Особенности организации проведения повторной
Государственной экологической экспертизы
Как уже отмечалось ранее, в случае получения отрицательного
заключения заказчик вправе представить материалы на повторную
ГЭЭ при условии их переработки с учетом замечаний, изложен-
ных в данном отрицательном заключении. Основанием для повтор-
ного рассмотрения материалов по объектам экспертизы являются:
доработка материалов по замечаниям и предложениям, изло-
женным в уведомлении экспертного подразделения, которое про-
водило первоначальное рассмотрение материалов, направленных
наГЭЭ, или содержащимся в отрицательном заключении экспер-
тной комиссии;
изменение условий природопользования;
реализация объекта экспертизы с отступлениями от ранее при-
нятых решений, получивших положительное заключение ГЭЭ;
истечение срока действия положительного заключения ГЭЭ;
решение суда, арбитражного суда.
Повторная ГЭЭ проводится экспертной комиссией, как прави-
ло, в первоначальном составе, и образуется тем же уполномочен-
ным органом. Финансовое обеспечение повторной ГЭЭ осуществ-
ляется заказчиком.
Повторная экспертиза по решению судебных органов осуще-
ствляется экспертным подразделением ГЭЭ, определяемым реше-
нием суда. В случаях проведения повторной ГЭЭ по поручению су-
дебных органов решение о компенсации затрат на ее проведение
принимается судом. После завершения повторной ГЭЭ заключение
экологической экспертизы направляется судебному органу, по ре-
шению которого она проводилась.
Права и обязанности заказчика документации,
Представляемой на экологическую экспертизу.
Финансирование ГЭЭ
Права и обязанности заказчиков документации, подлежащей
экологической экспертизе, определены ст. 25 и 26 Федерального
закона «Об экологической экспертизе». Заказчики документации,
предоставляемой на экологическую экспертизу, имеют право:
получать от специально уполномоченного государственного
органа в области экологической экспертизы, организующего про-
ведение ГЭЭ, информацию о сроках проведения экологической
экспертизы, затрагивающей интересы этих заказчиков;
получать для ознакомления от специально уполномоченного
государственного органа в области экологической экспергизы,
организующего проведение ГЭЭ, нормативно-технические и ин-
структивно-методические документы о проведении экспертизы;
обращаться в специально уполномоченные государственные
органы в области экологической экспертизы, организующие про-
ведение ГЭЭ, с требованиями устранения нарушений установлен-
ного порядка проведения экспертизы;
представлять пояснения, замечания, предложения в письмен-
ной или устной форме относительно объектов ГЭЭ;
оспаривать заключения ГЭЭ в судебном порядке;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного
умышленным нарушением законодательства Российской Федера-
ции об экологической экспертизе.
Заказчики документации, подлежащей экологической экспер-
тизе, обязаны:
представлять на экологическую экспертизу документацию в со-
ответствии с требованиями Федерального закона «Об экологичес-
кой экспертизе»;
оплачивать проведение ГЭЭ;
передавать специально уполномоченным государственным орга-
нам в области экологической экспертизы и общественным орга-
низациям, организующим проведение экологической экспертизы,
необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные раз-
работки относительно объектов экологической экспертизы;
осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность
в соответствии с документацией, получившей положительное за-
ключение ГЭЭ;
передавать данные о выводах заключения ГЭЭ в банковские орга-
низации для открытия финансирования реализации объекта экс-
пертизы.
Законодательство Российской Федерации об экологической
экспертизе классифицирует нарушения со стороны следующих
участников экспертного процесса:
заказчик документации, подлежащей экологической экспсрти-
зе, и лица, заинтересованные в определенном содержании за-
ключения экспертизы;
руководители специально уполномоченных государственных
органов в области экологической экспертизы;
руководители экспертных комиссий ГЭЭ;
руководители экспертных комиссий экологической экспертизы
и эксперты экологической экспертизы;
должностные лица государственных органов исполнительной
власти и органов федерального надзора и контроля;
должностные лица органов местного самоуправления.
Нарушениями законодательства Российской Федерации об эко-
логической экспертизе заказчиком документации, подлежащей
экологической экспертизе, и заинтересованными лицами явля-
ются:
непредставление документации на экологическую экспертизу;
фальсификация материалов, сведений и данных, представляе-
мых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах
ее проведения;
принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке
заведомо ложного заключения экспертизы;
создание препятствий организации и проведению экологиче-
ской экспертизы;
уклонение от представления специально уполномоченным госу-
дарственным органам в области экологической экспертизы и обще-
ственным организациям (объединениям), организующим и прово-
дящим экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных;
реализация объекта экологической экспертизы без положитель-
ного заключения ГЭЭ;
осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соот-
ветствующей документации, которая получила положительное за-
ключение ГЭЭ.
Нарушениями законодательства Российской Федерации в об-
ласти экологической экспертизы руководителями специально
уполномоченных государственных органов в области экологиче-
кой экспертизы и руководителями экспертных комиссий ГЭЭ
являются:
нарушение установленных настоящим Федеральным законом
правил и порядка проведения ГЭЭ;
нарушение порядка формирования и организации деятельно-
сти экспертных комиссий ГЭЭ;
неисполнение установленных настоящим Федеральным зако-
ном для специально уполномоченного государственного органа в
области экологической экспертизы обязанностей;
нарушение установленного порядка расходования перечислен-
ных заказчиком документации, подлежащей ГЭЭ, средств на про-
ведение экспертизы;
несоответствие оплаты выполненных работ их объему и каче-
ству;
необоснованность материалов по учету выводов общественной
экологической экспертизы и поступивших от органов местного
самоуправления, общественных организаций (объединений),
граждан аргументированных предложений по экологическим ас-
пектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит
ГЭЭ.
Нарушениями законодательства Российской Федерации в об-
ласти экологической экспертизы руководителями экспертной ко-
миссии экологической экспертизы и экспертами экологической
экспертизы являются:
нарушение требований законодательства Российской Федера-
ции субъектов Российской Федерации об экологической экспер-
тизе, а также законодательства Российской Федерации об охране
окружающей природной среды, стандартов и иных нормативно-
технических документов;
необоснованность выводов заключения экологической экспер-
тизы;
фальсификация выводов заключения экологической эксперти-
зы;
сокрытие от специально уполномоченного государственного
органа в области экологической экспертизы или от общественной
организации (объединения), организующих проведение экологи-
ческой экспертизы, что экспертом является представитель заказ-
чика документации или разработчика проекта.
Нарушениями законодательства Российской Федерации об эко-
логической экспертизе должностными лицами государственных
органов исполнительной власти и федерального надзора и конт-
роля, а также органов местного самоуправления являются:
фальсификация сведений и данных о результатах проведения
экологической экспертизы;
выдача разрешений на специальное природопользование или
на осуществление иной деятельности, которая может оказать пря-
мое или косвенное воздействие на окружающую природную сре-
ду, без положительного заключения ГЭЭ;
организация и (или) проведение экологической экспертизы
неправомочными на то органами, организациями и обществен-
ными организациями (объединениями);
прямое или косвенное вмешательство в работу специально упол-
номоченных государственных органов в области экологической
экспертизы, экспертных комиссий и экспертов в целях оказания
влияния на ход и результаты проведения ГЭЭ и общественной эко-
логической экспертизы;
незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о
проведснии общественной экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства Российской Федерации об эко-
логической экспертизе также являются финансирование и креди-
тование реализации объекта экологической экспертизы банковс-
кими организациями, их должностными лицами, иными юриди-
ческими и физическими лицами без положительного заключения
ГЭЭ.
Лица, виновные в совершении нарушения законодательства
Российской Федерации об экологической экспертизе, несут уго-
ловную, административную, материальную, гражданско-правовую
ответственностъ.
Государственная экологическая экспертиза проводится при усло-
вии ее предварительной оплаты заказчиком в полном объеме и в
установленном порядке документации. Начало срока проведения
ГЭЭ устанавливается не позднее, чем через один месяц после ее
оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и доку-
ментов в полном объеме.
После определения стоимости проведения ГЭЭ ответственный
исполнитель подготавливает уведомление заказчику о приеме ма-
териалов на экспертизу и необходимости оплаты экспертизы ма-
териалов в течение 30 дней со дня получения уведомления с при-
ложением счета на оплату и сметы расходов. Заметим, что финан-
сирование ГЭЭ осуществляется за счет средств заказчика материа-
лов, подлежащих экспертизе.
При отсутствии документа, подтверждающего оплату проведе-
ния ГЭЭ, в течение 30 дней со дня получения заказчиком доку-
ментации уведомления о необходимости оплаты экспертиза пред-
оставленных материалов не проводится, а сами материалы возвра-
щаются заказчику с сопроводительным письмом о возврате мате-
риалов.
Финансовые средства на осуществление ГЭЭ перечисляются за-
казчиком документации, подлежащей экспертизе, на специаль-
ный субсчет специально уполномоченного государственного орга-
на. Перечисленные заказчиком финансовые средства расходуются
исключительно на проведение ГЭЭ. Специально уполномоченный
государственный орган несет ответственность за целевое исполь-
зование этих средств.
Стоимость работ по организации и проведению ГЭЭ докумен-
тации определяется по каждому объекту экспертизы в отдельности
и устанавливается прямым расчетом, исходя из затрат, связанных
с проведением экспертизы документации и материально-техни-
ческим обеспечением внештатных экспертов.