Лабораторные, практические, контрольные работы
№ | Наименование изучаемой темы, раздела | Тема лабораторной, практической, контрольной работы | Дата проведения | |
По плану | фактически | |||
1. | Вид, его критерии. | Лабораторная работа №1 «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию». | 12.09 | |
2. | Естественный отбор и его формы | Практическая работа № 1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора» | 3.10 | |
3. | Среда обитания организмов и её факторы. | Лабораторная работа № 2 «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов» | 30.01 | |
4. | Среда обитания организмов и её факторы. | Практическая работа № 2 Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» | 1..02 | |
5. | Экологические сообщества. Экскурсия. | «Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)» | 5.03 | |
6. | Экологические сообщества. | Практическая работа № 3 Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем» | 7.03 | |
7. | Экологические пирамиды. | Лабораторная работа № 3 Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)» | 21.03 |
Тематическое планирование
№ | Раздел и темы урока | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты | Виды контроля | Домашнее задание | Дата | |||
по плану | фактическая | ||||||||
I. Эволюционное учение (18 ч.) | |||||||||
1. | Инструктаж по технике безопасности. Развитие эволюционного учения Дарвина. | Знать цели и задачи курса, место предмета в системе естественных наук, методы исследования в биологии; вклад ученых (основные открытия) в развитии биологии на разных этапах ее становления. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, роль биологических теорий, идей и гипотез в формировании естественнонаучной картины мира. | Эволюция. Систематические категории, закон зародышевого сходства | Устный опрос по вопросам | Изучить § 52, стр.186 | 5.09 | |||
2. | Дарвин и основные положения его теории | Объяснить вклад эволюционной теории в формировании современной естественно-научной картины мира; Характеризовать содержание эволюционной теории в формирование современной естественно-научной картины мира; вклад К. Линнея, Ж. б. Ламарка, Ч. Дарвина в развитие биологической науки. | Давать определения ключевым понятиям. Уметь сравнивать, конспектировать, формулировать выводы | Устный опрос по вопросам | Изучить § 52, (стр. 186-190). | 7.09 | |||
3. | Вид, его критерии. Лабораторная работа №1 «Изучение морфологичес- кого критерия вида». | Выделять существенные признаки вида, процессов естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов. Объяснить причины эволюции, изменяемости видов. Приводить доказательства родства живых организмов на основе положений эволюционного учения; необходимости сохранения многообразия видов. | Биологический вид, критерии вида: морфологический, физиологический, экологический, географический, исторический. | Лабораторная работа №1 Устный опрос по вопросам | Изучить § 53, ответить на вопросы на стр.198. | 12.09 | |||
4. | Популяции. | Знать, что популяция- структурная единица вида, единица эволюции. Объяснить движущие силы эволюции, влияющие на генофонд популяции. Убедить, что охрана и восстановление популяций является насущной необходимостью. | Основные характеристики популяции: численность; плотность; рождаемость; смертность; прирост; ареал; половой состав; возрастной состав. | Фронтальный опрос по вопросам | Изучить § 54, подготовить ответы на вопросы на стр. 200. | 14.09 | |||
5. | Генетический состав популяций. Генетика популяций. Исследования С.С. Четверикова. Закон Харди-Вайнберга. | Знать состав популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, ареал, половой и возрастной. Объяснить суть эвол-го процесса: стихийный мутационный процесс; выживаемость особей естественным отбором; изоляция как фактор генетических различий между популяциями; формирование новых видов. | Генофонд популяции Генетическое равновесие. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 55, подготовить ответы на вопросы на стр.202. | 21.09 | |||
6. | Изменение генофонда популяций | Знать причины нарушения генетического равновесия в популяциях. Объяснить о направленных и ненаправленных изменениях генофонда; явление дрейфа генов. | Генетическое равновесие. Дрейф генов. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 56., Задание на стр. 205. | 26.09 | |||
7. | Борьба за существование и её формы. | Знать, что борьба за существование – предпосылка и условие естественного отбора. Объяснить, что главная причина БЗС-несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов. | Борьба за существование, формы борьбы за существование:внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 57, подготовить ответы на вопросы на стр. 207. | 28.09 | |||
