О латинских названиях растений

Научное название вида по бинарной (двойной) номенклатуре, предложенной шведским ученым К. Линнеем, состоит из двух латинских слов. Первое слово – это название рода, второе – видовой эпитет. После латинского названия вида пишется сокращенно фамилия и инициалы автора, давшего название виду. Например, вид Trifolium pratense L. – Клевер луговой, состоит из двух слов: родовое название – Trifolium – клевер, видовой эпитет – pretense – луговой. Буква L в конце названия вида указывает, что название было дано Линнеем. Иногда в определителях растений после фамилии автора в скобках стоят другие названия растений, данные ему различными авторами. Например, Fragaria moschata Duch (F. elator Ehih) – земляника мускусная, клубника. Для учебных целей нужно писать только первое название вида, а название вида, указанное в скобках, можно опускать. Латинские названия употребляются и для наименований других систематических единиц растительного мира (род, семейство, порядок, класс, отдел).

О формулах цветков

При изучении семейств цветковых растений и их отделов необходимо уметь составить и написать формулу. План строения цветка выражается в формуле при помощи букв, цифр и условных знаков. Буквенные обозначения происходят от латинских названий частей цветка.

P (Perigonium) - простой околоцветник;

Ca (Calix) - чашечка;

Co (Corolla) - венчик;

A (Androeceum) - тычинки, андроцей;

G (Gynoeceum) - плодолистики, гинецей.

После буквенных обозначений ставятся числа членов, слагающих отдельные круги (мутовки) цветка (число плодолистиков, число тычинок и т.д.).

Знаки

Знак плюс ставится между числами членов однородных кругов цветка (например, 2 кругов тычинок, 2 кругов листочков простого околоцветника и пр.).

Знаком ∞ обозначается неопределенная множественность числа членов круга.

О латинских названиях растений - student2.ru О латинских названиях растений - student2.ru О латинских названиях растений - student2.ru Нулем выражается отсутствие членов круга. Скобки обозначают сращение членов круга. Звездочка (*) перед формулой показывает, что цветок правильный (актиноморфный). Неправильный (зигоморфный) цветок обозначается знаком ↑. Черта перед числом плодолистиков означает, что околоцветник под завязью, что завязь верхняя. Черта над числом плодолистиков означает, что околоцветник находится над завязью, что завязь нижняя. Обоеполый цветок обозначается знаком ♀, мужской - ♂, женский - ♀.

Формулы цветков

1) С простым околоцветником.

а) Правильные (актиноморфные):

Сем. Гречишные - Polygonaceae

Гречиха посевная - Fagopyrum sagittatum Gilib.

*P5A8G(3)

Сем. Лилейные - Liliaceae

Тюльпан - Fulipa - *P3+3A3+3G(3).

б) Неправильные (зигоморфные):

Сем. Злаки - Poaceae (Gramineae).

Чаще всего цветок имеет формулу - ↑P(2)+2A3G(2).

2) С двойным околоцветником.

а) Правильные (актиноморфные):

Сем. Розовые - Rosаceae

Вишня садовая - Cerasus vulgaris Mill. - *Ca(5)Co(5)AG1.

Б) Неправильные:

Сем. Бобовые или Мотыльковые - Fabаceaе или Leguminоsae

Горох посевной - Pisum sativum L. ↑Ca(5)Co1+2+(2)A(9)+1G1.

3) Раздельнополые.

Сем. Тыквенные - Cucurbitaceae.

Огурец посевной - Cucumis sativus.

Пестичный (женский) цветок ♀*Са(5)Сo(5)A0G(3).

Тычиночный (мужской) цветок ♂*Сa(5)Co(5)A(2)+(2)+1G0.

Курс «Ботаника» для направления подготовки «Агрохимия и агропочвоведение» является предшествующим для следующих дисциплин:

- физиология растений;

- биохимия растений;

- земледелие;

- агробиоценология;

- овощеводство;

- растениеводство;

- ландшафтоведение;

- планирование урожаев сельскохозяйственных культур.

В период сессии студенты, слушая лекции (4 часа) и выполняя под руководством преподавателя лабораторно-практические работы (8 часов) изучают анатомические препараты под микроскопом, делают зарисовки, пишут конспекты, определяют растения, знакомятся с наглядными пособиями, таблицами, гербариями. Самостоятельная работа заочника составляет – 87 часов. Студент - заочник должен изучить все разделы ботаники и выполнить одну контрольную работу. После завершения курса лекций и лабораторно-практических занятий в первом семестре 1 курса студенты сдают экзамен.

