К теме 13. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта впервые выделены в самостоятельную 27 главу УК РФ. Включенные в нее преступления можно разделить на преступления, связанные с использованием транспорта, и иные преступления, связанные с транспортом.
Как и нормы предыдущей главы УК РФ, нормы, включенные в эту главу, имеют бланкетный характер. Это означает, что для их изучения студенты должны помимо УК РФ обратиться к другим законодательным и нормативным правовым актам.
К их числу относятся: Федеральный закон от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» (ред. 28.07.2012г.) // СЗ РФ, 11.12.1995, N 50, ст. 4873.; Правила дорожного движения Российской Федерации. Утв. постановлением Совета Министров-Правительства РФ № 1090 от 23 октября 1993 г.; Кодекс РФ об административных правонарушениях (Российская газета от 31 декабря 2001 г.).
Необходимо использовать также постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 9 декабря 2008 года № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»//Российская газета от 26 декабря 2008.
При изучении состава преступления о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ), следует обратить внимание на наличие специального субъекта. Им может быть только лицо, выполняющее работу или занимающее должность, в силу которых он обязан соблюдать правила безопасности. Сами правила безопасности разрабатываются и утверждаются соответствующим ведомством, что свидетельствует о бланкетной диспозиции и необходимости обратиться к их изучению.
Федеральным законом от 7 декабря 2011г. ст.264 УК РФ изложена в новой редакции.
Как и все иные составы преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, состав нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеет материальный характер. Это означает, что деяние влечет за собой уголовную ответственность лишь в случае наступления последствий.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ может быть только специальный субъект, т.е. лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств. А вот субъектом преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ может являться общий субъект, кроме лиц, управляющих транспортными средствами или в силу работы или должности обязанных соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта необходимо отличать от преступлений, посягающих на иные объекты, но совершенные с помощью транспортных средств. Так, убийство путем наезда автомобилем на потерпевшего следует квалифицировать в зависимости от обстоятельств по ч. 1 или 2 ст. 105 УК РФ, а не по ст. 264 УК РФ в зависимости от объекта посягательства и т. д.