8. | Естественный отбор и его формы Практическая работа № 1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора» | Знать, что Е.О.- процесс, приводящий к избирательному выживанию в конкретных условиях внешней среды особей с полезными для данного вида признаками. Уметь сравнивать разные формы Е.О.. Убедить, что Е.О. является основной и направляющей движущей силой эволюции. | Давать определения ключевым понятиям. Уметь сравнивать, конспектировать, формулировать выводы | Практическая работа № 1 Индивидуальный опрос (задания по карточкам) | Изучить § 58, (стр. 208-211). | 3.10 | |||
9. | Естественный отбор и его формы. | Материал для Е.О. дает наследственная изменчивость. Основные формы Е.О.- движущая, стабилизирующая, дивергентная. | Естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный, полиморфизм, половой. | Фронтальный опрос | Изучить § 58, вопросы 2, 3 письменно (стр. 208-211). | 5.10 | |||
10. | Изолирующие механизмы. | Способы изоляции, препятствующие скрещиванию представителей разных биологических видов: сезонная; экологическая; поведенческая; механическая; нежизнеспособность гибридов; стерильность гибридов. | Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы: предзиготические, постзиготические. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 59, изучить текст-задание на стр. 217. | 17.10 | |||
11. | Видообразование. | Микроэволюция-видообразование. Знать две формы видообразования: географическая (аллопатрическое); экологическая (симпатричекая). Объяснить роль изоляции в формировании фауны и флоры островов и материков. | Микроэволюция, аллопатрическое (географическое) видообразование, симпатрическое (экологическое) видообразование. | Самостоятельная работа | Изучить § 60, ответить на вопросы на стр. 222. | 19.10 | |||
12. | Макроэволюция, её доказательства. | Знать механизмы макроэволюции: дивергенция и конвергенция. Объяснить значение, функции, происхождение гомологичных и аналогичных органов. | Макроэволюция, переходные формы, Филогенетические ряды. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 61, (стр. 222-225). | 24.10 | |||
13. | Макроэволюция, её доказательства. | Знать механизмы макроэволюции: палеонтологические, эмбриологические и другие доказательства эволюции. | Филогенез, эмбриогенез, биогенетический закон. | Составление и заполнение таблицы «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции» | Изучить § 61., вопросы 1,2,3, (стр. 225-227). | 26.10 | |||
14. | Система растений и животных – отображение эволюции. | Знать, что система органического мира, как отражение результатов эволюции; объяснить роль К.Линнея в науке систематике. Современная классификация органического мира. | Биноминальное название видов, естественная классификация. | Систематизировать животных и растений по карточкам. | Изучить § 62, ответить на вопросы на 1.2.3..стр. 229. | 31.10 | |||
15. | Главные направления эволюции органического мира. | Знать основные типы эволюционных изменений: конвергенция, дивергенция и параллелизм. Объяснить о роли линий эволюции: ароморфоза, идиоадаптации, общей дегенерации в процессе эволюции. | Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, | Индивидуальные задания учащимся | Изучить § 63, (стр. 230-233). | 2.11 | |||
16. | Главные направления эволюции органического мира. | Знать основные ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных. | Биологический прогресс, биологический регресс. | Задания-карточки для индивидуального опроса | Изучить § 63, (стр. 232-236), подготовиться к зачёту. | 7.11 | |||
17. | Обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции». Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных. | 1.Систематизировать и обобщить знания учащихся об основных положениях эволюционного учения; проверить качество их усвоения. 2.Создать условия для развития мыслительных способностей школьников в процессе решения ими проблемных вопросов и выполнения заданий об эволюции органического мира. 3. Сформировать у школьников убежденность в том, что эволюционное учение является одним из наиболее фундаментальных теоретических обобщений современной биологии | Термины и понятия темы «Основы учения об эволюции». | Тестовые задания. Отчет по индивидуальной работе. | Изучить «Краткое содержание главы». Стр.237-238. | 9.11 | |||
18. | Зачётно-обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции». | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие движущие силы эволюции. | Термины и понятия темы «Основы учения об эволюции». | Тестовые КИМы | Изучить «Краткое содержание главы». | 14.11 | |||
II. Основы селекции и биотехнологии (7 ч.) | |||||||||
19. | Основные методы селекции и биотехнологии | Познакомить обучающихся с предковыми формами растений и животных, с центрами происхождения и одомашнивания. Научить находить центры происхождения культурных растений. Сформировать у обучающихся уважительное отношение трудам ученых-селекционеров. | Уметь выделять основные признаки понятий, аргументировать свою точку зрения на существование множества определений понятий | Фронтальный опрос. | Изучить § 64, (стр. 240-243). | 16.11 | |||
