Тема. Методы реадаптации и коррекции
Цель.Ознакомиться и по возможности овладеть традиционными методами реадаптации и основами аутотренинга.
Оборудование. Магнитофон или видеомагнитофон, кассета с релаксационной музыкой или видеокассета с записью комплекса цигун-дыхательных упражнений.
Теоретическое введение
В последнее время появилась литература, в которой описываются достоинства восточных методов коррекции функции кардиореспираторной системы и обмена веществ (Китайская цигун-терапия, 1991). Одним из таких методов являются цигун-дыхательные упражнения. Преимуществом данного метода является то, что он легок в усвоении, не требует никакого оборудования и может быть применен практически в любых условиях существования.
По мнению Кун Цзянь, Чжан Яолун (1991), Чжоу Мин (1991), цигун-дыхательные упражнения укрепляют здоровье и усиливают иммунитет, снимают усталость и повышают работоспособность, развивают интеллект и вскрывают резервные возможности тела и психики, подготавливают организм к деятельности в экстремальных условиях.
Задачи цигун-упражнений состоят:
1 - в обеспечении достаточного количества чистой Ци энергии (часть Ци человек приобретает до рождения в утробе матери, а другую пополняет извне в результате обмена с внешней средой в процессе жизни);
2 – в равномерном течении Ци по энергетическим каналам в определенном направлении.
К методам профилактики и коррекции нарушений адаптации к факторам среды относят также аутотренинг. В основе аутотренинга лежит глубокое мышечное и умственное расслабление. Техника мышечного расслабления была разработана в клинике по предупреждению сердечных заболеваний. Чтобы ее освоить, потребуются и время, и определенные усилия. Но зато при помощи этой техники вы сможете не только справляться со стрессом, но и снизить кровяное давление, а также уменьшить вероятность возникновения головных болей и улучшить сон. Умственное расслабление предполагает полное освобождение мозга от всяких неприятных мыслей, которые вызывают стресс, помогает избавиться от страха, беспокойства, неуверенности.
К методам коррекции и реадаптации относится также фармакокоррекция, включающая фитотерапию.
Задание 1. Ознакомиться с методикой выполнения цигун-дыхательных упражнений.
Все упражнения проводятся в состоянии глубокого расслабления и успокоения ума. В этом заключается принципиальное отличие цигун-упражнений от обычных физических упражнений. Дело в том, что в состоянии глубокого расслабления и успокоения ума происходит эффективная регуляция всех систем организма, энергия Ци течет правильно, закупорки меридианов не происходит, организм выздоравливает и укрепляется. Есть различные способы успокоения и сосредоточения. Мы будем использовать наиболее простые и безопасные с точки зрения появления каких-либо нежелательных отклонений от нормы или болезненных реакций способы.
Цигун-упражнения эффективны при систематических и регулярных занятиях, результаты достигаются не в один день, поэтому после освоения методики дыхательные упражнения желательно продолжать выполнять дома самостоятельно. Наиболее эффективное время выполнения упражнений в 17-19 часов. Успех цигун-упражнений прямо зависит от правильного положения тела. Для дыхательных упражнений наиболее приемлемо положение сидя.
Сесть необходимо прямо, не прислоняясь к спинке стула, ноги (обувь без каблуков) поставить под прямым углом к полу, стопы параллельны друг другу и располагаются на ширине плеч, руки на коленях, ладонями вверх.
Опустите веки. Ваше тело постепенно расслабляется. Для достижения лучшего результата и контроля за ходом расслабления рекомендуется вначале напрячь мышцы, а затем расслабить их.
Расслаблен лоб, разведены брови, опущены веки, расслаблены щеки.
Губы расслаблены, уголки губ приподняты в легкой полуулыбке (Джаконды, Венеры), рот слегка приоткрыт. Кончик языка легко и свободно касается твердого неба за альвеолами.
Подбородок убран, шея прямая и расслабленная.
Голова легкая, как будто подвешена за волосы.
Спина прямая и расслаблена.
Энергия Ци входит в голову через точку бай хуэй (точка, располагающаяся приблизительно между теменными костями), свободно проходит через спину и выходит в области промежности.
Расслаблены плечи. Локти слегка разведены в стороны. Подмышки пусты и округлены. Расслаблены предплечья, запястья и кисти рук.
Расслаблены мышцы ягодиц, бедер; мышцы голени, стопы также расслаблены.
Расслаблено все тело.
Наполним сердце любовью и радостью.
