Структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее уровни
В соответствии с требованиями закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. руководство гражданской обороной (ГО) в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Руководство ГО в республиках, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах, в учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий.
Законом установлено, что указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку сил, обучение населения и персонала предприятий к действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.
структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) определена постановлением Правительства РФ от 5.11.1995 г. № 1113 и включает территориальные и функциональные подсистемы (рис. 43).
Территориальные подсистемы (республик в составе Российской Федерации, краев и областей) подразделяются на звенья, соответствующие принятому административно-территориальному делению. Их руководящими органами на местах являются управления (отделы) по делам ГО и ЧС.
Территориальные подсистемы планируют, разрабатывают и осуществляют мероприятия по предотвращению ЧС, создают, оснащают и готовят силы для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Кроме того, занимаются вопросами финансового и материально-технического обеспечения. Как правило, они действуют самостоятельно, если масштабы аварий, катастроф и стихийных бедствий не выходят за пределы подведомственных территорий.
Функциональные подсистемысостоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, созданию чрезвычайных резервных фондов, защите населения, а также по локализации и ликвидации ЧС. В состав отдельных функциональных подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких министерств и ведомств России, перед которыми поставлены схожие задачи или задачи, дополняющие друг друга.
Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций имеет пять уровней управления: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Региональный появился в результате деления России на 7 крупных регионов. Они в основном вписываются в границы существующих военных округов. Их центры размещены в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите и Хабаровске. Этот уровень необходим для управления войсками гражданской обороны, организации и координации взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и управления сопредельными республиками, краями, областями в случае возникновения не только местных, но и региональных или глобальных чрезвычайных ситуаций.
У начальников ГО объектов рабочим аппаратом являются отделы (секторы, группы), комплектуемые штатными работниками и должностными лицами, не освобожденными от своих основных обязанностей. Их численность определяют министерства, ведомства или сами руководители предприятий.
На отдел возлагаются следующие функции:
- организация и обеспечение непрерывного управления ГО при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
- своевременное оповещение о возникновении ЧС;
- разработка «Плана ГО» и «Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС»;
- осуществление мероприятий по защите трудового коллектива;
- обучение личного состава формирований ГО, рабочих и служащих;
- поддержание постоянной готовности сил и средств для действий в ЧС.
Рис. 43. Организационная структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
Начальник гражданской обороны – председатель правительства |
Уровни |
Министерство по чрезвычайным ситуациям |
Межведомственная комиссия по ЧС |
Функциональные подсистемы |
Силы и средства федеральных органов власти |
Региональные центры |
Региональные силы и средства |
Комиссия по ЧС области |
Департамент, комитет, управление по делам ГО и ЧС |
Эвакокомиссия |
Службы ГО |
Силы и средства территориальных органов власти |
Начальник ГО города, района – глава администрации |
Комиссия по ЧС города, района |
управление, отдел по делам ГО и ЧС |
Эвакоорганы |
Начальник ГО – руководитель объекта |
Силы и средства местного самоуправления |
Службы ГО |
Силы и средства |
Службы ГО |
Эвакокомиссия |
Отдел, сектор по делам ГО и ЧС |
Комиссия по ЧС объекта |
Начальник ГО области – руководитель исполнительного органа |
Для организации и проведения специальных мероприятий по ГО и ЧС, подготовки сил и средств, управления ими при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ создаются службы: связи и оповещения, охраны общественного порядка, противопожарная, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, медицинская, противорадиационной и противохимической защиты, автотранспортная, материально-технического снабжения и др.
Количество служб определяется начальником ГО объекта в зависимости от специфики предприятия и наличия структурных подразделений для их организации.
На рис. 44 приведена схема организации гражданской обороны УГТУ – УПИ.
Основные задачи РСЧС
1. Одна из главнейших задач РСЧС – проведение единой государственной политикив области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а при их возникновении – защита жизни и здоровья людей, территорий, материальных и культурных ценностей, окружающей среды.
2. Следующая задача – сформировать и внедрить четкую систему экономических и правовых мер, направленных на обеспечение защиты населения, технической и экологической безопасности.
Основные усилия в решении задачи предупреждения чрезвычайных ситуаций направлены на разработку необходимой нормативно-правовой базы и механизма финансового обеспечения.
3. Центральная задача – проведение мероприятий по защите населения и территории. Они охватывают инженерную, радиационную, химическую, медицинскую защиту, эвакуационные меры. Надо отметить, что в настоящее время увеличилось количество нарушений требований норм проектирования и строительства. Например, допускается возведение жилых домов и предприятий в зонах затопления и других потенциально опасных районах. Прекратилось строительство защитных сооружений.
4. Организация оповещения и информирование населения о чрезвычайных ситуациях. Слабым местом в решении этой задачи были и остаются локальные системы оповещения вокруг потенциально опасных объектов (химических предприятий, атомных электростанций, водопроводных станций, некоторых предприятий пищевой промышленности).
5. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Эта задача требует проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Части и подразделения войск ГО ежегодно более 1000 раз привлекаются к работам, связанным с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, взрывы, разливы АХОВ, прорывы дамб, снежные заносы, наводнения, землетрясения, транспортные катастрофы. Задача создания и обеспечения готовности сил и средств РСЧС является весьма актуальной.
ОРГАНИЗАЦИЯ