20. | Методы селекции растений | Сравнить цели и задачи генетики и селекции. Основные методы, применяемые в селекционной работе (общий обзор). Научить правильно характеризовать каждый из методов селекции растений, определять ситуации, в которых целесообразно применять тот или иной метод. | Уметь готовить сообщения, используя различные источники информации, выступать перед аудиторией, конспектировать. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 65, (стр. 244-246). | 28.11 | |||
21. | Методы селекции растений | Дать определение основным понятиям: полиплоидия, гетерозис и объяснить их на примерах. Научить применять полученные знания по генетике в селекции. | Уметь готовить сообщения, используя различные источники информации, выступать перед аудиторией, конспектировать. | Отчет по индивидуальной работе. | Изучить § 65, (стр. 246-250). | 30.11 | |||
22. | Методы селекции животных | Сформировать представление об основных методах селекции животных и возможностях их практического применения. Научить сравнивать различные методы селекции животных, выявлять возможности их использования в практике. Убедить в том, что правильное применение методов селекции животных можно только на основе знания важных генетических закономерностей. | Уметь выделять основные признаки понятий, аргументировать свою точку зрения на существование множества определений понятий | Устный опрос по вопросам | Изучить § 66, (стр. 252-256). | 5.12 | |||
23. | Методы селекции микроорганизмов | Сформировать представление об основных методах селекции микроорганизмами их практическое применение. Научить обосновывать значение методов искусственного мутагенеза для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов. | Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и критически оценивать ее. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 67, (стр. 257-259). | 7.12 | |||
24. | Современное состояние и перспективы биотехнологии | Продолжить развитие познавательного интереса у обучающихся к изучению проблем современной селекции. | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать | Сообщения с интернета с СМИ. | Изучить § 68, (стр. 259-263). | 14.12 | |||
25. | Зачетно – обобщающий урок «Основы селекции и биотехнологии» | Систематизировать и обобщить знания учащихся об основных закономерностях селекции. | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать | Тестовые задания. | Изучить «Краткое содержание главы». | 19.12 | |||
III. Антропогенез ( 7 ч.) | |||||||||
26. | Положение человека в системе органического мира. | Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека. Знать систематическое положение человека в органическом мире. | Антропология, Человек разумный (Homo sapiens). | Устный опрос по вопросам | Изучить § 69, ответить на вопросы на стр. 270. | 21.12 | |||
27. | Основные стадии антропогенеза. | Сформировать представление об общих предках человека и человекообразных обезьян, о дрвнейших ископаемых людях. Научить обучающихся сравнивать предков человека и объяснить причины их сходства и различия. Убедить обучающихся, что человек мог пройти длительный путь исторического развития. | Парапитеки, дриопитеки, палеоантропы. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 70, стр. 270-272. Составление презентаций по теме. | 26.12 | |||
28. | Основные стадии антропогенеза. | Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы происхождения человека. Находить информацию о происхождении человека в разных источниках. Обьяснить влияние окружающей среды на антропогенез. | неоантропы, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, человек умелый, человек прямоходящий. | Устный опрос по вопросам, презентации по теме. | Изучить § 70, стр. 272-276, прочитать статью в конце параграфа и изучить рис. 111. | 28.12 | |||
29. | Движущие силы антропогенеза. | Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Указать на социальные и биологические факторы эволюции. Влияние окружающей среды на формирование человека. Сформировать у обучающихся убежденность в том, что ведущую роль в эволюции человека играли социальные факторы. | Уметь выделять основные признаки понятий, аргументировать свою точку зрения на существование множества определений понятий. | Устный опрос по вопросам, сообщения по теме. | Изучить § 71, стр. 277-280 | 11.01 | |||
30. | Прародина человека | Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы происхождения человека. Находить информацию о происхождении человека в разных источниках. Обьяснить влияние окружающей среды на антропогенез. | Уметь выделять основные признаки понятий, аргументировать свою точку зрения на существование множества определений понятий. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 72, стр. 280-284 | 16.01 | |||
31. | Расы и их происхождение | Причины происхождения рас. Характеристика рас, причины их возникновения, биологическое значение некоторых физических признаков, характеризующих представителей различных человеческих рас. Биологическая равноценность рас. Критика расизма. | Уметь выделять основные признаки понятий, аргументировать свою точку зрения на существование множества определений понятий. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 73, стр. 285-289 готовиться к уроку-обобщению. | 18.01 | |||