Мы занимаемся цигун в море энергии Ци. Она концентрируется над вашей головой, вращается вправо, влево, вперед, назад … входит в ваше тело, проходит через спину, промежность и уносит ваши недуги через стопы ног. Медленный глубокий вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
1 упражнение «Эмбриональное дыхание» (Юйчань фаньлан гун)
Левая рука на груди, правая – на животе. На вдохе (вдох через нос) на счет 1,2,3 (3 с) максимально втягиваем живот внутрь и поднимаем грудную клетку. На выдохе (выдох через рот) на счет 1,2,3 максимально выпячиваем живот. Глаза закрыты.
Выполняем 50 циклов.
Перед тем, как открыть глаза, необходимо потереть ладони, а затем лицо (вверх-вниз), затем волосистую часть головы.
Это упражнение целесообразно выполнять перед завтраком, обедом и ужином, а также в течение дня, когда вы испытываете голод.
Функции: массаж органов брюшной полости, снижение аппетита, снижение массы тела.
2 упражнение «Абдоминальное дыхание» (Юйчань си чжень гун)
Противоположный первому тип дыхания. Принять позу «кучера». Женщинам сжать левую руку в кулак с отверстием, образованным большим и указательным пальцем, и приставить ее ко лбу – отверстие напротив точки верхнего дань тянь (в центре лба). Сверху положить правую руку. Мужчинам – наоборот. Локти на коленях. Грудная клетка неподвижна, медленно вдохнуть 70-80 % жизненной емкости легких, выпятив живот, задержать дыхание на 2 сек, затем вдохнуть остальные 20-30 % воздуха через нос и медленно, плавно выдыхать через рот.
Выполнять в течение 10 мин. Мысленно представлять себя молодым, стройным. По окончанию упражнения не спешите открывать глаза, иначе можете почувствовать головокружение. Следует с закрытыми глазами потереть ладони, лицо (вверх-вниз), волосистую часть головы.
Признаки правильного выполнения:
- повышение частоты сердечных сокращений;
- повышение температуры тела – и в этом огне сгорают все недуги.
Функции: очищает организм, снимает морщины.
3 упражнение «Лотос»
Упражнение выполняется в положении тела: руки на коленях, ладонями вверх, язык касается альвеол. Расслабившись, вспомните о самом радостном и прекрасном в вашей жизни.
Грудная клетка неподвижна. Колебание стенок живота незначительное; дыхание происходит за счет диафрагмы. Должно отсутствовать напряжение при большой глубине дыхания.
Регулировка дыхания делится на три этапа.
1 этап. Контролируйте дыхание на вдохе, делая его глубоким, долгим, ровным, естественным. Следите при этом, чтобы ни грудь, ни живот заметно не поднимались. Вначале можно прислушаться к шуму при вдохе, постепенно добиваясь бесшумного, глубокого, долгого, ровного вдоха (5 мин). Вы вдыхаете чистую энергию. Она вливается в вас и наполняет все ваше тело.
2 этап. Контролируйте только выдох, расслабив мышцы всего тела. Он должен быть бесшумным, глубоким, долгим, ровным, как и вдох. Теперь все внимание сосредотачивается на выдохе.
Упражнение выполняется также около 5 мин.
3 этап. Не контролируйте ни вдох, ни выдох. Процесс дыхания идет естественно, произвольно. Не обращайте внимания на его глубину и продолжительность – ваше сознание само чувствует дыхание. Повторяйте про себя: «Я – огромная печь, все сожгу в пепел». Постепенно мысли уходят далеко, далеко, пропадают.
Этот этап длится 10 мин.
Упражнение выполняется 2 раза в день: утром и вечером.
Функции: происходит основной набор внешней энергии – чистой Ци; в состоянии полного покоя коры головного мозга происходит нормализация патогенного очага в головном мозге.
После выполнения упражнений потереть ладони друг о друга, затем провести 3-6 раз вверх-вниз по лицу и по волосистой части головы, сделать три глубоких выдоха и вдоха с руками, сложенными крест-накрест на нижнем дань тяне (расположен на 3 пальца ниже пупка). У мужчин левая кисть на животе, правая – на тыльной части левой руки, у женщин – наоборот правая кисть находится под левой. Вдох через нос с прижатым к альвеолам языком, затем язык опускается к основанию нижних зубов и делается выдох через рот. Затем язык вновь поднимается вверх и делается вдох через нос и снова выдох через рот с опущенным вниз языком. При этом можно думать, что вы вдыхаете чистую энергию, а выдыхаете мутную, грязную.
