Землеустройство, государственный кадастровый учет земельных участков и резервирование земель для государственных и муниципальных нужд
Землеустройство – система государственных мероприятий, направленных на организацию земельной территории в целях рационального использования и охраны земель, создания благоприятной экологической обстановки, улучшения природных ландшафтов.
Правовыми основами землеустройства являются ст. 68-69 Земельного кодекса РФ и ФЗ от 18.06.01 г. «О землеустройстве».
Федеральный закон «О землеустройстве» впервые указал на обязательность проведения землеустройства в случаях:
— изменения границ объектов землеустройства;
— предоставления и изъятия земельных участков;
— определение границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
— перераспределение используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;
— выявление нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, загрязнению отходами производства и потребления, заражению и другим негативным воздействиям;
— проведение мероприятий по восстановлению и консервации земель.
Проводя определенные землеустроительные действия государство через землеустройство осуществляет управление земельными ресурсами.
Ст. 68 ЗК РФ, ФЗ «О землеустройстве» от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ. Различают:
1) территориальное землеустройство – мероприятия по изучению состава земель, планированию, организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов и установке их на местности.
Методические рекомендации по проведению землеустройства и межевания (были утверждены Росземкадастром 17.02.2003 г.).
2) внутрихозяйственное землеустройство – организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления с/х производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока.
Это землеустройство по своему содержанию вторично и может проявиться только после территориального землеустройства, т.е. когда происходит возникновение, изменение, прекращение прав на земельный участок (образование и межевание земельных участков). Указанные мероприятия, связанные с внутрихозяйственным землеустройством, следует проводить с помощь. Проектов внутрихозяйственного землеустройства, однако действующее законодательство не устанавливает для правообладателей земельных участков с/х назначения прямой обязанности по проведению внутрихозяйственного землеустройства. Финансирование работ по разработке проектов землеустройства осуществляется за счет средств правообладателя земельного участка.
Т.о., именно внутрихозяйственное землеустройство выполняет задачи по организации рационального использования и охраны земель; без научно обоснованного проекта, разработанного специалистами, вряд ли возможно самостоятельное рациональное использование территории и проведение мероприятий по охране земель. Объектами землеустройства являются территории субъектов РФ, МО, населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования, а также части указанных территорий.
Реформа земельно-имущественных отношений привела к изменению проведения кадастровых работ в отношении земельных участков.
Основными задачами кадастрового учета являются:
1) поддержка налогообложения земельных участков;
2) поддержка природоохранительной политик государства;
3) подготовка земельно-статистической информации, защита государством земель, гарантия собственности на землю, развитие мониторинга земли, сокращение земельных споров, помощь в перераспределении земли, улучшения планирования использования земли.
В связи с этим принимаются Федеральные целевые программы: о создании автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (реализована в 2002-2007 гг.). Подпрограммой данной программы является создание системы кадастра недвижимости (период действия – 2006-2011 гг.)
В целях реализации вышеуказанных программ могут быть развернуть работы по развитию системы спутникового мониторинга мобильных объектов на основе космических систем (GPS).
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Под государственным кадастром недвижимости понимается систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, о прохождении государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, МО, о границах населенных пунктов, о территориальных зонах с особыми условиями использования.
Т.о., государственный кадастр недвижимости – это федеральный информационный ресурс.
Кадастровый учет – действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают его существование и прекращение его существования.
Кадастровая деятельность – деятельность кадастрового инженера, в результате которой обеспечивается подготовка документов, содержащих сведения, позволяющих поставить недвижимое имущество на кадастровый учет. Кадастровый инженер заполняет форму межевого плана, утвержденную Минэкономразвития РФ от 28.11.2008 г. № 412.
ФЗ-221 не распространяется на участки недр, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, предприятия как имущественные комплексы.
Правовое регулирование кадастрового учета недвижимости осуществляется на основе Конституции РФ, градостроительного законодательства, гражданского, земельного, жилищного законодательства и др.
Территория РФ на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы.
В государственный кадастр недвижимости вносятся уникальные характеристики объекта недвижимости:
1) вид объекта (земельного участка);
2) описание местоположения границ земельного участка;
3) кадастровый номер;
4) площадь
Все остальные сведения являются дополнительными сведениями о вещных правах, об ограничениях, кадастровой стоимости, о наличии водных, лесных и других объектов на данном земельном участке и др.
Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов:
- реестр объектов недвижимости (документ, который содержит запись о земельном участке тестовой форме);
- кадастровые дела (систематизированные документы, на основании которых вносятся сведения в кадастр недвижимости);
- картографические тематически карты (кадастровые карт).
Сведения из государственного кадастра недвижимости:
1) кадастровый паспорт – выписка из государственного кадастра недвижимости, на основании которой осуществляется государственная регистрация прав на недвижимое имущество);
2) выписка содержит в себе сведения об объекте недвижимости;
3) кадастровый план территории – план кадастрового квартала, который содержит сведения в картографической форме;
4) кадастровая справка – свод кадастровых сведений об объектах недвижимости, расположенных на запрашиваемой территории;
5) копии документов, на основании которых были внесены записи в государственный кадастр недвижимости.
Сроки получения информации:
- для кадастровых планов и справок - 15-3- рабочих дней;
- все остальные документы - 10 дней
Основанием осуществления кадастрового учета является создание объекта недвижимости, прекращение его существования или изменение уникальных характеристик.
Общий срок постановки земельного участка на кадастровый учет – 20 дней.
Кадастровый инженер – физическое лицо, которое имеет квалификационный аттестат и отвечает следующим требованиям:
- имеет гражданство РФ;
- имеет среднеспециальное образование по одной из специальностей – землеустройство, геодезия, либо высшее образование;
- не имеет судимости.
Квалификационный аттестат выдается органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ (в РТ – Министерством земельных и имущественных отношений).
В данной сфере создаются СРО. Однако кадастровые работы вправе выполнять только кадастровые инженеры. Он может быть работником юридического лица, но обязан пройти аттестацию.
Порядок составления акта согласования границ – ст. 40. При согласовании границ с соседними участками им направляется акт согласования для ознакомления с материалами.
В соответствии с ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, связанных:
1)с выполнением международных обязательств РФ;
2)с размещением объектов государственного или муниципального значения (объекты энергетических систем, объекты атомной энергии, объекты обороны и безопасности и т.д.);
3)с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов (для земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам);
4)с иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов РФ.
Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем 7 (семи) лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Положением «О резервировании земель для государственных или муниципальных нужд», утвержденным постановлением Правительства РФ «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд».
Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование. Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
Решение о резервировании земель принимается в соответствии с документами территориального планирования, решениями об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, государственными программами геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.
Оно должно содержать:
• цели и сроки резервирования земель;
• реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
• ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ, необходимые для достижения целей резервирования земель;
• сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Обязательным приложением к решению о резервировании земель является схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.