только с годовиками и взрослые без детенышей находятся в меньшинстве.
Можно предположить, что это либо связано с тем, что в горной части Алтайского края активно идет процесс расселения молодых зверей по водотокам (на возможный прирост популяции указывает также высокая плотность поселений в охранной зоне Тигирекского заповедника), либо отсутствие в некоторых семьях детенышей можно объяснить прессингом хищников. Однако чтобы точно установить причину, необходимо проводить наблюдения в течение нескольких лет, и выявить динамику численности.