Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы
Природа – это естественное место существования человека. Первобытный человек понимал природу как место своего существования. Затем человек стремится познавать законы существования природы и преобразовать природу в соответствии со своими потребностями. Все философские системы обращались к проблемам постижения природы, т.е. возникла философия природы. Мифологическое мировоззрение включает мифы о происхождении мира, природы, человека в мифах, проявляются целостное понимание единства человека и природы. Мифам присуще антропоморфность, т.е. уподобление природных явлений человеческой деятельности. Знаний о природу у человека не хватало, и вся природа казалась ему живой, одушевленной, это явление получило название «анимизм» (одушевление природы). Люди ощущали родство с животными и отсюда существовал «тотемизм» (культ животных). Первобытные люди занимались рыболовством, охотой и постоянно приобретали знания о растениях и животных. От собирательства растений переходят к их возделыванию – растениеводству и земледелию. От охоты перешли к одомашниванию животных – животноводству. Так возникает сельское хозяйство. В античности человек пытается природу понять, изучать ее. Первые Греческие философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит – их называли физиками (от греч. «физис» – природа) или натурфилософами. Пифагор впервые назвал окружающий мир словом «космос». Первые философы пытались решить вопрос о первооснове, первоначале, первоматерии. Фалес в качестве первоначала предложил воду, Анаксимен предложил воздух, Гераклит – огонь. Демокрит предложил в качестве первоосновы атом. Вся природа – это гармоническое многообразие материальных элементов. Анаксимандр написал труд о природе, в которой сделал предположение, что человек первоначально был подобен рыбе. Анаксагор высказывал мысль о бесконечности вселенной. Большое внимание изучению природы уделяет Аристотель. Крупнейший Древне Греческий философ. Он считал, что природа устроена целесообразно. Природа – это материя обладающая формой. Форма – это осуществление возможностей природы. Природа – это живой организм само порождающий свои формы. Источник этого порождения ум бога. Аристотель в Афинах создал музей естественной природы. Ученик Аристотеля Феофраст в книге об истории растений описал 400 видов растений. В древнем Риме можно назвать Катон, Варрон им принадлежит литература по агрономии и медицине. Лукреций Кар в поэме о природе вещей рассматривает происхождение вселенной, небесных тел и жизни. Плиний Старший «Естественная история» 37 томов. Сенека предложил понятие натурфилософии. Древне Греческие философы сформировали первые представления о единстве мира и человека, сложились зачатки экологического знания о растениях, животных, устройстве мира. Основные идеи которые были высказаны – это материальность мира. Естественность происхождения жизни на земле, возможность трансформации одних форм в другие. Аристотелева идея «Лестницы существ» от низших к высшим, представления о целостности организма и о развитии организмов. Следующие взгляды – это средневековые. Для средних веков характерен «теоцентризм» («Тео» - бог). Бог создал Землю, природу, все живые существа, но поскольку человек создан по образу и подобию, то человек занимает более высокую позицию в природе. При этом природа, как божественное создание, не нуждалось ни в каком усовершенствовании. В науке этого периода наблюдался застой, создавались университеты, но естественных факультетов там не было. На смену средневековью приходит эпоха Возрождения (15-16 века). В центре философии учение о человеке – «антропоцентризм». Бернардино, Телезио рассматривают природу исходя из ее собственных начал. Характерным направлением является «пантеизм» – бог во всем, и происходит отождествление бога и природы. Джардано Бруно (1548-1600гг) соединяет достижения конкретных наук и развивает мысли пантеизма. Вселенная – есть бог, она бесконечна, есть бесчисленное солнце и планеты следуют по своим орбитам, в мире все одушевлено. В эпоху возрождения природа воспринимается и как эстетический идеал, как прекрасное. Эпоха Просвещения (18 век) характерна деятельностью материалистов, таки как Ламетри, Дидро, Гельвеций. Складывается представление о природе и о человеке как механизме. Жан Жак Руссо представитель французского Просвещения, обращался к проблеме человека и считал, что культура враждебна природе. Что бы человек был свободен, нужно, что бы человек вернулся назад к природе. Поль Гольбах в произведение «Система природы» писал, что природа есть совокупность движущихся атомов, человек должен покорится природе. Между человеком и природой нет принципиальной разницы. Природа – это основа человеческого разума. Для Эпохи «Нового Времени» характерно становление капитализма, вследствие чего развивается производство, а для развития капитализма необходимо развитие науки. На первое место выходят проблемы научного познания, возникают идеи господства над природой. В «Новое Время» естественно научные познания, эпоха великих географических открытий. Осваивают Сибирь, Америку, Австралию и знакомятся более полно с фауной природы. Создаются ботанические сады, зоологические музеи, кунцкамеры. В вопросах научного познания формируется два направления. 1. Эмпиризм (Д. Локк, Ф. Бэкон, Т. Гоббс) знания следует в первую очередь получать опытным или чувственным путем с помощью индуктивного метода (от частного к общему) 2. Рационализм (Р. Декарт, Спиноза, Паскаль) первое место в познании играет разум на основе дедуктивного метода (от общего к частному). Гегель в сочинении «Философия природы» обосновывает свою концепцию натурфилософии. Философское рассмотрение природы – это единство теоретического и практического отношения. Природу надо рассматривать в ее целостности. Начало 18 века – это время когда происходит научная революция, развиваются точные и естественные науки. К. Линей «Системы природы» В 19 веке в биологии утвердилась идея эволюции, сформированная Ч. Дарвином «Происхождение видов путем естественного отбора». Заслуга Дарвина, в том, что он вскрыл материальные факторы эволюции изменчивость и наследственность и один из движущих факторов естественный отбор. Развитие знаний о природе выражалось в формах конкретного естествознания и теоретических построений натурфилософии Гете, Гегель.
№ 13.
Особенности хозяйственной деятельности с учетом перспективы конечности материальных ресурсов планеты
Человечество с момента своего возникновения на Земле занимается хозяйственной деятельностью. Основной способ – это труд. Применение орудий труда сделало человека относительно независимым. Объем производства основывался на материалах естественного происхождения и он был небольшим, поэтому отрицательные последствия производственной деятельности людей были незаметны. По мере ускорения темпов индустриального развития масштабы производства стали глобальными и механизмы природной само регуляции стали давать сбои. Человек все время рассматривал природу, как кладовую ресурсов. Природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемы; восполняемые и не восполняемые. Есть углеводороды и главная проблема это их неуспеваемость восстанавливаться. Возникло антагонистическое противоречие между растущими материально-энергетическими потребностями человеческого общества и ограниченными ресурсами имеющимся на Земле. Выходом из кризиса должны быть научно обоснованные программы разумного обеспечения потребностей населения Земли, разумной достаточности, в том числе и населения. Важнейшие направления деятельности человека в биосфере это производство пищи, производство энергии, промышленных материалов и т.д. Это часто оказывает негативное воздействие на биосферу, так же как химический синтез, транспортная и военная деятельность. Антропогенная деятельность приводит так же к загрязнению биосферы и даже разрушению отдельных ее частей. Разрабатываются природоохранные мероприятия с учетом изменения приоритетов и ценностных ориентиров людей. Важно понимание природы, как ценности.