Основания прекращения права лесопользования

Право лесопользования прекращается при наступлении оснований, пре­дусмотренных лесным законодательством:

- при отказе лесопользователя от прав пользования;

- по истечении срока пользования;

- при прекращении деятельности юридического лица-лесопользователя или смерти гражданина-лесопользователя;

Принудительное прекращение права лесопользования возможно только в случаях:

- систематического (более двух раз) нарушения лесопользователем лес­ного законодательства;

- аварий, стихийных бедствий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер;

- систематического или более трех месяцев в течение года невнесения лесопользователем платежей за пользование лесным фондом;

- нарушения лесопользователем установленных правил пользования участками лесного фонда или условий, предусмотренных лесорубочным би­летом, ордером, лесным билетом;

- невыполнения лесопользователем лесовосстановительных и противо­пожарных работ, а также несоблюдения правил пожарной безопасности в лесах;

- изъятия участка лесного фонда для государственных нужд (ст. 28 ЛК РФ).

Прекращение права лесопользования производится путем расторжения соответствующих договоров пользования лесами (аренды, концессии, без­возмездного пользования), аннулирования лесорубочных билетов, ордеров, лесных билетов.

Вместе с тем закон предусматривает и случаи временного ограничения или приостановления прав пользования лесами при нарушении лесопользователями требований лесного законодательства или невыполнении условий лесорубочного билета, ордера или лесного билета в целях обеспечения раци­онального использования и охраны лесов, защиты конституционного строя, обеспечения безопасности и обороны, охраны здоровья населения и окру­жающей природной среды, историко-культурного и природного наследия, прав граждан.

Если обстоятельства, вызвавшие ограничение или принудительное пре­кращение права лесопользования, устранены, оно восстанавливается в пол­ном объеме.

В то же время ограничение, приостановление или принудительное пре­кращение права лесопользования не освобождает лесопользователя от юри­дической ответственности за нарушение лесного законодательства.

Прежде всего, почему необходимы ограничение и приостановление права лесопользования?

Ответ на этот вопрос дается и в настоящей статье и в следующей ст.27 ЛК РФ.

Кроме того, ст.27 говорит о конкретных (общих) случаях возникновения указанной

необходимости. Так что ст.26 и 27 неразрывно связаны между собой, и их надо

читать и применять в комплексе.

Ограничение и приостановление прав лесопользования необходимы лишь в

определенной мере, как сказано в настоящей ст.26. В той мере, в какой это

требуется для достижения определенных целей, предусмотренных в ст.79-102 разд.IV,

в том числе предотвращения собственности на леса, незаконных сделок с лесами;

массовых вырубок, истребления "оборонных" и экологических (защитных) лесов;

массового уничтожения лесов, выполняющих функцию экологической защиты здоровья

населения (известно, что леса - "легкие" планеты, поддерживающие баланс атмосферного

воздуха). В силу этих объективных факторов и возникает потребность в ограничении

и даже приостановлении осуществления прав лесопользования (вплоть до полной

ликвидации вредных обстоятельств, их причин и вредного влияния).

Ограничение и приостановление осуществления прав лесопользования в науке,

законодательстве и правоприменительной практике рассматриваются, наряду с

традиционными правовыми формами ответственности (административной, уголовной,

гражданско-правовой - см. ст.109-112 ЛК РФ), как специальная форма ответственности

по лесному законодательству, то есть как лесоправовая ответственность за лесонарушения.

Известно, что в науке и практике нередко признаются как специальные, самостоятельные

формы также земельно-правовая, водно-правовая, эколого-правовая ответственность

соответственно по земельному, водному, экологическому законодательству. Причем

эта ответственность, как предусматривается в следующей ст.27, не освобождает

нарушителей от административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.

Комментарий к статье 27 Кодекса

Как было отмечено выше (комментарий к ст.26), ограничение и приостановление

прав лесопользования осуществляются в определенных целях и потому должны соответствовать

конкретным нормам и правилам. Основания ограничения и приостановления настолько

широки, что являются по сути "всеохватывающими". Они непосредственно вытекают

из требований и положений, сформулированных в лесном законодательстве: органы

лесного хозяйства должны их конкретно выявлять путем анализа в процессе правоприменения,

суды - при решении вопросов о том, является или не является данный факт нарушением

и какие юридические последствия из этого вытекают. Круг документов, положения

которых нарушаются, значительно шире указанных в статье; это лицензии, договоры,

соглашения, протоколы, судебные решения, о чем, в частности, сказано в ст.23

ЛК РФ.

Приостановление и ограничение права лесопользования наступают, когда

лесопользователь: нарушает условия, предусмотренные в разрешительном документе,

например рубит лес методами, приносящими вред лесному фонду; осуществляет

строительство (самовольное) не предусмотренных разрешительными документами

зданий, сооружений, подъездных путей; не вносит в установленный срок платеж

за лесопользование. Систематическое невнесение платежей нередко приводит к

прекращению права лесопользования, однократная же неуплата может ограничиться

его приостановлением. При этом лесопользователю запрещается на определенный

срок осуществлять те виды лесопользования, которые указаны в разрешительных

документах. В течение этого срока он обязан устранить нарушение условий лесопользования

или погасить свою задолженность за пользование участками лесного фонда. Если

он это сделает, решение о приостановлении отменяется и право лесопользования

восстанавливается. В противном случае принимается решение о прекращении лесопользования

(ст.28-29 ЛК РФ).

