Виды государственного надзора
9.1.1. Государственный надзор за предотвращением загрязнения ВВП при эксплуатации судов внутреннего и смешанного плавания осуществляют региональные Центры Госсанэпиднадзора на транспорте Минздрава России, территориальные органы Госкомэкологии России и территориальные органы МПР России в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.1991.
9.1.2. Региональные Центры Госсанэпиднадзора на транспорте руководствуются также Законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и указаниями разд. 4 СанПиН 2.5.2-703-98 "Суда внутреннего и смешанного (река - море) плавания".
9.1.3. Государственный надзор при эксплуатации судов может быть плановым и неплановым.
9.1.4. Плановый надзор проводится региональными Центрами Госсанэпиднадзора на транспорте одновременно с плановым текущим санитарным контролем, предусмотренным СанПиН 2.5.2-703-98. На судах внутреннего плавания плановый надзор производится один раз в год при сдаче судна в эксплуатацию после зимнего отстоя или ремонта, а на судах смешанного (река - море) плавания, работающих круглогодично, - один раз в 2 года. Сроки проведения планового надзора судовладелец согласовывает с региональным Центром Госсанэпиднадзора на транспорте.
9.1.5. Неплановый надзор может проводиться в установленном порядке всеми государственными надзорными органами, указанными в п. 9.1.1, на ходу судна (в рейсе), при стоянке у причала, на рейде без предварительного согласования с судовладельцами и капитанами судов и включает следующие виды:
1) Выборочный контроль отдельных судов для проверки выполнения экипажем требований по предотвращению загрязнения водной среды.
2) Проверка эффективности работы судового водоохранного оборудования (станций ОНВ, станций ООСВ, печей-инсинераторов) с отбором и без отбора проб обработанной подсланевой нефтесодержащей и сточной воды.
3) Контроль судов при наличии подозрения о загрязнении судном водной среды.
4) Контроль судов по другим причинам, связанным с экологической ситуацией и санитарно-эпидемиологической обстановкой на ВВП, контролируемых региональными и территориальными органами государственного надзора.
9.1.6. Если при неплановом надзоре, проводимом согласно п. 9.1.5, обнаружены нарушения, допущенные по вине администрации судна, и капитану выдано предписание об их ликвидации в установленные сроки, то последующая проверка выполнения предписания, включая анализы проб сточной и подсланевой нефтесодержащей воды, считается плановым надзором.
9.1.7. Плановый надзор проводится за счет судовладельца. Неплановый надзор проводится за счет средств госбюджета, выделяемых контролирующим органам.
Плановый надзор
9.2.1. К моменту прибытия на судно представителя регионального Центра Госсанэпиднадзора на транспорте для проведения планового надзора на судне должны быть закончены ремонтные работы, экипаж укомплектован, системы и оборудование, предотвращающие загрязнение водной среды, должны находиться в рабочем состоянии.
9.2.2. Капитан судна или его старший помощник (1-й штурман) до начала обследования, наряду с документами, указанными в СанПиН 2.5.2-703-98, предъявляет представителю регионального Центра Госсанэпиднадзора на транспорте следующее:
1) "Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором" - форма РР-1.8 или РР-1.9.
2) Схему пломбирования запорной арматуры систем откачки за борт подсланевых нефтесодержащих и сточных вод, а также других запорных устройств, через которые в водную среду могут быть сброшены вредные вещества (последнее - на нефтяных танкерах и на танкерах-химовозах).
3) Запись в вахтенном журнале о пломбировании запорной арматуры, произведенном перед выходом в навигацию.
4) Журнал СД-36 - на судах внутреннего плавания и Журнал нефтяных операций, ч. I, Журнал операций со сточными водами, Журнал операций с мусором - на судах смешанного плавания.
5) Копии протоколов анализов проб очищенной подсланевой нефтесодержащей воды и очищенной и обеззараженной сточной воды после станций ОНВ и ООСВ (при наличии на судне станций ОНВ и ООСВ).
9.2.3. В соответствии с СанПиН 2.5.2-703-98 при проведении планового надзора представитель территориального Центра Госсанэпиднадзора проверяет следующее:
1) Документы, указанные в п. 10.2.2.
2) Наличие и состояние пломб на арматуре, через которую неочищенные нефтесодержащие воды и сточные воды могут быть выпущены в водный объект.
3) Наличие необходимого количества контейнеров (баков) для сухого мусора и пищевых отходов.
4) Состояние станции ООСВ путем наблюдения за ее работой по штатным приборам. При наличии на судне сточных вод отбирается проба очищенной и обеззараженной воды и передается на анализ в аттестованную лабораторию. Если во время проведения планового надзора в сборной цистерне нет сточных вод (при проведении контроля перед сдачей судна в эксплуатацию), станция ООСВ должна работать на забортной воде, а отбор проб переносится на последующий период.
5) Состояние станции ОНВ путем наблюдения за ее работой по штатным приборам. При наличии в сборной цистерне подсланевых нефтесодержащих вод отбирается проба очищенной воды и передается на анализ в аттестованную лабораторию.
Если во время проведения контроля в сборной цистерне нет нефтесодержащих вод (проведение контроля при сдаче судна в эксплуатацию), отбор пробы переносится на последующий период.
6) Состояние печи-инсинератора путем ее включения и наблюдения за работой по штатным приборам.
9.2.4. По результатам планового надзора делается запись в "Акте текущего санитарного контроля" или составляется отдельный "Акт планового надзора за предотвращением загрязнения ВВП". Указанные Акты составляются в двух экземплярах. Один хранится на судне до следующего планового надзора, второй - в региональном Центре Госсанэпиднадзора на транспорте, осуществляющем плановый надзор.
Неплановый надзор
9.3.1. Выборочному обследованию отдельных судов для проверки выполнения требований по предотвращению загрязнения водной среды могут подвергаться суда внутреннего и смешанного (река - море) плавания при их работе на ВВП, причем региональные и территориальные органы государственного надзора в пределах своей компетенции и в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут обследовать любое судно, находящееся в контролируемом ими бассейне, независимо от порта приписки и места нахождения судовладельца.
9.3.2. Капитан судна или его старший помощник (1-й штурман) обязан предъявить представителю государственного контролирующего органа документы, указанные в п. 9.2.2. После проверки документов представитель контролирующего органа определяет перечень и объем работ при дальнейшем обследовании. В отдельных случаях можно ограничиться проверкой документов или провести все или часть работ, указанных в п. 9.2.3.
9.3.3. По результатам выборочного обследования делается запись в Санитарном журнале судна или составляется "Акт непланового надзора за предотвращением загрязнения ВВП", копия которого остается на судне.
9.3.4. При проверке эффективности судового водоохранного оборудования контроль заключается в обследовании системы очистки подсланевой нефтесодержащей воды (включая станцию ОНВ) и (или) системы очистки сточной воды (включая станцию ООСВ).
Если при обследовании систем очистки не обнаружены видимые недостатки и показания штатных приборов находятся в пределах паспортных значений, может производиться отбор проб очищенной и обеззараженной воды после станции ООСВ или очищенной воды после станции ОНВ. Пробы направляются на анализ в аттестованную лабораторию.
9.3.5. При наличии подозрения о загрязнении судном водной среды представители государственных органов могут потребовать от капитана предъявления всех или части документов, указанных в п. 9.2.2, а также письменного объяснения обстоятельств, по которым возникло подозрение о загрязнении водной среды именно этим судном. Производится проверка опломбирования запорной арматуры на трубопроводе сточных вод и подсланевых нефтесодержащих вод, идущих за борт, а также записи о пломбировании в вахтенном журнале. При необходимости проводится опрос членов экипажа и другие действия, позволяющие подтвердить или отказаться от обвинения судна в загрязнении водной среды.
По результатам обследования составляется Акт, подписываемый представителем органа государственного надзора и капитаном. Если капитан не согласен с выводами представителя органа государственного надзора, он записывает свое несогласие с конкретными положениями Акта и после этого ставит свою подпись. Копия Акта должна быть оставлена на судне.