В заключение сглотните слюну и расслабьтесь.
Примечание: если 1 упражнение выполняется самостоятельно, то всякий раз после его выполнения делать три глубоких вдоха и выдоха с руками, сложенными на дань тянь.
После выполнения упражнений нельзя мыть лицо и руки и ходить в туалет в течение 30 мин. В течение 2 часов после занятий нельзя принимать душ. Поэтому ходить в туалет и принимать душ желательно до занятий.
Задание 2. Ознакомиться с методикой аутотренинга и овладеть ее основами.
1 упражнение «Глубокое мышечное расслабление»
Для выполнения упражнений на расслабление необходимо лечь на спину (желательно, чтобы в комнате была тишина). Если лечь нельзя, то сядьте поудобнее и закройте глаза.
Начинайте упражнение сжиманием кисти правой руки (если она у вас ведущая, для левши упражнение надо начинать с левой руки). Через несколько секунд расслабьте руку. После этого подавайте команды: рука становится тяжелой и теплой. Далее продолжайте давать команды правой части тела: расслабляться, теплеть, становиться тяжелой. Продолжайте мысленное движение с кисти на предплечье, плечо, лопатку, стопу, бедро и т.д., пока не расслабится вся правая сторона тела. Затем выполните то же самое для левой стороны тела. Кисти рук, руки, ноги должны постепенно наливаться тяжестью, теплом и расслабляться. Оставайтесь в этом положении несколько секунд, чтобы закрепить ощущение.
Следующим этапом является попытка расслабления бедер. В этом случае расслабление должно идти от живота к груди. Старайтесь не напрягать эти мышцы, просто передайте им команду испытывать тяжесть и тепло. Вы заметите, как дыхание постепенно замедляется, не надо только торопить этот процесс.
Далее расслабление должно идти выше к плечам, челюстям и мышцам лица. При этом обращайте особое внимание на мышцы вокруг глаз и мышцы лба. Расправьте все морщины. Заканчивайте упражнение, повторяя, что ваш лоб чувствует прохладу.
Если это возможно, проделывайте это упражнение по крайней мере два раза в день, затрачивая на это от 15 до 20 мин. Но если вы ограничены во времени, то пользу принесут даже минуты занятий. Лучше всего выполнять упражнение перед едой или спустя час - полтора после принятия пищи. Как только вы освоите технику глубокого расслабления мышц, можете перейти к упражнениям на умственное расслабление.
2 упражнение «Умственное расслабление»
Достичь умственного расслабления можно при помощи следующих упражнений.
Постарайтесь от всего отрешиться. Ассоциации - свободные.
Если неприятная мысль возвращается снова, то на выдохе скажите «нет».
Закрыв глаза, представьте себе любую спокойную сцену. Наиболее успокаивающее видение - голубое небо и спокойное синее море. Это может быть и любой предмет, не имеющий деталей. Попытайтесь представить себе голубой цвет, поскольку установлено, что этот цвет является самым благоприятным для расслабления.
Сосредоточьтесь на дыхании и почувствуйте, что оно медленно и естественно. Следите за каждым своим вдохом и выдохом.
А теперь вы должны себя почувствовать спокойным и отдохнувшим. Во время расслабления хорошо повторять какое-нибудь умиротворяющее слово, например любовь, мир или спокойствие. Это может быть и слово с меньшим символическим значением, например дыхание, земля, смех. Подойдет любое слово, которое будет вас успокаивать.
Постоянно напоминайте себе о необходимости держать мышцы лица (глаз, лба) расслабленными. Лоб должен ощущать прохладу.
После того, как вы освоите технику умственного расслабления, соедините оба упражнения в одном сеансе занятий. Вы обнаружите, что они легко совместимы. Глубокое мышечное и умственное расслабление нужно выполнять дважды в день. Для полного усвоения навыков расслабления (как мышечного, так и умственного) на первых порах необходимо повторять упражнения часто. Возможно, на это уйдет несколько недель, но зато потом вы сможете сполна воспользоваться своим преимуществом в борьбе со стрессами.
Когда вы полностью освоите технику глубокого мышечного и умственного расслабления, можете практиковать частичное мышечное и умственное расслабление. Это будет занимать всего 30 с.
Достигается это следующим образом. Устройтесь поудобнее - лучше всего сидя. Впоследствии можно научиться выполнять упражнение стоя (например, в очереди, если почувствуете приближение стрессового момента).
Глубоко вдохните и задержите дыхание на 5-6 с. Потом сделайте выдох.
