Основания прекращения права лесопользования
Право лесопользования прекращается при наступлении оснований, предусмотренных лесным законодательством:
- при отказе лесопользователя от прав пользования;
- по истечении срока пользования;
- при прекращении деятельности юридического лица-лесопользователя или смерти гражданина-лесопользователя;
Принудительное прекращение права лесопользования возможно только в случаях:
- систематического (более двух раз) нарушения лесопользователем лесного законодательства;
- аварий, стихийных бедствий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер;
- систематического или более трех месяцев в течение года невнесения лесопользователем платежей за пользование лесным фондом;
- нарушения лесопользователем установленных правил пользования участками лесного фонда или условий, предусмотренных лесорубочным билетом, ордером, лесным билетом;
- невыполнения лесопользователем лесовосстановительных и противопожарных работ, а также несоблюдения правил пожарной безопасности в лесах;
- изъятия участка лесного фонда для государственных нужд (ст. 28 ЛК РФ).
Прекращение права лесопользования производится путем расторжения соответствующих договоров пользования лесами (аренды, концессии, безвозмездного пользования), аннулирования лесорубочных билетов, ордеров, лесных билетов.
Вместе с тем закон предусматривает и случаи временного ограничения или приостановления прав пользования лесами при нарушении лесопользователями требований лесного законодательства или невыполнении условий лесорубочного билета, ордера или лесного билета в целях обеспечения рационального использования и охраны лесов, защиты конституционного строя, обеспечения безопасности и обороны, охраны здоровья населения и окружающей природной среды, историко-культурного и природного наследия, прав граждан.
Если обстоятельства, вызвавшие ограничение или принудительное прекращение права лесопользования, устранены, оно восстанавливается в полном объеме.
В то же время ограничение, приостановление или принудительное прекращение права лесопользования не освобождает лесопользователя от юридической ответственности за нарушение лесного законодательства.
Прежде всего, почему необходимы ограничение и приостановление права лесопользования?
Ответ на этот вопрос дается и в настоящей статье и в следующей ст.27 ЛК РФ.
Кроме того, ст.27 говорит о конкретных (общих) случаях возникновения указанной
необходимости. Так что ст.26 и 27 неразрывно связаны между собой, и их надо
читать и применять в комплексе.
Ограничение и приостановление прав лесопользования необходимы лишь в
определенной мере, как сказано в настоящей ст.26. В той мере, в какой это
требуется для достижения определенных целей, предусмотренных в ст.79-102 разд.IV,
в том числе предотвращения собственности на леса, незаконных сделок с лесами;
массовых вырубок, истребления "оборонных" и экологических (защитных) лесов;
массового уничтожения лесов, выполняющих функцию экологической защиты здоровья
населения (известно, что леса - "легкие" планеты, поддерживающие баланс атмосферного
воздуха). В силу этих объективных факторов и возникает потребность в ограничении
и даже приостановлении осуществления прав лесопользования (вплоть до полной
ликвидации вредных обстоятельств, их причин и вредного влияния).
Ограничение и приостановление осуществления прав лесопользования в науке,
законодательстве и правоприменительной практике рассматриваются, наряду с
традиционными правовыми формами ответственности (административной, уголовной,
гражданско-правовой - см. ст.109-112 ЛК РФ), как специальная форма ответственности
по лесному законодательству, то есть как лесоправовая ответственность за лесонарушения.
Известно, что в науке и практике нередко признаются как специальные, самостоятельные
формы также земельно-правовая, водно-правовая, эколого-правовая ответственность
соответственно по земельному, водному, экологическому законодательству. Причем
эта ответственность, как предусматривается в следующей ст.27, не освобождает
нарушителей от административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.
Комментарий к статье 27 Кодекса
Как было отмечено выше (комментарий к ст.26), ограничение и приостановление
прав лесопользования осуществляются в определенных целях и потому должны соответствовать
конкретным нормам и правилам. Основания ограничения и приостановления настолько
широки, что являются по сути "всеохватывающими". Они непосредственно вытекают
из требований и положений, сформулированных в лесном законодательстве: органы
лесного хозяйства должны их конкретно выявлять путем анализа в процессе правоприменения,
суды - при решении вопросов о том, является или не является данный факт нарушением
и какие юридические последствия из этого вытекают. Круг документов, положения
которых нарушаются, значительно шире указанных в статье; это лицензии, договоры,
соглашения, протоколы, судебные решения, о чем, в частности, сказано в ст.23
ЛК РФ.
Приостановление и ограничение права лесопользования наступают, когда
лесопользователь: нарушает условия, предусмотренные в разрешительном документе,
например рубит лес методами, приносящими вред лесному фонду; осуществляет
строительство (самовольное) не предусмотренных разрешительными документами
зданий, сооружений, подъездных путей; не вносит в установленный срок платеж
за лесопользование. Систематическое невнесение платежей нередко приводит к
прекращению права лесопользования, однократная же неуплата может ограничиться
его приостановлением. При этом лесопользователю запрещается на определенный
срок осуществлять те виды лесопользования, которые указаны в разрешительных
документах. В течение этого срока он обязан устранить нарушение условий лесопользования
или погасить свою задолженность за пользование участками лесного фонда. Если
он это сделает, решение о приостановлении отменяется и право лесопользования
восстанавливается. В противном случае принимается решение о прекращении лесопользования
(ст.28-29 ЛК РФ).
