Область применения рабочей программы. 19.02.10. «Технология продукции общественного питания»

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПД.03 Биология

19.02.10. «Технология продукции общественного питания»

38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Ульяновск

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,

предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от17.03.2015 №06-259). А в т о р ы: А. Г. Резанов, зам. зав. кафедрой по научной работе Московского государственного педагогического университета, доктор биологических наук, профессор; Е. А. Резанова, преподаватель биологии высшей квалификационной категории ГБОУ «Гимназия 1527»;Е. О. Фадеева, доцент кафедры физической географии и геоэкологии географического факультета Московского государственного педагогического университета, кандидат биологических наук, доцент.

Рекомендована Утверждаю

На заседании МК Заместитель директора по учебной

Председатель МК работе ОГБПОУ УТПиТ

Еграшкина Т.Н. Бесова Ю.Ю.

__________________________ __________________________

(подпись И.О.Ф) (подпись И.О.Ф)

Протокол заседания МК

№ от « » 20 г. « » 20 г.

Авторы (разработчики):

Шадрина К.С.

содержание

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины……………....4

2. Структура и содержание учебной дисциплины…………………...7

3. Условия реализации учебной дисциплины………………………..17

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины...19


Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПД.03 «Биология»

Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности СПО 19.02.10. «Технология продукции общественного питания», 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров». Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профильном обучении.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

ПД.00 Естественнонаучный цикл. Профильный уровень.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:

• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;

−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

−− способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

−− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других

заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

• метапредметных:

−− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

1 Экзамен проводится по решению профессиональной образовательной организации либо по желанию студентов при изучении учебной дисциплины «Биология» как профильной учебной дисциплины.

−− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том

числе с использованием современных информационно-коммуникационных

технологий;

−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой

природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической

деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые

объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и

анализировать информацию о живых объектах;

−− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке

естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

• предметных:

−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

−− владение основными методами научного познания, используемыми при

биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, из-

мерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных

изменений в природе;

−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим

проблемам и путям их решения

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины «Биология»:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;

самостоятельной работы обучающегося 36 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 72
в том числе:  
лабораторные работы 0
практические работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
   
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 36
в том числе:  
Создание моделей
Подготовка докладов
Составление конспекта 4
Решение генетических задач 4
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ПД.03. «Биология»

Наименование разделов и тем   Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. М/ О. А/о часов   Сам. Раб.
     
Введение Биология как наука Демонстрации: Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.  
Раздел 1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ −− сформированность представлений о роли учения о клетке и ее месте в биологии и современной научной картине мира; понимание роли химической организации клетки в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; −− владение основополагающими понятиями и представлениями о неорганических соединениях, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; −− владение основными методами научного познания, используемыми при изучении биополимеров, углеводов и липидов: описание, измерение, проведение наблюдение белков и нуклеиновых кислот; выявление и оценка АТФ, Комплекса Гольжди, органоидов движений и других органических соединений. −− сформированность умений объяснять результаты клеточной теории и ЭПС; −− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников о эукариот и прокариот.
1.1 Химическая организация клетки. Неорганические соединения  
Биополимеры. Углеводы. Липиды.  
Белки. Нуклеиновые кислоты Демонстрация: Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.  
Функции и свойства белков и нуклеиновых кислот  
АТФ и другие органические соединения. Демонстрация: строение структуры белка  
Клеточная теория. Цитоплазма  
ЭПС и лизосомы  
Цитоплазма. Митохондрии  
Комплекс Гольджи. Пластиды. Органоиды движения. Клеточные включения  
Ядро. Прокариоты.  
Эукариоты. Демонстрация: Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных.  
Самостоятельная работа: Приготовление препарата и описание микропрепаратов клеток растений. Подготовка отчета. -
Практическая работа №1:Наблюдение растительных и животных клеток под микроскопом на готовых препаратах. Подготовка отчета.  
Самостоятельная работа. Подготовка докладов на темы: «Клеточная теория строения организмов», «История строения организмов и их современное состояние» -
Раздел 2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ −− сформированность представлений о роли и месте фотосинтеза в современной научной картине мира; понимание роли преобразования энергии света в энергию химических связей; −− владение основополагающими понятиями и представлениями о биологическом окислении при участии кислорода; уверенное пользование биологической терминологией об аэробном гликолизе; −− владение основными методами научного познания, используемыми при сравнении строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам; −− сформированность умений объяснять результаты биологических представлений об обеспечение клеток энергией; −− сформированность собственной позиции по отношению к окислению органических веществ без участия кислорода
2.1Размножение организмов. Фотосинтез  
Самостоятельная работа:составление схем «Процесс фотосинтеза у растений» -
Преобразование энергии света в энергию химических связей Демонстрация: Обмен веществ и превращение энергии в клетке.  
Обеспечение клеток энергией  
Окисление органических веществ без участия кислорода  
Биологическое окисление при участии кислорода  
Аэробный гликолиз  
Практическая работа №2:Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. Составление таблицы.    
Раздел 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ −− сформированность представлений о роли биосинтеза белка и генетическом коде; понимание роли митоза и мейоза в формировании кругозора и функциональной грамотности; −− владение основополагающими понятиями и представлениями о удвоении ДНК, ее уровневой организации; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; −− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследований бесполого и полового размножения: описанием образования половых клеток и оплодотворения; −− сформированность умений объяснять результаты простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания; −− сформированность собственной позиции по отношению к выявлению мутагенов в окружающей среде, и косвенная оценка возможного их влияния на организм.
3.1 Основы учения о наследственности и изменчивости. Удвоение ДНК Демонстрация: репликация ДНК  
Демонстрация: репликация ДНК  
Генетический код  
Демонстрация: схема строения генов  
Биосинтез белков  
Демонстрация: Перекрест хромосом.  
Самостоятельная работа: подготовка доклада на тему «Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение» -
Митоз  
Мейоз  
Самостоятельная работа: подготовка рефератов на темы: «Драматические страницы в истории развития генетики», «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении» -
Бесполое размножение  
Половое размножение  
Самостоятельная работа: создание моделей на тему: « Митоз» -
Образование половых клеток  
Оплодотворение  
Самостоятельная работа: создание моделей на тему: « Мейоз» -
Практическая работа №3:Выявление и описание признаков сходства и отличия зародышей. Составление отчета.  
3.2 Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Демонстрация: Моногибридного и дигибридного скрещивания.  
Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости. Демонстрация: Сцепленное наследование. Наследственные болезни человека.  
Выявление мутагенов в окружающей среде, и косвенная оценка возможного их влияния на организм. Демонстрация: Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Мутации.  
Самостоятельная работа: Решение задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на дигибридное скрещивание. Составление отчета. -
Раздел 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ −− сформированность представлений о роли гипотез происхождения жизни; понимание роли основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; −− владение основополагающими понятиями и представлениями о многообразие живого мира на Земле, ее уровневой организации; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; −− владение основными методами научного познания, используемыми при изучении истории развития эволюционных идей; оценка работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии; −− сформированность умений объяснять макро и микроэволюцию, концепцию вида и его критерии; −− сформированность собственной позиции по отношению к сохранению биологического многообразия, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
4.1 Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.  
Гипотезы происхождения жизни.  
Самостоятельная работа: Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Составление таблицы. -
Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Демонстрация: Эволюционное древо растительного мира и животного мира.  
Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.  