32. | Зачетно – обобщающий урок «Антропогенез» | Знать и уметь применять ранее полученные знания по теме. | Участие в проектной деятельности. Уметь корректировать и самостоятельно оценивать результаты своей работы. | Изучить «Краткое содержание главы». | 23.01 | ||||
IV. Основы экологии. (19 ч.) | |||||||||
33. | Что изучает экология. | Сформировать у обучающихся систему знаний о задачах экологии, закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Продолжить развивать умения выявлять признаки приспособленности организмов к влиянию экологических факторов. Сформировать у обучающихся интерес к науке экологии и желание изучать ее закономерности на последующих уроках. | Экология: популяционная, географическая, химическая, промышленная, экология растений , животных, человека, глобальная экология. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 74, выполнить задание на стр. 294. | 25.01 | |||
34. | Среда обитания организмов и её факторы.Лабораторная работа№ 2 «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов» | Объяснить влияние экологических факторов на организмы. Приводить доказательства взаимосвязей организмов и окружающей средой. Выявлять приспособления у организмов к влиянию различных экологических факторов. | Среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), толерантность, лимитирующие факторы, закон минимума. | Лабораторная работа. Устный опрос по вопросам | Изучить § 75, стр. 294- 296, подготовить ответы на вопросы на стр. 299. | 30.01 | |||
35. | Среда обитания организмов и её факторы.Практическая работа «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» | Объяснить влияние экологических факторов на организмы. Приводить доказательства взаимосвязей организмов и окружающей средой. Выявлять приспособления у организмов к влиянию различных экологических факторов. | Среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), толерантность, лимитирующие факторы, закон минимума. | Практическая работа. Устный опрос по вопросам | Изучить § 75, подобрать материал об экологических проблемах нашей местности. | 1.02 | |||
36. | Местообитание и экологические ниши. | Познакомить обучающихся с сущностью понятий местообитание, экологическая ниша. Убедить обучающихся в наличии причинно-следственных связей, лежащих в основе функционирования экологических ниш. | Местообитание, экологическая ниша. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 76, выполнить задание на стр. 302. | 6.02 | |||
37. | Основные типы экологических взаимодействий. | Знать 6 типов экологических взаимодействий организмов разных видов. Уметь различать типы экологических взаимодействий организмов: нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция. | Экологическое взаимодействия: нейтрализм, аменсализм, комменсализм. | Фронтальный опрос | Изучить § 77, вопросы 2,3, стр. 303-305. | 8.02 | |||
38. | Основные типы экологических взаимодействий. | Знать 6 типов экологических взаимодействий организмов разных видов. Уметь различать типы экологических взаимодействий организмов: нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция. | Экологическое взаимодействия: протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 77, вопросы 4,5., стр. 305-308. | 13.02 | |||
Конкурентные взаимодействия. | Знать виды конкурентных взаимодействий. Привести примеры распространения в природе конкурентных взаимодействий. | Внутривидовая конкуренция, межвидовая конкуренция. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 78, выполнить задание на стр. 312. | 15.02 | ||||
40. | Основные экологические характеристики популяции. | Знать основные экологические характеристики популяции. | Демографические характеристики: обилие, плотность, рождаемость, смертность; возрастная структура. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 79, выполнить задание на стр. 314-315. | 20.02 | |||
41. | Динамика популяции. | Знать изменения биологических показателей популяции: численность, биомасса, популяционная структура. | Динамика популяции. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 80, выполнить задание на стр. 317-318. | 29.02 | |||
42. | Экологические сообщества. Экскурсия. Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)» | Знать основных компонентов любой экосистемы, типов экологических сообществ: естественных и искусственных. Объяснить о биоценозе, экосистеме, биогеоценозе, классификация экосистем. | Биотические сообщества (биоценозы), экосистема. Экология: популяционная, географическая, химическая, промышленная, экология растений , животных, человека, глобальная экология. | Экскурсия. Презентации и отчеты по экскурсии. Использование компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных. | Изучить § 81, стр. 318-320, выполнить задание на стр. 323. | 5.03 | |||