Тематический план лекций

Тема час
1. Анатомия и морфология растений
2. Систематика растений
3. География и экология растений

Тематический план лабораторно-практических занятий

Тема час
1. Строение растительной клетки
2. Первичное и вторичное строение корня
3. Морфология побега. Анатомическое строение стебля растений
4. Морфология листа, цветка, семян и плодов
5. Видоизменения корня, побега и листа
6. Характеристика семейств класса Однодольные растения и определение их по гербариям
7. Характеристика семейств класса Двудольные растения и определение их по гербариям
8. Индивидуальное определение растений

Курс «Ботаника» для направления подготовки «Агрономия» является предшествующим для следующих дисциплин:

- физиология и биохимия растений;

- растениеводство;

- плодоводство;

- овощеводство;

- кормопроизводство;

- технология хранения и переработки продукции растениеводства;

- агробиоценология;

- планирование урожаев сельскохозяйственных культур;

- земледелие.

В период двух сессий студенты, слушая лекции (14 часов) и выполняя под руководством преподавателя лабораторно-практические работы (18 часов) изучают анатомические препараты под микроскопом, делают зарисовки, пишут конспекты, определяют растения, знакомятся с наглядными пособиями, таблицами, гербариями. Самостоятельная работа заочника составляет - 135 часов. Студент - заочник должен изучить все разделы ботаники и выполнить одну контрольную работу. После завершения курса лекций и лабораторно-практических занятий, студенты в первый семестр 1 курса сдают зачет, а во втором семестре этого же курса сдают экзамен.

Тематический план лекций

Тема час
1. Введение в курс «Ботаника»
2. Растительная клетка и особенности ее строения.
3. Растительные ткани
4. Вегетативные и генеративные органы
5. Систематика растений
6. Низшие и высшие растения
7. Покрытосеменные растения и их классификация
8. География и экология растений

Тематический план лабораторно-практических занятий

Тема час
1. Строение растительной клетки
2. Классификация тканей растений и их изучение
3. Первичное и вторичное строение корня
4. Морфология побега. Анатомическое строение стебля растений
5. Морфология листа, цветка, семян и плодов
6. Видоизменения корня, побега и листа
7. Характеристика семейств класса Однодольные растения и определение их по гербариям
8. Характеристика семейств класса Двудольные растения и определение их по гербариям
9. Индивидуальное определение растений

Курс «Ботаника» для направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» является предшествующим для следующих дисциплин:

- физиология растений;

- биохимия;

- биохимия сельскохозяйственной продукции

- овощеводство и плодоводство;

- кормопроизводство;

- технология хранения и переработки продукции растениеводства;

- производство продукции растениеводства.

В период сессии студенты, слушая лекции (8 часов) и выполняя под руководством преподавателя лабораторно-практические работы (12 часов) изучают анатомические препараты под микроскопом, делают зарисовки, пишут конспекты, определяют растения, знакомятся с наглядными пособиями, таблицами, гербариями. Самостоятельная работа заочника составляет - 153 часа. Студент - заочник должен изучить все разделы ботаники и выполнить одну контрольную работу. После завершения курса лекций и лабораторных занятий в первом семестре первого курса студенты сдают экзамен.

Тематический план лекций

Тема час
1. Введение в курс «Ботаника»
2. Растительная клетка и особенности ее строения.
3. Растительные ткани
4. Вегетативные и генеративные органы
5. Систематика растений
6. Низшие и высшие растения
7. Покрытосеменные растения и их классификация
8. География и экология растений

Тематический план лабораторных занятий

Тема час
1. Строение растительной клетки
2. Пластиды и запасные питательные вещества
3. Первичное и вторичное строение корня
4. Морфология побега. Анатомическое строение стебля растений
5. Морфология листа, цветка, семян и плодов
6. Видоизменения корня, побега и листа
7. Покрытосеменные растения и их классификация
8. Характеристика семейств класса Однодольные растения и определение их по гербариям
9. Характеристика семейств класса Двудольные растения и определение их по гербариям
10. Индивидуальное определение растений

При самостоятельной работе в межсессионный период, а также во время сессии необходимо пользоваться учебной литературой. Ниже указаны литературные источники, в которых можно найти информацию по конкретным разделам. Они идут в тексте под соответствующими номерами:

1. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. – 3-е изд., переаб. и доп. - М.: Колос, 2005. – 528 с.

2. Родман Л.С. Ботаника с основами географии растений. – М.: КолосС, 2006. – 397 с.

3. Хржановский В.Г. Курс общей ботаники. Учебник для с/х вузов 2 е изд. перер. и доп. – М. Высшая школа, 1982 – 384 с. т.1

4. Хржановский В.Г. Курс общей ботаники. Учебник для с/х вузов 2 е изд. перер. и доп. – М. Высшая школа, 1982. – 544 с. т.2

5. Прохоренко Н.Б., Пахомова В.М., Даминова А.И. Учебное пособие по Ботанике с грифом УМО. Казань: КГСХА, 2005г. – 166 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

Наши рекомендации