Область применения рабочей программы. 19.02.10. «Технология продукции общественного питания»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПД.03 Биология
19.02.10. «Технология продукции общественного питания»
38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Ульяновск
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от17.03.2015 №06-259). А в т о р ы: А. Г. Резанов, зам. зав. кафедрой по научной работе Московского государственного педагогического университета, доктор биологических наук, профессор; Е. А. Резанова, преподаватель биологии высшей квалификационной категории ГБОУ «Гимназия 1527»;Е. О. Фадеева, доцент кафедры физической географии и геоэкологии географического факультета Московского государственного педагогического университета, кандидат биологических наук, доцент.
Рекомендована Утверждаю
На заседании МК Заместитель директора по учебной
Председатель МК работе ОГБПОУ УТПиТ
Еграшкина Т.Н. Бесова Ю.Ю.
__________________________ __________________________
(подпись И.О.Ф) (подпись И.О.Ф)
Протокол заседания МК
№ от « » 20 г. « » 20 г.
Авторы (разработчики):
Шадрина К.С.
содержание
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины……………....4
2. Структура и содержание учебной дисциплины…………………...7
3. Условия реализации учебной дисциплины………………………..17
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины...19
Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПД.03 «Биология»
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности СПО 19.02.10. «Технология продукции общественного питания», 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров». Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профильном обучении.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ПД.00 Естественнонаучный цикл. Профильный уровень.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:
• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;
−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
−− способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
−− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других
заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
• метапредметных:
−− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
1 Экзамен проводится по решению профессиональной образовательной организации либо по желанию студентов при изучении учебной дисциплины «Биология» как профильной учебной дисциплины.
−− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том
числе с использованием современных информационно-коммуникационных
технологий;
−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой
природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые
объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и
анализировать информацию о живых объектах;
−− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке
естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
• предметных:
−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
−− владение основными методами научного познания, используемыми при
биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, из-
мерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;
−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим
проблемам и путям их решения
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины «Биология»:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 0 |
практические работы | |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
в том числе: | |
Создание моделей | |
Подготовка докладов | |
Составление конспекта | 4 |
Решение генетических задач | 4 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ПД.03. «Биология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | М/ О. | А/о часов | Сам. Раб. |
Введение | Биология как наука Демонстрации: Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы. | |||
Раздел 1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ | −− сформированность представлений о роли учения о клетке и ее месте в биологии и современной научной картине мира; понимание роли химической организации клетки в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; −− владение основополагающими понятиями и представлениями о неорганических соединениях, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; −− владение основными методами научного познания, используемыми при изучении биополимеров, углеводов и липидов: описание, измерение, проведение наблюдение белков и нуклеиновых кислот; выявление и оценка АТФ, Комплекса Гольжди, органоидов движений и других органических соединений. −− сформированность умений объяснять результаты клеточной теории и ЭПС; −− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников о эукариот и прокариот. | |||
1.1 Химическая организация клетки. | Неорганические соединения | |||
Биополимеры. Углеводы. Липиды. | ||||
Белки. Нуклеиновые кислоты Демонстрация: Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. | ||||
Функции и свойства белков и нуклеиновых кислот | ||||
АТФ и другие органические соединения. Демонстрация: строение структуры белка | ||||
Клеточная теория. Цитоплазма | ||||
ЭПС и лизосомы | ||||
Цитоплазма. Митохондрии | ||||
Комплекс Гольджи. Пластиды. Органоиды движения. Клеточные включения | ||||
Ядро. Прокариоты. | ||||
Эукариоты. Демонстрация: Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. | ||||
Самостоятельная работа: Приготовление препарата и описание микропрепаратов клеток растений. Подготовка отчета. | - | |||
Практическая работа №1:Наблюдение растительных и животных клеток под микроскопом на готовых препаратах. Подготовка отчета. | ||||
Самостоятельная работа. Подготовка докладов на темы: «Клеточная теория строения организмов», «История строения организмов и их современное состояние» | - | |||