43. | Экологические сообщества. Практическая работа № 3 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем» | Знать основных компонентов любой экосистемы, типов экологических сообществ: естественных и искусственных. | Биогеоценоз, биосфера, искусственные (антропогенные экосистемы), агробиоценоз. | Практическая работа № 3 Отчет по работе. | Изучить § 81, стр. 320-323. | 7.03 | |||
44. | Структура сообщества. | Знать состав и структуру экосистемы; Природные сообщества, сообщество дубравы, сообщество водоёма. | Структура сообщества, видовая структура, морфологическая структура, трофическая структура, пищевая сеть. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 82, выполнить задание на стр. 327. | 12.03 | |||
45. | Взаимосвязь организмов в сообществах. | Знать схемы пищевых сетей в экосистемах. Сформировать понятие об организмах- производителях, потребителях и разрушителях органических веществ. Научить выделять в структуре любого биогеоценоза его основные компоненты; приводить примеры продуцентов, консументов, редуцентов и выявлять взаимосвязи между ними. | Пищевая сеть, автотрофные организмы, гетеротрофные организмы. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 83, подготовить ответы на вопросы на стр. 328. | 14.03 | |||
46. | Пищевые цепи. | Уметь составлять пищевые цепи обитателей лесов, степей и вод, Знать круговорот веществ и энергии в разных биогеоценозах. | Детрит, пастбищная пищевая сеть, круговорот веществ, биогенные элементы; продуценты, консументы, редуценты. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 84, составить схемы передачи вещества и энергии в местных экосистемах леса и водоёма. | 19.03 | |||
47. | Экологические пирамиды. Лабораторная работа № 3 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)» | Знать примеры экологических пирамид: биомассы, численности, энергии; а также экологических пирамид, типичных для наземных и морских экосистем. | Экологическая пирамида, пирамида биомассы, пирамида численности. | Лабораторная работа № 3 | Изучить § 85, выполнить задание на стр. 334. | 21.03 | |||
48. | Экологические сукцессии. | Знать смену сообществ; обобщить и расширить знания учащихся об изменениях в биогеоценозах; научить обучающихся выявлять внешние и внутренние причины смены биогеоценозов. Убедить обучающихся в том, что знания об изменениях в природных биоценозах необходимы для их охраны. | Сукцессия, общее дыхание сообщества, первичная и вторичная сукцессия. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 86, найти в окружающей местности примеры экологических сукцессий. | 26.03 | |||
49. | Влияние загрязнений на живые организмы. | Знать путеи передачи вредных, токсичных веществ по пищевым цепям; фотографии животных или растений, находящихся под воздействием различных загрязнителей. | Токсичные вещества, диоксины, Предельно допустимая концентрация (ПДК), соли тяжёлых металлов, аллергены. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 87, выполнить задание на стр. 339. | 28.03 | |||
50. | Основы рационального природопользования. Решение экологических задач»; | Знать основы рационального природопользования; редких и охраняемых видов; Красные книги растений и животных, ООПТ РБ., России. | Природные ресурсы, экологическое сознание. | «Решение экологических задач» | Изучить § 88, подготовить ответы на вопросы на стр. 342. | 2.04 | |||
Обобщающий урок по теме «Основы экологии». | Знать и уметь применять ранее полученные знания по теме. | Понятия и термины темы «Основы экологии». | Тестовые КИМы | Подготовиться к тестированию по изучаемой теме. | 4.04 | ||||
52. | Зачётно-обобщающий урок по теме «Основы экологии». | Знать и уметь применять ранее полученные знания по теме. | Понятия и термины темы «Основы экологии». | Тестовые КИМы | Изучить «Краткое содержание главы». | 9.04 | |||
V. Эволюция биосферы и человек (10ч.) | |||||||||
53. | Гипотезы о происхождении жизни. | Сформировать у учащихся систему знаний о биосфере; свойствах биомассы; границах биосферы и факторах их определяющих. Продолжить развитие умения у обучающихся выявлять взаимосвязи живой и неживой природой. Убедить обучающихся в том, что границы биосферы определяются естественными причинами. | Креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции, коацерваты, пробионты. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 89, выполнить задание на стр. 348. | 18.04 | |||
54. | Современные представления о происхождении жизни. | Знать этапы происхождения живых существ на Земле; учёных которые внесли вклад в вопросы происхождения жизни на Земле; гипотезу абиогенного зарождения жизни на Земле. | Гипотеза абиогенного происхождения жизни на Земле. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 90, выполнить задание на стр. 350, изучить текст на стр. 351. | 23.04 | |||
55. | Основные этапы развития жизни на Земле. | Знать основные этапы формирования жизни: биологический и химический; симбиотического образования эукариотической клетки и др. | Гипотеза биопоэза, гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток. | Устный опрос по вопросам | П. 91 стр., 351-353. | 25.04 | |||
