VI. Проблемы управления регионом
Надзор за обеспечением специального режима охраны на территорииособо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказские Минеральные воды осуществляют следующие федеральные органы:
1. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере природопользования, государственный контроль в области охраны окружающей среды (федеральный государственный экологический контроль) и функции государственной экологической экспертизы.
Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзор:
в области охраны объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также среды их обитания;
в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов);
государственный земельный контроль в части соблюдения законодательства об охране земель;
за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области государственной экологической экспертизы с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов);
за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
(Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования…", Постановление Правительства РФ от 22.06.2007 № 394 (ред. от 16.04.2011) "Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора",Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 (ред. от 11.04.2011) "О государственном земельном контроле")
2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществляет, в установленном порядке, проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства,
(Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 (ред. от 17.10.2011) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека")
3. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по осуществлению государственного земельного контроля в части надлежащего оформления прав на землю, соблюдения действующего законодательства при выделении земельных участков.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:
выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
порядка переуступки права пользования землей;
выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
порядка предоставления сведений о состоянии земель;
исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;
выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
(Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 (ред. от 03.11.2011) "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (вместе с "Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии"))
(Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 (ред. от 11.04.2011) "О государственном земельном контроле")
4. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор) осуществляет контроль и надзор:
за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;
регистрирует опасные производственные объекты и ведет государственный реестр таких объектов;
выдает заключение о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации;
(Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 (ред. от 05.12.2011) "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору")
5. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)осуществляет функции по государственному контролю и надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, а так же функции в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения)
(Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 (ред. от 11.04.2011) "О государственном земельном контроле", Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 (ред. от 17.10.2011) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору")
6. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области гидрометеорологии, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения.
(Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 № 372 (ред. от 24.03.2011) "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды")
Прокуратура Российской Федерацииосуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
(ст. 1, Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации")
Территориальные органы федеральных органов власти, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность в регионе КМВ, сформированы по территориально-ведомственному принципу и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормами и правилами, действующими в каждом конкретном муниципальном образовании.Практически отсутствует координация деятельности органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления в части освоения и развития территории региона. Между тем,агломерация КМВ характеризуется слиянием городов и сельских населенных пунктов. Отсутствие единого органа управления в области градостроительной политики ведет к хаотичной, несогласованнойзастройке межселенных территорий предприятиями промышленного производства и сельского хозяйства, ухудшению состояния инженерной инфраструктуры региона и многочисленным нарушениям природоохранного законодательства на границах муниципальных образований, чтооказывает значительный пресс на природную среду.
В большинстве населенных пунктов КМВ до сих пор отсутствуют утвержденные и прошедшие государственную экологическую экспертизу и соответствующее утверждение генеральные планы развития. Схемы территориального планирования регионов, Генеральные планы и Правила застройки и землепользования городов, прошедшие публичные слушания и утвержденные органами местного самоуправления не рассматривались на межмуниципальном и межрегиональном уровнях. При проведении государственной экологической экспертизы не учитывалось состояние смежных территорий соседних муниципальных образований. Многие документы территориального планирования и градостроительного зонирования вообще не получали согласований и экспертиз. Органы местного самоуправления при подготовке указанных документов пользуются неопределенностью действующего законодательства в части регулирования архитектурной деятельности и деятельности в сфере землеустройства. Отсутствие согласованной градостроительной документации (с учетом действующих ограничений) при взрывном развитии агломеративных процессов приводит к многочисленным злоупотреблениям на местном уровне и хаотичной застройке пограничных и межселенных территорий.
Схемы территориального планирования регионов, представленные органами исполнительной власти субъектов, не согласованы между собой, и не предусматривают развития особоохраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации как единого комплекса, связанного общей инженерно-транспортной инфраструктурой и едиными правилами комплексного развития.
Отсутствует и Генеральный план развития региона КМВ.