Дайте команду всем мышцам расслабиться.
Повторите это 2 или 3 раза, пока не почувствуете полного расслабления.
Представьте себе самую приятную ситуацию, которая уместна в данной обстановке (например, красивый, успокаивающий ландшафт, заход солнца и т.п.)
Тренировка воображения помогает разрушить психические блоки, войти в контакт с организмом и телом, что поможет осуществить контроль над собой. Обучиться этому довольно трудно.
Предлагаем тест, с помощью которого можно проверить свою способность к расслаблению.
Сосредоточьте внимание на левой руке и почувствуйте, как она становится теплой. Затем переключите свое внимание на правое бедро и почувствуйте, как тепло разливается по нему: представьте себе, что оно наливается тяжестью. А теперь попробуйте справиться с более трудным заданием. Представьте себе, что одна нога тяжелее другой. Поначалу может показаться странным, но таким образом вы научитесь контролировать свои ощущения с помощью воображения.
Контрольные вопросы
1. Сравните понятия: адаптация, дезадаптация и реадаптация.
2. Дайте характеристику состояния организма человека на стадиях удовлетворительной адаптации, напряжения адаптации и срыва механизмов адаптации.
3. На что направлены методы профилактики дезадаптаций.
4. Какие механизмы и критерии функционирования организма человека учитываются при разработке методов профилактики и коррекции дезадаптаций ?
5. Какие методы реадаптации вы знаете ?
6. Какие основные требования должны соблюдаться при их освоении и выполнении ?
Литература
1. Васильев. В.Н. Здоровье и стресс. – М.: Знание, 1991.
2. Губарева Л.И., Беляев Н.Г. Снижение эффекта пренатального гиперкортицизма в условиях приема матерью экстракта солодки голой // Актуальные вопросы экологии и охраны природы экосистем Кавказа. – Ставрополь,1997.
3. Жемчужины цигун. – М.: Мир, 1996.
4. Китайская цигун-терапия / Пер. с англ. – М.: Энергоатомиздат, 1991.
5. Кун Дзян, Джан Яолун. Почему цигун может лечить болезни// Цигун и спорт. 1991. №5.
6. Тарасов А. Вечная гармония. – Ставрополь: АСОК-ПРЕСС, 1990.
7. Фармакологическая регуляция состояний дезадаптации /Под ред. Ю.Г.Бобкова. – М., 1986.
8. Чжоу Мин. Коротко о цигун // Цигун и спорт. 1991. №1.
Темы рефератов
1. Влияние климатических факторов окружающей среды на функциональное состояние ведущих адаптационных систем организма.
2. Адаптационные перестройки организма в условиях высокогорья.
3. Биотические факторы среды и их влияние на организм человека (по выбору).
4. Влияние антропогенных факторов окружающей среды на процессы формирования организма в пренатальном онтогенезе.
5. Экосенситивность организма в постнатальном онтогенезе.
6. Социальная адаптация и ее зависимость от типологических особенностей высшей нервной деятельности.
7. Социально детерминированные экологические ниши.
8. Экосистемы человека. Современная классификация экосистем.
9. Биоритмы человека. Явление десинхроноза, возникающее при трансконтинетальном и вертикальном перемещениях.
10. Экологическая геронтология.
11. Валеология и экология. Взаимосвязь и перспективы развития этих наук о человеке.
12. Состояние и оптимизация среды обитания района проживания.
13. Этническая экология.
14. Моделирование и прогнозирование изменений экологической ситуации как неотъемлемый аспект научных исследований экологии человека.
Темы курсовых работ
1. Влияние факторов окружающей среды на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.
2. Оценка физической работоспособности по тесту МПК у студентов разных регионов.
3. Динамика частоты сердечных сокращений и артериального давления в онтогенезе и их изменения в условиях высокогорья.
4. Возрастные особенности температурной чувствительности и терморегуляции в различных географических условиях.
5. Индивидуальная минута - эндогенный критерий времени. Особенности биоритмов у людей, проживающих в разных условиях.
6. Типы высшей нервной деятельности. Социальная адаптация с учетом типологических особенностей.
7. Физиологические механизмы сна. Нарушения сна при трансконтинентальных и вертикальных перемещениях
8. Физиологические основы поведения. Социально адаптированное поведение.
9. Механизмы старения. Роль экофакторов в продлении жизни.
10. Комнатные растения, содержащие фитонциды, как экологический фактор.
11. Растения, выделяющие ядовитые вещества, как экологический фактор.
12. Основы безопасности людей при глобальных экологических потрясениях, катастрофах, эпидемиях.
13. Природные комплексы района проживания и их влияние на организм человека.
14. Ландшафты района проживания, как основа ландшафтной эпидемиологии.
15. Состояние и оптимизация среды обитания района проживания.
16. Демографическое развитие района проживания и смена культур в ходе социогенеза.
17. Этническая экология.
18. Организация охраны здоровья населения района проживания.
19. Программа изучения района с позиций экологии человека.
20. Программа экологического развития района проживания.
Варианты контрольных работ для отделения заочного обучения
Вариант 1
1. Методы оценки, контроля и управления в области экологии человека: картографические, математико-статистические, социально-гигиенические, биогеохимические.
2. Геохимические естественные факторы среды и их влияние на организм человека
Вариант 2
1. Антропо-экологические критерии качества окружающей среды. Показатели здоровья населения.
2. Адаптация к условиям жаркого климата и особенности образа жизни человека.
Вариант 3
1. Экология человечества: естественные пределы численности человеческой популяции, биопродуктивность и ресурсы биосферы.
2. Экология человека в экстремальных условиях среды.
Вариант 4
1. Действие агрессивных факторов среды на генофонд человека.
2. Понятие о циркадных, цирканных и циркасинодических, микро- и макроритмах.
Вариант 5
1. Антропогенные факторы и механизмы их токсического влияния на организм человека.
2. Генетическая адаптация, генетические манипуляции, генная инженерия и биотехнология.
Вариант 6
1. Демографические проблемы.
2. Онтогенез человека, его критические периоды, тератогенные факторы.
Вариант 7
1. Классификация болезней и патологических состояний по степени и характеру их зависимости от факторов окружающей среды.
2. Экология человека в условиях горного климата.
Вариант 8
1. Валеология – учение о здоровом образе жизни.
2. Механизмы срочной адаптации и акклиматизации.
Вариант 9
1. Пути предупреждения негативных эпидемиологических последствий и преобразования природы.
2. Стресс и другие психологические проблемы.
Вариант 10
1. Последствия воздействия мутагенных и канцерогенных факторов.
2. Современные направления исследований в области экологии человека. Международное сотрудничество.
Примечание: номер варианта контрольной работы должен соответствовать последней цифре номера зачетной книжки.
Содержание
Стр.
Предисловие ……………………………………………………………… 4
Раздел 1: Абиотические, биотические, антропогенные факторы внешней среды……...…...…………………………..……………… … 5
Лабораторное занятие 1. Влияние абиотических факторов внешней среды на организм человека ………………………………………………… 5
Лабораторное занятие 2. Влияние биотических факторов среды на организм человека ………………………………………………………... 13
Лабораторное занятие 3. Антропогенные факторы среды и их влияние на организм человека ……………………………………………………… 26
Раздел II: Питание. Зависимость характера и качества пищи от среды обитания и способов хранения продуктов питания .……. 43
Лабораторное занятие 4. Продукты питания, их качественная и количественная характеристика …………………………………………. 43
Лабораторное занятие 5. Определение питательных веществ, необходимых организму человека ……………………………………… 47
Раздел III: Общие закономерности адаптивного процесса…….. 53
Лабораторное занятие 6. Климатическая адаптация …….………… 53
Раздел IV: Показатели состояния здоровья населения………….. 57
Лабораторное занятие 7. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным …………………………….. 57
Лабораторное занятие 8. Определение функционального состояния и адаптивных возможностей организма ………………………………… 70
Раздел V: Генофонд человека и факторы среды…..……………… 76
Лабораторное занятие 9. Влияние факторов внешней среды на реализацию генотипа …………………………………………….……… 76
Раздел VI: Социальные аспекты экологии человека …………….. 80
Лабораторное занятие 10. Стресс как экологический фактор. Cоциально-демографические проблемы экологии человека ………………………. 80
Раздел VII: Социальная и биологическая эволюция человека ….. 91
Лабораторное занятие 11. Антропогенез и экоадаптация. Основные этапы эволюции человека и их связь с изменениями условий окружающей среды ……………………………………………………………………… 91
Раздел VIII: Экологические аспекты хронобиологии …..……….… 95
Лабораторное занятие 12. Биологические ритмы, их адаптивная роль в антропогенных экосистемах …………………………………………….. 95
Раздел IX: Профилактика и коррекция дезадаптаций …..….……. 105
Лабораторное занятие 13. Методы реадаптации и коррекции ……….. 105
Темы рефератов ………………………………………………………….. 121
Темы курсовых работ …………………………………………………… 122
Темы контрольных работ для отделения заочного обучения ………… 123
ПЕРСОНАЛИИ:
Чурилова Татьяна Михайловна (Сhurilova Tatiana)
Кандидат биологических наук, доцент. Общий трудовой стаж 33 года, стаж научно-педагогической работы в высшем учебном заведении – 26 лет.