Раздел 2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ | −− сформированность представлений о роли и месте фотосинтеза в современной научной картине мира; понимание роли преобразования энергии света в энергию химических связей; −− владение основополагающими понятиями и представлениями о биологическом окислении при участии кислорода; уверенное пользование биологической терминологией об аэробном гликолизе; −− владение основными методами научного познания, используемыми при сравнении строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам; −− сформированность умений объяснять результаты биологических представлений об обеспечение клеток энергией; −− сформированность собственной позиции по отношению к окислению органических веществ без участия кислорода | |||
2.1Размножение организмов. | Фотосинтез | |||
Самостоятельная работа:составление схем «Процесс фотосинтеза у растений» | - | |||
Преобразование энергии света в энергию химических связей Демонстрация: Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | ||||
Обеспечение клеток энергией | ||||
Окисление органических веществ без участия кислорода | ||||
Биологическое окисление при участии кислорода | ||||
Аэробный гликолиз | ||||
Практическая работа №2:Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. Составление таблицы. | ||||
Раздел 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ | −− сформированность представлений о роли биосинтеза белка и генетическом коде; понимание роли митоза и мейоза в формировании кругозора и функциональной грамотности; −− владение основополагающими понятиями и представлениями о удвоении ДНК, ее уровневой организации; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; −− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследований бесполого и полового размножения: описанием образования половых клеток и оплодотворения; −− сформированность умений объяснять результаты простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания; −− сформированность собственной позиции по отношению к выявлению мутагенов в окружающей среде, и косвенная оценка возможного их влияния на организм. | |||
3.1 Основы учения о наследственности и изменчивости. | Удвоение ДНК Демонстрация: репликация ДНК | |||
Демонстрация: репликация ДНК | ||||
Генетический код | ||||
Демонстрация: схема строения генов | ||||
Биосинтез белков | ||||
Демонстрация: Перекрест хромосом. | ||||
Самостоятельная работа: подготовка доклада на тему «Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение» | - | |||
Митоз | ||||
Мейоз | ||||
Самостоятельная работа: подготовка рефератов на темы: «Драматические страницы в истории развития генетики», «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении» | - | |||
Бесполое размножение | ||||
Половое размножение | ||||
Самостоятельная работа: создание моделей на тему: « Митоз» | - | |||
Образование половых клеток | ||||
Оплодотворение | ||||
Самостоятельная работа: создание моделей на тему: « Мейоз» | - | |||
Практическая работа №3:Выявление и описание признаков сходства и отличия зародышей. Составление отчета. |
3.2 Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. | Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Демонстрация: Моногибридного и дигибридного скрещивания. | |||
Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости. Демонстрация: Сцепленное наследование. Наследственные болезни человека. | ||||
Выявление мутагенов в окружающей среде, и косвенная оценка возможного их влияния на организм. Демонстрация: Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Мутации. | ||||
Самостоятельная работа: Решение задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на дигибридное скрещивание. Составление отчета. | - | |||
Раздел 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ | −− сформированность представлений о роли гипотез происхождения жизни; понимание роли основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; −− владение основополагающими понятиями и представлениями о многообразие живого мира на Земле, ее уровневой организации; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; −− владение основными методами научного познания, используемыми при изучении истории развития эволюционных идей; оценка работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии; −− сформированность умений объяснять макро и микроэволюцию, концепцию вида и его критерии; −− сформированность собственной позиции по отношению к сохранению биологического многообразия, глобальным экологическим проблемам и путям их решения. | |||
4.1 Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. | Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. | |||
Гипотезы происхождения жизни. | ||||
Самостоятельная работа: Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Составление таблицы. | - | |||
Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Демонстрация: Эволюционное древо растительного мира и животного мира. | ||||
Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. | ||||
Самостоятельная работа: Подготовка докладов на тему: «Современные представления о зарождении жизни» | - | |||
4.2 История развития эволюционных идей. | История развития эволюционных идей | |||
Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. | ||||
Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. | ||||
Самостоятельная работа: Подготовка докладов на тему: «Система природы К. Линнея и ее значение для развития биологии» | - | |||
Роль эволюционного учения в формировании современной естественно -научной картины мира. | ||||
Самостоятельная работа: Подготовка реферата на тему: «История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина» | - | |||
4.3 Микроэволюция и макроэволюция. | Концепция вида, его критерии. Демонстрация: Критерии вида. Структура популяции. | |||
Популяция — структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. | ||||
Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). | ||||
Макроэволюция. Доказательства эволюции. | ||||
Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. Демонстрация: Представители редких и исчезающих видов растений и животных. | ||||
