Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Под государственными и муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности РФ и субъекта РФ или МО, связанные с обстоятельствами, установленными, соответственно, ФЗ, законами субъектов РФ, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств РФ, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения и застройка в соответствии с генеральным планом городских и сельских поселений.
Цели изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд – ст. 49 ЗК РФ. При изъятии земельного участка надо соблюдать следующие условия:
- принудительное отчуждение земельного участка для государственных и муниципальных нужд возможно лишь при условии предварительного и равноценного возмещения (условия и порядок возмещения определены в ст. 55 ЗК РФ);
- решение об изъятии должно быть принято компетентным органом, т.е. ОГВ или ОМС;
- обязанность по доказыванию того, что принятое решение обусловлено государственными или муниципальными нуждами, возлагается на ОГВ или ОМС (например, генеральный план должен быть представлен в суд);
- соблюдение процедуры, предшествующей изъятию земельного участка. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии и его государственная регистрация в уполномоченном органе, уведомление в письменной форме собственника земельного участка, землепользователя, землевладельца не позднее чем за 1 год до предстоящего изъятия земельного участка, которое должно содержать реквизиты принятого решения об изъятии и дату его государственной регистрации;
- иск о выкупе земельного участка и выкупе жилого помещения, расположенного на данном земельном участке, может быть предъявлен ОГВ или ОМС в течение 2 лет с момента направления уведомления об изъятии земельного участка;
- выкупная цена изымаемого земельного участка включает в себя рыночную стоимость земельного участка, убытки, причиненные лицу, в т.ч. упущенную выгоду.
Для разрешения спора между сторонами о рыночной стоимости земельного участка может быть судом назначена экспертиза.
Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» под равноценным возмещением понимает выкупную цену земельного участка, в которую включается рыночная стоимость земельного участка, находящегося на нем недвижимого имущества все убытки, включая те, которые он понесет в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, в т.ч. упущенную выгоду. В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью, арбитражный суд определяет стоимость объекта, исходя из рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Рыночная стоимость устанавливается в соответствии с ФЗ от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»;
- в случае, если собственник жилого помещения, расположенного на изымаемом земельном участке, возражает против переселения его в другое жилое помещение взамен изымаемого, ОГВ или ОМС обязан выплатить выкупную цену. Т.О., предоставление другого жилого помещения возможно только по соглашению сторон.
Необходимо различать изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд, установленное ГК РФ и ЗК РФ, и порядок, предусмотренный ФЗ от 1.12.2007 г. № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
1) изъятие земельных участков в целях размещения олимпийских объектов не требует осуществления государственного учета изымаемых земельных участков, в т.ч. и в связи уточнениями характеристик земельного участка, вносимых в государственный кадастр недвижимости;
2) решение об изъятии земельного участка не подлежит государственной регистрации;
3) о принятом решении землепользователи, землевладельцы, собственники земельных участков уведомляются в течение 7 дней со дня принятия указанного решения;
4) при проведении оценки рыночной стоимости земельного участка земельные участки, находящиеся на ППБП, ППНВ, оценивается так же как земельные участки, находящиеся на праве собственности;
5) в случае изъятия взамен предоставляется земельный участок в собственность без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта.
Т.о. отличие от общей процедуры изъятия земельного участка, предусмотренной ГК РФ и ЗК РФ, касается 2 принципиальных моментов: упрощения самой процедуры изъятия и повышенной материальной гарантии прав граждан и юридических лиц.