Что касается ограничения прав лесопользования, то оно может заключаться

в запрещении выполнять отдельные виды работ. Право лесопользования, как правило,

может быть приостановлено или ограничено органами, выдавшими разрешительный

документ. Ограничение и приостановление производятся в установленном порядке.

Госинспектор по контролю за использованием, охраной, защитой и воспроизводством

лесов (в системе органов ФСЛХ), вскрывший нарушения, дает указания об их устранении

и в необходимых случаях принимает другие документы-представления, решения,

постановления, уведомления об ограничении или приостановлении либо о возобновлении.

Такой порядок предусмотрен Инструкцией, утвержденной приказом ФСЛХ от 24 октября

1994 г. N 224*(24). (Утвержденные формы, образцы указанных документов даны

в Приложении).

6) Основные требования к ведению лесного хозяйства:

  1. лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, природным ресурсам и здоровью человека;
  2. ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:
    • сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека;
    • многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей общества и отдельных граждан в древесине и других лесных ресурсах;
    • воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрану и защиту лесов;
    • рациональное использование земель лесного фонда;
    • повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта;
    • сохранение биологического разнообразия;
    • сохранение объектов историко-культурного и природного наследия

Основная функция федеральной службы лесного хозяйства состоит в организации лесного хозяйства - работы, направленной на рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов. В эту работу входят следующие показатели: основные требования по ведению лесного хозяйства, распределение лесов по группам и категориям защитности, расчетной лесосеки, владение лесным фондом. Основные требования к ведению лесного хозяйства (ст. 12 Основ лесного законодательства) включают принципы лесохозяйственных отношений: сохранение и усиление экологической функций леса, повышение его природоохранного значения; воспроизводство леса и улучшение его породного состава; эффективность ведения лесного хозяйства. Нетрудно заметить, что приоритет в перечне функций отдается экологическим, лесоохранным направлениям деятельности службы лесного хозяйства. Потребительское же значение леса в смысле удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине ставится в перечне на второе место (хотя на практике реализации закона все происходит наоборот). Основные требования ведения лесного хозяйства, зафиксированные в ст. 12 Основ лесного законодательства, разумеется, относятся не только к органам лесного хозяйства системы Рослесхоза. Они распространяются на всех лесопользователей в лесах Российской Федерации. Эти требования положены в основу подразделения лесов лесфонда по группам в соответствии с выполняемыми ими экологическими либо экономическими или культурно-оздоровительным функциями. Все леса России по их экологическому, экономическому, культурно-оздоровительному значению подразделяются на три группы. Подобное деление существовало издавна. Действующее законодательство вновь подтверждает его правовое и организационное значение. К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно экологические и природозащитные функции. Это почвозащитные, водоохранные, санитарно-гигиенические, городские леса, леса заповедников, природных национальных парков. Данная группа лесов расположена по всей территории России. Она устанавливается Рослесхозом по согласованию с исполнительными органами субъектов Федерации. В лесах первой группы запрещена заготовка древесины на основе рубок главного пользования. Допускаются рубки ухода за лесом, санитарные рубки деревьев, если это не противоречит целям охраны леса. К лесам второй группы относятся лесные массивы с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, районов, где леса недостаточно. Леса второй группы имеют природозащитные и ограниченно эксплуатационное значение. В соответствии с принципом неистощительности в пользовании лесным фондом заготовка древесины в лесах данной категории ведется на основе расчетной лесосеки. В Основах лесного законодательства РФ расчетная лесосека определяется как норма подлежащей вырубке древесины. Это не совсем точно. Весь "расчет" лесосеки должен состоять в том, что норма ежегодной вырубки исходит из соответствия ее норме ежегодного прироста древесины по республике, области, краю, району, лесхозу. Причем невыборка древесины, в рамках расчетной лесосеки в одном году не дает оснований для сохранения этого количества на следующий год. Лесами третьей группы считаются леса многолесных районов, где площадь, занятая лесным древостоем, превышает 50 % территории. Эти леса имеют преимущественно эксплуатационное значение. Они в основном предназначены для удовлетворения потребностей в древесине народного хозяйства и граждан. Вместе с тем эта группа лесов в силу занимаемого ею пространства выполняет важные экологические функции. Среди них прежде всего следует назвать тот удельный вес, который они имеют в пополнении кислородного запаса атмосферы. В лесах всех групп органами лесного хозяйства могут быть выделены особо охраняемые участки леса с ограниченным режимом лесопользования. В лесах первой группы - это леса заповедников и национальных парков, городов и зеленых зон, защитные, санитарные леса и т. д. В лесах второй и третьей групп такими особо охраняемыми зонами могут стать особо ценные участки леса, полезащитные насаждения, места обитания редких и исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу. Расчетная лесосека устанавливается органами лесного хозяйства по согласованию с исполнительными органами субъектов Федерации на основе принципов непрерывности и неистощительности лесопользования и с учетом рубок главного пользования при заготовке древесины по каждому лесному хозяйству. Расчетная лесосека утверждается федеральной службой лесного хозяйства по согласованию с органами власти Федерации и субъектов Федерации. Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, производится в исключительных случаях с разрешения правительства РФ. Перевод лесных земель в нелесные в целях, связанных с ведением лесного хозяйства (строительство дорог, предприятий по переработке лесной продукции и т. п.), производится с разрешения государственных органов управления лесным хозяйством области, края, Москвы и Санкт-Петербурга.

Наши рекомендации