О латинских названиях растений
Научное название вида по бинарной (двойной) номенклатуре, предложенной шведским ученым К. Линнеем, состоит из двух латинских слов. Первое слово – это название рода, второе – видовой эпитет. После латинского названия вида пишется сокращенно фамилия и инициалы автора, давшего название виду. Например, вид Trifolium pratense L. – Клевер луговой, состоит из двух слов: родовое название – Trifolium – клевер, видовой эпитет – pretense – луговой. Буква L в конце названия вида указывает, что название было дано Линнеем. Иногда в определителях растений после фамилии автора в скобках стоят другие названия растений, данные ему различными авторами. Например, Fragaria moschata Duch (F. elator Ehih) – земляника мускусная, клубника. Для учебных целей нужно писать только первое название вида, а название вида, указанное в скобках, можно опускать. Латинские названия употребляются и для наименований других систематических единиц растительного мира (род, семейство, порядок, класс, отдел).
О формулах цветков
При изучении семейств цветковых растений и их отделов необходимо уметь составить и написать формулу. План строения цветка выражается в формуле при помощи букв, цифр и условных знаков. Буквенные обозначения происходят от латинских названий частей цветка.
P (Perigonium) - простой околоцветник;
Ca (Calix) - чашечка;
Co (Corolla) - венчик;
A (Androeceum) - тычинки, андроцей;
G (Gynoeceum) - плодолистики, гинецей.
После буквенных обозначений ставятся числа членов, слагающих отдельные круги (мутовки) цветка (число плодолистиков, число тычинок и т.д.).
Знаки
Знак плюс ставится между числами членов однородных кругов цветка (например, 2 кругов тычинок, 2 кругов листочков простого околоцветника и пр.).
Знаком ∞ обозначается неопределенная множественность числа членов круга.
Нулем выражается отсутствие членов круга. Скобки обозначают сращение членов круга. Звездочка (*) перед формулой показывает, что цветок правильный (актиноморфный). Неправильный (зигоморфный) цветок обозначается знаком ↑. Черта перед числом плодолистиков означает, что околоцветник под завязью, что завязь верхняя. Черта над числом плодолистиков означает, что околоцветник находится над завязью, что завязь нижняя. Обоеполый цветок обозначается знаком ♀, мужской - ♂, женский - ♀.
Формулы цветков
1) С простым околоцветником.
а) Правильные (актиноморфные):
Сем. Гречишные - Polygonaceae
Гречиха посевная - Fagopyrum sagittatum Gilib.
*P5A8G(3)
Сем. Лилейные - Liliaceae
Тюльпан - Fulipa - *P3+3A3+3G(3).
б) Неправильные (зигоморфные):
Сем. Злаки - Poaceae (Gramineae).
Чаще всего цветок имеет формулу - ↑P(2)+2A3G(2).
2) С двойным околоцветником.
а) Правильные (актиноморфные):
Сем. Розовые - Rosаceae
Вишня садовая - Cerasus vulgaris Mill. - *Ca(5)Co(5)A∞G1.
Б) Неправильные:
Сем. Бобовые или Мотыльковые - Fabаceaе или Leguminоsae
Горох посевной - Pisum sativum L. ↑Ca(5)Co1+2+(2)A(9)+1G1.
3) Раздельнополые.
Сем. Тыквенные - Cucurbitaceae.
Огурец посевной - Cucumis sativus.
Пестичный (женский) цветок ♀*Са(5)Сo(5)A0G(3).
Тычиночный (мужской) цветок ♂*Сa(5)Co(5)A(2)+(2)+1G0.
Курс «Ботаника» для направления подготовки «Агрохимия и агропочвоведение» является предшествующим для следующих дисциплин:
- физиология растений;
- биохимия растений;
- земледелие;
- агробиоценология;
- овощеводство;
- растениеводство;
- ландшафтоведение;
- планирование урожаев сельскохозяйственных культур.
В период сессии студенты, слушая лекции (4 часа) и выполняя под руководством преподавателя лабораторно-практические работы (8 часов) изучают анатомические препараты под микроскопом, делают зарисовки, пишут конспекты, определяют растения, знакомятся с наглядными пособиями, таблицами, гербариями. Самостоятельная работа заочника составляет – 87 часов. Студент - заочник должен изучить все разделы ботаники и выполнить одну контрольную работу. После завершения курса лекций и лабораторно-практических занятий в первом семестре 1 курса студенты сдают экзамен.