Практическое занятие №4Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Составление схемы. | ||||
Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной). Демонстрация: Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. | ||||
Самостоятельная работа: Подготовка докладов на тему «Современный этап развития человечества», «Человеческие расы. Опасность расизма» | - | |||
Практическое занятие №5 Составление сравнительной таблицы по теме: «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» | ||||
Раздел 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | −− сформированность представлений о роли антропогенеза в современной научной картине мира; понимание роли эволюции приматов в формировании кругозора и функциональной грамотности; −− владение основополагающими понятиями и представлениями о родстве и единстве происхождения человеческих рас; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; −− владение основными методами научного познания, используемыми при анализе и оценке различных гипотез о происхождении человека; −− сформированность умений объяснять результаты о родстве человека с млекопитающими животными; −− сформированность собственной позиции по отношению к расизму. | |||
5.1 Антропогенез. | Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Демонстрация: Черты сходства и различия человека и животных. | |||
Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека. Демонстрация: Черты сходства человека и приматов. | ||||
Самостоятельная работа: составление доклада по теме: «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции» | - | |||
5.2 Человеческие расы. | Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма. Демонстрация: Происхождение человека. Человеческие расы. | |||
Практическое занятие №6Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. Составление таблицы. | ||||
Самостоятельная работа: составление конспекта по теме: «Происхождение человека» | - | |||
Раздел 6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ | −− сформированность представлений о роли и экологии в современной научной картине мира; понимание роли экологической системы в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; −− владение основополагающими понятиями и представлениями о видовой и пространственной структуре экосистем; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; −− владение основными методами научного познания, используемых при биологических исследований биосферы: описанием круговорота важнейших биогенных элементов. −− сформированность умений объяснять экологию как теоретическую основу рационального природопользования и охраны природы; −− сформированность собственной позиции по отношению к воздействию производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. | |||
6.1 Экология | Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Демонстрация: Экологические факторы и их влияние на организмы. | |||
Самостоятельная работа:подготовка доклада на тему: «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка» | - | |||
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Демонстрация: Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. | ||||
Самостоятельная работа: подготовка рефератов на тему: «Биоценозы разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме — биосфере», «Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости» | - | |||
6.2 Биосфера — глобальная экосистема. | Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Демонстрация: Биосфера. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. | |||
Самостоятельная работа: подготовка конспектов на тему: « Витамины, ферменты, гормоны их роль в организме», «Нарушения при недостатке и избытке витаминов» | - | |||
Биосфера и человек.Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. | ||||
Самостоятельная работа: подготовка доклада на тему: «Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах» Решение экологических задач. | - | |||
Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. | ||||
6.3 Биосфера и человек. | Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным, и их сообществам) и их охрана. Демонстрация: Особо охраняемые природные территории России. | |||
Самостоятельная работа: подготовка докладов на темы: «Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах», «Рациональное использование и охрана не возобновляемых природных ресурсов» | - | |||
Практические занятия №7 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Подготовка отчета. | ||||
Раздел 7. БИОНИКА | −− сформированность представлений о роли и месте бионики в современной научной картине мира; понимание роли кибернетики в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; −− владение основополагающими понятиями и представлениями о бионике ее уровневой организации; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; −− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, из- мерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; −− сформированность умений объяснять результаты кибернетики. −−сформированность собственной позиции по отношению к морфофизиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. | |||
7.1 Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. | Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Демонстрация: Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и технике. | |||
Самостоятельная работа: подготовка рефератов на темы: «Экологические кризисы и экологические катастрофы», « Предотвращение возникновения экологических катастроф» | - | |||
Рассмотрение бионикой особенностей морфофизиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Демонстрация: Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и технике. | ||||
Самостоятельная работа: подготовка доклада на тему: «Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени» | - | |||
Дифференцированный зачет |