Должность:
с 2002 г. - зав. кафедрой психофизиологии, валеологии и естествознания Северо-Кавказского социального института (г.Ставрополь)
Образование:
В 1977 г. с отличием окончила Ставропольский государственный Ордена трудового Красного Знамени сельскохозяйственный институт (спец. Ветеринария).
В 1992 году окончила очную аспирантуру Ставропольского государственного Ордена трудового Красного Знамени сельскохозяйственного института по специальности 03.00.13. Физиология человека и животных
В 2004 году окончила с отличием Северо-Кавказский социальный институт по специальности Психология, квалификация: Психолог. Педагог-психолог.2004 г.
Дополнительное образование:
Краткосрочное повышение квалификации по программе «Преподаватель в среде E-learning» (удостоверение) – 2006 г.
Круг научных интересов: дифференциальная и возрастная психофизиология, психология стресса, технологии социально-психологической поддержки.
Профессиональная деятельность в перспективе: работа над монографией «Валеогенезис здоровья», разработка методов социально-психологического сопровождения лиц, имеющих травматический опыт.
Имеет около 70 публикаций, в том числе 11 учебных пособий.
В последние годы опубликованы:
Дифференциальная и возрастная психофизиология. Учебное пособие. Ставрополь: СКСИ, 2004. – 200 с. 11,6 п/л (в соавт.)
Экология человека: Практикум для вузов Москва, изд. ВЛАДОС, 2005.-112 (в соавт.)
Анатомия центральной нервной системы. Учебное пособие. Ставрополь:СКСИ, 2005.–132 с.
Физиология ЦНС. Учебное пособие. Ставрополь: СКСИ, 2005, 189 с.
Биология. Учебное пособие. Ставрополь: СКСИ, 2006, 190 с.
Монографии:
Развитие, социализация и воспитание личности: гуманистическая парадигма (глава в коллективную монографию).– Ставрополь: СКСИ, 2007. – 484 с.
Стресс как объект научной рефлексии (в соавторстве с М.В.Топчий). Ставрополь, Ставропольбланк. – 310 с.
Т.М.Чурилова активно использует в учебном процессе инновационные образовательные технологии, что позитивно сказывается на успешности овладения студентами базовыми умениями, необходимыми в практике работы современного психолога.
Авторские курсы Чуриловой Т.М.: анатомия, физиология центральной нервной системы, психофизиология, дифференциальная и возрастная психофизиология, основы психопрофилактики и психогигиены, психология посттравматического стрессового расстройства, клиническая психология.
В 2009-2010 гг. Чуриловой Т.М.разработаны и утверждены Ученым советом института электронные учебники:
Биология
Физиология ЦНС
Правовые основы медико-социальной экспертизы
Чуриловой Т.М. разработаны и внедрены в учебный процесс: практикумы
ü Практикум «Технологии эффективного общения»
ü Практикум «Коммуникативная компетентность - эффективность в профессии менеджера»
ü Практикум по применению символдрамы в лечении ПТСР
Чуриловой Т.М. разработаны и внедрены в учебный процесс авторские методики:
ü – в рамках дисциплины Психофизиология – тренинг «Психофизиологическая устойчивость»;
ü – в рамках дисциплины «Психофизиология посттравматического стрессового расстройства» - тренинг «Формирование устойчивости к стрессам»;
ü – в рамках дисциплины Основы психопрофилактики и психогигиены (профилактика девиантного поведения) - тренинг «Жизненные ценности»;
ü – в рамках дисциплины «Психофизиология посттравматического стрессового расстройства» – «Диагноз»;
Научная деятельность.
Под руководством Т.М.Чуриловой в течение семи лет проводятся научные исследования по проблеме кафедры: «Формирование адаптивных резервов устойчивости систем организма человека в разных условиях его жизнедеятельности», по результатам которых опубликовано более 50 статей, монография.
Является руководителем проблемной студенческой группы. В результате исследований по теме «Изучение психофизиологических особенностей организма человека в различных условиях жизнедеятельности» под ее руководством студентами опубликовано более 30 статей.
Руководитель аспирантуры по специальности общая психология 19.00.01.