56. | Основные этапы развития жизни на Земле. | Знать основные этапы формирования жизни: биологический и химический; симбиотического образования эукариотической клетки и др. | Гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органелл путём втягивания клеточной мембраны. | Устный опрос по вопросам | Изучить § 91, стр. 353-356, изучить текст на стр. 356. | 30.04 | |||
57. | Эволюция биосферы. | Схемы круговорота углерода на разных этапах эволюции жизни на нашей планете, таблицы и схемы, иллюстрирующие основные этапы развития биосферы, последствия безответственного отношения человека к биосфере. | Биосфера, учение В.И. Вернадского. | Индивидуальная раюбота | Изучить § 92, выполнить задание на стр. 360. | 7.05 | |||
58. | Эволюция биосферы. Геохронологическая таблица развития жизни на Земле. | Геохронологическая таблица развития жизни на Земле, диапозитивы «Эволюция биосферы». | Эры и периоды развития жизни на Земле. | Устный опрос по вопросам | Изучить конспект урока. | 14.05 | |||
59. | Антропогенное воздействие на биосферу. | Таблицы, иллюстрирующие состав и структуру биосферы, фотографии, показывающие антропогенное воздействие на биосферу. | Заповедники, заказники, национальные парки, Конвенция о биоразнообразии. | Самостоятельная работа по теме «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных антропогенных изменений в биосфере» | Изучить § 93, предложить свой путь выхода из экологического кризиса. | 16.05 | |||
60. | Зачётно-обобщающий урок по теме «Эволюция биосферы и человек». | Знать и уметь применять ранее полученные знания по теме. | Тестовые КИМы | Изучить «Краткое содержание главы». | 21.05 | ||||
61. | Итоговый урок «Роль биологии в будущем». | Таблица с перечнем профессий, где необходимы общебиологические знания, таблицы, иллюстрирующие использование общебиологических знаний. | Бионика, ноосфера. Использование компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Участие в проектной деятельности. | презентация | Повторить тему «Эволюция биосферы и человек». | 23.05 | |||
62. | Повторение темы «Основы цитологии». | Знать особенности химического состава клетки и характеризовать функции этих веществ. | Использование компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. | Тестовые КИМы | Подготовиться к тестированию по теме. | ||||
63. | Повторение темы «Размножение, индивидуальное развитие». | Сравнивать процессы митоза и мейоза. Решать задачи по расчету хромосом и хроматид в половых клетках. Знать и уметь применять ранее полученные знания по теме. | Давать определение ключевым понятиям, работать с дополнительными источниками информации. Сравнивать, анализировать, выделять существенное, формулировать выводы. | Тестовые КИМы | Подготовиться к тестированию по теме. | ||||
64. | Повторение темы «Основы генетики». | Описывать строение гена эукариот. Уметь раскрывать сущность взаимодействия генов, приводить примеры. Составлять схемы скрещивания, определять по фенотипу генотип, и, наоборот, по генотипу фенотип, по схемам число типов гамет, вероятность проявления признака в потомстве, решать задачи разного типа. | Давать определение ключевым понятиям, работать с дополнительными источниками информации. Сравнивать, анализировать, выделять существенное, формулировать выводы. | Тестовые КИМы | Подготовиться к тестированию по теме. | ||||
65. | Повторение темы «Генетика человека». | Составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи по генетике пола | Уметь анализировать, выделять главное существенное. | Тестовые КИМы | Подготовиться к тестированию по теме. | ||||
66. | Повторение темы « Основы учения об эволюции». | Знать основные закономерности эволюционного процесса. | Уметь анализировать, выделять главное существенное. | Тестовые КИМы | Подготовиться к тестированию по теме. | ||||
Литература для учителя
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
- Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
- Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
- Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
- Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.
- Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
- Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
- Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
- Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
- Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
- Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
- Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
- Рязанова Л.А. Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1995.
- Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
Литература для учащихся:
- Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
- Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
- Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
- Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
- Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
- Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1999
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru
www.bio.nature.ru
www.edios.ru
www.km.ru/educftion
Мультимедийные пособия: