Международная организация труда (МОТ).
Эта организация, занимающаяся проблемами трудовой среды, все чаще указывает на взаимозависимость проблем загрязнения в окружающей и трудовой среде.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), занимаясь проблемами радикального использования и охраны вод, также значительное внимание уделяет и экологическим вопросам.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), занимаясь проблемами здоровья людей, в контексте рассматривает и вопросы охраны окружающей среды. ВОЗ развернула активную деятельность по определениюстандартов и норм загрязнения окружающей среды и по определению степени опасности средыдля здоровья людей.
Повышенное внимание к данной проблеме проявляется и в деятельности ЮНЕСКО.
Одной из главных акций в данной области была разработка программы "Человек и биосфера", реализация которой началась с 1971 г.
Определенный вклад в данную проблему вносят и другие специализированные органы ООН.
Всемирная метеорологическая организация (ВМО) проводит метеонаблюдения и обмен метеорологической информацией, а также изучает атмосферу и атмосферные явления.
Международная морская организация (ММО), занимающаяся вопросами охраны морской среды от загрязнения.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), которое проводит исследования по влиянию интенсивного радиоактивного излучения на деградацию окружающей среды. Ведется контроль за работой АЭС во всех странах мира.
ООН и ее специализированные организации, кроме конференций и симпозиумов, проводят огромную работу по глобальным и социальным вопросам охраны окружающей среды среди глав государств, ведут переговоры и устанавливают контакты между государствами.
Значительную роль в охране и улучшении окружающей среды играет сотрудничество государств в отдельных регионах.
Начальным примером является сотрудничество Средиземноморских государств. Ими была подписана конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения всеми государствами этого региона (кроме Албании) и одобрен План действий по охране Средиземного моря.
К сожалению, в течение длительного времени балканские страны не могли развернуть необходимое сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Не было установлено необходимое сотрудничество и между Придунайскими странами, хотя между этими странами и не было разногласий. Проблема р. Дуная пока остается открытой. Причина кроется в нежелании двух стран — Германии и Австрии, расположенных в верховье р. Дуная, принять конвенцию по охране реки, предлагаемую странами, расположенными вниз по течению.
Активно развивается сотрудничество между государствами и в рамках отдельных континентов там, где наблюдается воздействие вредных источников загрязнения, расположенных в одной стране и представляющих угрозу для нескольких стран или в масштабе всего региона.
Так,европейские страны подписали целый ряд документов. Среди них — заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. Несколько позже, в 1989 г., принятаКонвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и Декларация с рекомендациями о действиях на национальном и международном уровнях в области твердых и безотходных технологий, повторного использования отходов.
Определенные формы природоохранного сотрудничества развиваются и между странами ЕЭС (с 1992 г. Европейский Союз) на основе межгосударственных договоров и других документов правового и политического характера.
Так, Совет министров Европейского Союза обладает правом принимать определенные нормативные акты в области охраны окружающей среды, которые имеют обязательный характер для всех членов этой международной организации.
В число таких нормативных актов входят:
Правила — это нормативные акты прямого действия, которые являются обязательными для исполнения всеми членами этой международной организации;
Директивы — это нормативные акты, которые должны быть включены в национальное (внутреннее) законодательство в течение определенного периода времени;
Решения — это нормативные акты директивного характера, которые являются обязательными для всех лиц, учреждений, или государств, если они включены в число их исполнителей.
В рамках этой международной организации ЕЭС до 1990 г. было подписано 27 международных соглашений, договоров, протоколов; было принято 105 директив, 22 правила, 57 решений, 20 мнений и 46 резолюций, носящих рекомендательный характер.
А в мае 1990 г. ЕЭС принял решение о созданииДирекции по окружающей среде, охране потребителей и ядерной безопасности.
Дирекция была создана прежде всего для формирования единой информационной сети и обеспечения базы для решения экологических проблем в рамках этой региональной международной организации.
Было также предусмотрено создание общего и действенного законодательства, которое должно обеспечить свободный оборот товаров, при строгом выполнении норм и стандартов в области охраны окружающей среды.
Большое значение для плодотворного природоохранного сотрудничества европейских государств имеетЕвропейская хартия об окружающей среде и здоровье, принятая в декабре 1989 г. на совещании министров здравоохранения и министров по охране окружающей среды Европейского региона Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
В соответствии с документами Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам: "Перспективы окружающей среды до 2000 года", "Наше общее будущее" и "Здоровье для всех в Европе"Европейская хартия содержит положения:
1. О правах и обязанностях в области охраны окружающей среды.