Тематический план лекций
№ | Тема | час |
1. | Анатомия и морфология растений | |
2. | Систематика растений | |
3. | География и экология растений |
Тематический план лабораторно-практических занятий
№ | Тема | час |
1. | Строение растительной клетки | |
2. | Первичное и вторичное строение корня | |
3. | Морфология побега. Анатомическое строение стебля растений | |
4. | Морфология листа, цветка, семян и плодов | |
5. | Видоизменения корня, побега и листа | |
6. | Характеристика семейств класса Однодольные растения и определение их по гербариям | |
7. | Характеристика семейств класса Двудольные растения и определение их по гербариям | |
8. | Индивидуальное определение растений |
Курс «Ботаника» для направления подготовки «Агрономия» является предшествующим для следующих дисциплин:
- физиология и биохимия растений;
- растениеводство;
- плодоводство;
- овощеводство;
- кормопроизводство;
- технология хранения и переработки продукции растениеводства;
- агробиоценология;
- планирование урожаев сельскохозяйственных культур;
- земледелие.
В период двух сессий студенты, слушая лекции (14 часов) и выполняя под руководством преподавателя лабораторно-практические работы (18 часов) изучают анатомические препараты под микроскопом, делают зарисовки, пишут конспекты, определяют растения, знакомятся с наглядными пособиями, таблицами, гербариями. Самостоятельная работа заочника составляет - 135 часов. Студент - заочник должен изучить все разделы ботаники и выполнить одну контрольную работу. После завершения курса лекций и лабораторно-практических занятий, студенты в первый семестр 1 курса сдают зачет, а во втором семестре этого же курса сдают экзамен.
Тематический план лекций
№ | Тема | час |
1. | Введение в курс «Ботаника» | |
2. | Растительная клетка и особенности ее строения. | |
3. | Растительные ткани | |
4. | Вегетативные и генеративные органы | |
5. | Систематика растений | |
6. | Низшие и высшие растения | |
7. | Покрытосеменные растения и их классификация | |
8. | География и экология растений |
Тематический план лабораторно-практических занятий
№ | Тема | час |
1. | Строение растительной клетки | |
2. | Классификация тканей растений и их изучение | |
3. | Первичное и вторичное строение корня | |
4. | Морфология побега. Анатомическое строение стебля растений | |
5. | Морфология листа, цветка, семян и плодов | |
6. | Видоизменения корня, побега и листа | |
7. | Характеристика семейств класса Однодольные растения и определение их по гербариям | |
8. | Характеристика семейств класса Двудольные растения и определение их по гербариям | |
9. | Индивидуальное определение растений |
Курс «Ботаника» для направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» является предшествующим для следующих дисциплин:
- физиология растений;
- биохимия;
- биохимия сельскохозяйственной продукции
- овощеводство и плодоводство;
- кормопроизводство;
- технология хранения и переработки продукции растениеводства;
- производство продукции растениеводства.
В период сессии студенты, слушая лекции (8 часов) и выполняя под руководством преподавателя лабораторно-практические работы (12 часов) изучают анатомические препараты под микроскопом, делают зарисовки, пишут конспекты, определяют растения, знакомятся с наглядными пособиями, таблицами, гербариями. Самостоятельная работа заочника составляет - 153 часа. Студент - заочник должен изучить все разделы ботаники и выполнить одну контрольную работу. После завершения курса лекций и лабораторных занятий в первом семестре первого курса студенты сдают экзамен.
Тематический план лекций
№ | Тема | час |
1. | Введение в курс «Ботаника» | |
2. | Растительная клетка и особенности ее строения. | |
3. | Растительные ткани | |
4. | Вегетативные и генеративные органы | |
5. | Систематика растений | |
6. | Низшие и высшие растения | |
7. | Покрытосеменные растения и их классификация | |
8. | География и экология растений |
Тематический план лабораторных занятий
№ | Тема | час |
1. | Строение растительной клетки | |
2. | Пластиды и запасные питательные вещества | |
3. | Первичное и вторичное строение корня | |
4. | Морфология побега. Анатомическое строение стебля растений | |
5. | Морфология листа, цветка, семян и плодов | |
6. | Видоизменения корня, побега и листа | |
7. | Покрытосеменные растения и их классификация | |
8. | Характеристика семейств класса Однодольные растения и определение их по гербариям | |
9. | Характеристика семейств класса Двудольные растения и определение их по гербариям | |
10. | Индивидуальное определение растений |
При самостоятельной работе в межсессионный период, а также во время сессии необходимо пользоваться учебной литературой. Ниже указаны литературные источники, в которых можно найти информацию по конкретным разделам. Они идут в тексте под соответствующими номерами:
1. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. – 3-е изд., переаб. и доп. - М.: Колос, 2005. – 528 с.
2. Родман Л.С. Ботаника с основами географии растений. – М.: КолосС, 2006. – 397 с.
3. Хржановский В.Г. Курс общей ботаники. Учебник для с/х вузов 2 е изд. перер. и доп. – М. Высшая школа, 1982 – 384 с. т.1
4. Хржановский В.Г. Курс общей ботаники. Учебник для с/х вузов 2 е изд. перер. и доп. – М. Высшая школа, 1982. – 544 с. т.2
5. Прохоренко Н.Б., Пахомова В.М., Даминова А.И. Учебное пособие по Ботанике с грифом УМО. Казань: КГСХА, 2005г. – 166 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