Что касается ограничения прав лесопользования, то оно может заключаться
в запрещении выполнять отдельные виды работ. Право лесопользования, как правило,
может быть приостановлено или ограничено органами, выдавшими разрешительный
документ. Ограничение и приостановление производятся в установленном порядке.
Госинспектор по контролю за использованием, охраной, защитой и воспроизводством
лесов (в системе органов ФСЛХ), вскрывший нарушения, дает указания об их устранении
и в необходимых случаях принимает другие документы-представления, решения,
постановления, уведомления об ограничении или приостановлении либо о возобновлении.
Такой порядок предусмотрен Инструкцией, утвержденной приказом ФСЛХ от 24 октября
1994 г. N 224*(24). (Утвержденные формы, образцы указанных документов даны
в Приложении).
6) Основные требования к ведению лесного хозяйства:
- лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, природным ресурсам и здоровью человека;
- ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:
- сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека;
- многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей общества и отдельных граждан в древесине и других лесных ресурсах;
- воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрану и защиту лесов;
- рациональное использование земель лесного фонда;
- повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта;
- сохранение биологического разнообразия;
- сохранение объектов историко-культурного и природного наследия
Основная функция федеральной службы лесного хозяйства состоит в организации лесного хозяйства - работы, направленной на рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов. В эту работу входят следующие показатели: основные требования по ведению лесного хозяйства, распределение лесов по группам и категориям защитности, расчетной лесосеки, владение лесным фондом. Основные требования к ведению лесного хозяйства (ст. 12 Основ лесного законодательства) включают принципы лесохозяйственных отношений: сохранение и усиление экологической функций леса, повышение его природоохранного значения; воспроизводство леса и улучшение его породного состава; эффективность ведения лесного хозяйства. Нетрудно заметить, что приоритет в перечне функций отдается экологическим, лесоохранным направлениям деятельности службы лесного хозяйства. Потребительское же значение леса в смысле удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине ставится в перечне на второе место (хотя на практике реализации закона все происходит наоборот). Основные требования ведения лесного хозяйства, зафиксированные в ст. 12 Основ лесного законодательства, разумеется, относятся не только к органам лесного хозяйства системы Рослесхоза. Они распространяются на всех лесопользователей в лесах Российской Федерации. Эти требования положены в основу подразделения лесов лесфонда по группам в соответствии с выполняемыми ими экологическими либо экономическими или культурно-оздоровительным функциями. Все леса России по их экологическому, экономическому, культурно-оздоровительному значению подразделяются на три группы. Подобное деление существовало издавна. Действующее законодательство вновь подтверждает его правовое и организационное значение. К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно экологические и природозащитные функции. Это почвозащитные, водоохранные, санитарно-гигиенические, городские леса, леса заповедников, природных национальных парков. Данная группа лесов расположена по всей территории России. Она устанавливается Рослесхозом по согласованию с исполнительными органами субъектов Федерации. В лесах первой группы запрещена заготовка древесины на основе рубок главного пользования. Допускаются рубки ухода за лесом, санитарные рубки деревьев, если это не противоречит целям охраны леса. К лесам второй группы относятся лесные массивы с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, районов, где леса недостаточно. Леса второй группы имеют природозащитные и ограниченно эксплуатационное значение. В соответствии с принципом неистощительности в пользовании лесным фондом заготовка древесины в лесах данной категории ведется на основе расчетной лесосеки. В Основах лесного законодательства РФ расчетная лесосека определяется как норма подлежащей вырубке древесины. Это не совсем точно. Весь "расчет" лесосеки должен состоять в том, что норма ежегодной вырубки исходит из соответствия ее норме ежегодного прироста древесины по республике, области, краю, району, лесхозу. Причем невыборка древесины, в рамках расчетной лесосеки в одном году не дает оснований для сохранения этого количества на следующий год. Лесами третьей группы считаются леса многолесных районов, где площадь, занятая лесным древостоем, превышает 50 % территории. Эти леса имеют преимущественно эксплуатационное значение. Они в основном предназначены для удовлетворения потребностей в древесине народного хозяйства и граждан. Вместе с тем эта группа лесов в силу занимаемого ею пространства выполняет важные экологические функции. Среди них прежде всего следует назвать тот удельный вес, который они имеют в пополнении кислородного запаса атмосферы. В лесах всех групп органами лесного хозяйства могут быть выделены особо охраняемые участки леса с ограниченным режимом лесопользования. В лесах первой группы - это леса заповедников и национальных парков, городов и зеленых зон, защитные, санитарные леса и т. д. В лесах второй и третьей групп такими особо охраняемыми зонами могут стать особо ценные участки леса, полезащитные насаждения, места обитания редких и исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу. Расчетная лесосека устанавливается органами лесного хозяйства по согласованию с исполнительными органами субъектов Федерации на основе принципов непрерывности и неистощительности лесопользования и с учетом рубок главного пользования при заготовке древесины по каждому лесному хозяйству. Расчетная лесосека утверждается федеральной службой лесного хозяйства по согласованию с органами власти Федерации и субъектов Федерации. Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, производится в исключительных случаях с разрешения правительства РФ. Перевод лесных земель в нелесные в целях, связанных с ведением лесного хозяйства (строительство дорог, предприятий по переработке лесной продукции и т. п.), производится с разрешения государственных органов управления лесным хозяйством области, края, Москвы и Санкт-Петербурга.