2. Принципы экологической политики.
3. Стратегические цели.
4. Приоритетные задачи.
5. Положения о будущей деятельности.
В этом документе подчеркивается право каждого лица на окружающую среду, которая обеспечивает ему наиболее высокий уровень здравоохранения и благосостояния, на информирование и предоставление консультаций о состоянии окружающей среды, на участие в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды.
Значительный вклад в улучшение охраны окружающей среды внес документ, принятый ООН в июне 1991 г. в Сандсволле (Швеция). В документе отмечается, что вопросы охраны окружающей среды требуют координации усилий и должны решаться налокальном, национальном, региональном и глобальном уровнях.
В этом документе также подчеркивается необходимость учета традиционных и новых принципов проведения политики охраны окружающей среды.
В настоящее время международное сотрудничество в природоохранной деятельности имеет тенденцию к постоянному развитию.
Однако многие важные вопросы по охране окружающей среды еще остаются нерешенными.
Во-первых, в области охраны природной среды существуют противоположные интересы между отдельными странами и группой стран. Так, например, существуют противоположные интересы между развитыми странами (Германия, Франция, Австрия) и развивающимися странами (Албания, Болгария) в экономическом отношении. Речь идет в первую очередь об экспорте "грязных технологий", "отходов" и т. д.
Во-вторых, в современном мире получает все более широкое распространение осознание опасности экологической катастрофы, которая наряду с ядерной войной может привести к уничтожению человечества.
Поэтому все чаще преодолеваются идеологические и политические различия между отдельными странами в поисках решения экологических проблем. Так, например, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС и радиоактивное загрязнение распространилось на обширные территории за пределами СССР, было установлено международное сотрудничество по устранению последствий ядерной аварии. К примеру, частные и государственные медицинские учреждения из 15 стран пришли на помощь. Значительный вклад в охрану и совершенствование охраны окружающей среды внеслаКонференция Объединенных Наций "Об окружающей среде и развитии", проведенная в Бразилии в 1992 г., т. е. ровно через 20 лет после 1-й международной конференции об охране окружающей среды, проходившей в Стокгольме в 1972 г.
При ее подготовке был осмыслен 20-летний опыт в области охраны окружающей среды и приняты во внимание новые отношения в мире. Конференция приняла "Декларацию об окружающей среде и развитии", где выдвинуто 28 принципов, которые способствуют утверждению человека как центра развития и обеспечивают права на развитие.
Конференция приняладокумент "АДЖЕНДА-21: программа действий на XXI век", которая представляет собой план действий по всем направлениям развития в течение следующего столетия.
"АДЖЕНДА-21" исходит из осознания, что человечество достигло критического момента в своем развитии и должно решить, сохранять ли современные тенденции развития, которые ведут к гибели экосистем, или изменить политику развития в целях обеспечения безопасного и лучшего будущего для последующих поколений.
О развитии системы принципов международного правового регулирования охраны окружающей среды свидетельствует работа Международного союза охраны природы и природных ресурсов. Этой комиссией был подготовлен специальный Проект международного пакта по окружающей среде и развитию, который был представлен на конкурс ООН по международному публичному праву в Нью-Йорке 13—14 марта 1995 г.
Проект состоит из преамбулы и 72 статей, сгруппированных в 11 разделов.
В разделе "Основные принципы" названы:
• общая забота человечества об окружающей среде;
• принцип взаимосвязанных ценностей (мир, развитие, охрана природы и т. д.);
• принцип равенства поколений;
• предупреждение вреда как приоритетная мера охраны окружающей среды по сравнению с компенсацией вреда;
• экологическая коррекция демографической политики и модели потребления и другие.
Сотрудничество государств — членов СНГ, объединяющее 14 бывших республик СССР, в 1992 г. также подписали Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, где указывалось на необходимость вести учет природных ресурсов, проводить экологический мониторинг, осуществлять государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства, проводить экологическую экспертизу, создавать специальные средства, необходимые для предупреждения экологических катастроф, и др.
В обобщенном виде принципы и механизм международно-правовой охраны окружающей среды (ООС) изложены в ст. 92 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды". В кратком виде они формулируются так:
• приоритетность экологических прав человека;
• суверенитет государства на природные ресурсы своей территории;
• недопустимость экологического благополучия одного государства за счет экологического вреда другому;
• экологический контроль на всех уровнях;
• свободный обмен международной экологической информацией;
• взаимосвязь государств в чрезвычайных обстоятельствах;
• разрешение эколого-правовых споров мирными средствами.