Самостоятельная работа: Подготовка докладов на тему: «Современные представления о зарождении жизни» -
4.2 История развития эволюционных идей. История развития эволюционных идей  
Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.  
Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор.  
Самостоятельная работа: Подготовка докладов на тему: «Система природы К. Линнея и ее значение для развития биологии» -
Роль эволюционного учения в формировании современной естественно -научной картины мира.  
Самостоятельная работа: Подготовка реферата на тему: «История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина» -
4.3 Микроэволюция и макроэволюция.     Концепция вида, его критерии. Демонстрация: Критерии вида. Структура популяции.  
Популяция — структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции.  
Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен).  
Макроэволюция. Доказательства эволюции.  
Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. Демонстрация: Представители редких и исчезающих видов растений и животных.  
Практическое занятие №4Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Составление схемы.  
Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной). Демонстрация: Адаптивные особенности организмов, их относительный характер.  
Самостоятельная работа: Подготовка докладов на тему «Современный этап развития человечества», «Человеческие расы. Опасность расизма» -
Практическое занятие №5 Составление сравнительной таблицы по теме: «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»  
Раздел 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА −− сформированность представлений о роли антропогенеза в современной научной картине мира; понимание роли эволюции приматов в формировании кругозора и функциональной грамотности; −− владение основополагающими понятиями и представлениями о родстве и единстве происхождения человеческих рас; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; −− владение основными методами научного познания, используемыми при анализе и оценке различных гипотез о происхождении человека; −− сформированность умений объяснять результаты о родстве человека с млекопитающими животными; −− сформированность собственной позиции по отношению к расизму.
5.1 Антропогенез. Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Демонстрация: Черты сходства и различия человека и животных.  
Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека. Демонстрация: Черты сходства человека и приматов.  
  Самостоятельная работа: составление доклада по теме: «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции» -
5.2 Человеческие расы.   Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма. Демонстрация: Происхождение человека. Человеческие расы.  
Практическое занятие №6Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. Составление таблицы.  
  Самостоятельная работа: составление конспекта по теме: «Происхождение человека» -
Раздел 6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ −− сформированность представлений о роли и экологии в современной научной картине мира; понимание роли экологической системы в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; −− владение основополагающими понятиями и представлениями о видовой и пространственной структуре экосистем; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; −− владение основными методами научного познания, используемых при биологических исследований биосферы: описанием круговорота важнейших биогенных элементов. −− сформированность умений объяснять экологию как теоретическую основу рационального природопользования и охраны природы; −− сформированность собственной позиции по отношению к воздействию производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
6.1 Экология   Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Демонстрация: Экологические факторы и их влияние на организмы.  
Самостоятельная работа:подготовка доклада на тему: «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка» -
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Демонстрация: Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды.  
Самостоятельная работа: подготовка рефератов на тему: «Биоценозы разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме — биосфере», «Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости» -
6.2 Биосфера — глобальная экосистема. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Демонстрация: Биосфера. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере.  
Самостоятельная работа: подготовка конспектов на тему: « Витамины, ферменты, гормоны их роль в организме», «Нарушения при недостатке и избытке витаминов» -
Биосфера и человек.Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде.  
Самостоятельная работа: подготовка доклада на тему: «Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах» Решение экологических задач. -
Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.  
6.3 Биосфера и человек. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным, и их сообществам) и их охрана. Демонстрация: Особо охраняемые природные территории России.  
Самостоятельная работа: подготовка докладов на темы: «Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах», «Рациональное использование и охрана не возобновляемых природных ресурсов» -
Практические занятия №7 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Подготовка отчета.  
Раздел 7. БИОНИКА −− сформированность представлений о роли и месте бионики в современной научной картине мира; понимание роли кибернетики в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; −− владение основополагающими понятиями и представлениями о бионике ее уровневой организации; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; −− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, из- мерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; −− сформированность умений объяснять результаты кибернетики. −−сформированность собственной позиции по отношению к морфофизиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.
7.1 Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Демонстрация: Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и технике.  
Самостоятельная работа: подготовка рефератов на темы: «Экологические кризисы и экологические катастрофы», « Предотвращение возникновения экологических катастроф» -
Рассмотрение бионикой особенностей морфофизиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Демонстрация: Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и технике.  
  Самостоятельная работа: подготовка доклада на тему: «Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени» -
  Дифференцированный зачет  

Наши рекомендации