Новая модель экологического регулирования
Журнал «Нефть России» беседует с Всеволодом Гавриловом, заместителем главы департамента по связям с общественностью, землепользования и экологического управления Министерства РФ по экономическому развитию и торговле
В первые шесть месяцев 2005 года, вопросы экологии ставились на видное место в русской политике и общественной жизни. В феврале Киотский протокол вступил в силу, и было принято решение по обеспечению экологической чистоты недр страны. В марте правительство России обсудили проект закона об экологической ответственности. Парламентские слушания по вопросам охраны окружающей среды были проведены в апреле и мае. Летом правительство рассмотрело проект программы социально-экономического развития России на 2005-2008 годы, в которой большое внимание было уделено экологическим проблемам.
В: Каковы основные элементы экологической политики России на сегодняшний день?
О: Вся экологическая политика РФ основывается на предпосылке, что развитие промышленности, в частности, топливно-энергетического комплекса (ТЭК), должно быть экологически безопасными. Экологическая безопасность предполагает соблюдение правил и требований в области охраны окружающей среды. Таким образом, правительство, как правило, лишь просит бизнес и инвесторов соблюдать закон, и любые другие требования являются необоснованными. Однако иногда правительство может предложить дополнительные меры, связанные с добровольными обязательствами со стороны бизнес сообщества, в том числе в сфере охраны окружающей среды. Например, такие нефтяные компании, как ОАО ЛУКОЙЛ, ОАО Сургутнефтегаз, ОАО Роснефть обладают похвальными экологическими политиками, которые обеспечиваются не только за соблюдение всех требований, но и за осуществление добровольных экологических обязательств, направленных на решение некоторых местных экологических проблем и повышения общественного экологического осознания. Это то, что делают большинство мировых компаний по добычи нефти и газа.
В: Министерство экономического развития и торговли разработало проект программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2005-2008 годы. Какие качественные реформы планируются в сфере экологии?
A: В нашем черновом плане мер, которые будут приняты правительством России в среднем периоде мы предлагаем ряд законодательных инициатив, способных улучшить существующую ситуацию. Но этих мер будет недостаточно, если они не будут поддерживаться бизнес сообществом. Что необходимо, так это единый общественный подход.
В первую очередь, мы предлагаем изменить текущую систему стандартизации, чтобы она предусматривала установление стандартов воздействия на окружающую среду на основе технологических требований к производству товаров и услуг и современных экологических требований, установленные в отношении технологии. Такой подход был принят и испытан в ряде стран Западной Европы. Он в настоящее время особенно эффективно используется в Австрии, Германии, Бельгии, Нидерландах и скандинавских странах.
Во-вторых, мы обеспечиваем постепенное введение модифицированной системы стандартизации. Иными словами, он будет иметь обратную силу. Дело в том, что штрафные санкции за несоблюдение определенных стандартов вступят в силу через несколько лет после их введения. Это дает компании большую гибкость в плане замены процессов и технологии и снижении экологического воздействия. В качестве наказания, прежде всего, используются меры принуждения, направленные на обеспечение соблюдения экологических требований и снижение негативного воздействия на окружающую среду.
В-третьих, мы активно работаем вместе с нашими коллегами из Ростехнадзора, Министерства природных ресурсов РФ, РФ Министерства финансов и Министерства РФ по промышленности и энергетики инженерной, в области совершенствования системы штрафов за негативное воздействие на окружающую среду.
В-четвертых, мы планируем упорядочить государственную систему экологического контролирующего мониторинга, чтобы сделать его, так сказать, более цивилизационным. Мы предлагаем системы экологического аудита, вместо некоторых традиционных форм государственного контроля окружающей среды (проверок, осмотров и т.д.). Это позволит свести к минимуму затраты и улучшить прозрачность системы. Иными словами, цель предлагаемых мер, исключить, насколько это возможно личностный фактор из процесса мониторинга, заменив его на аудит – метод рыночного регулирования.
Таковы четыре основные группы мер. Кроме того, у нас есть предложения о том, как повысить эффективность мониторинга, включая систему экспертизы, сосредоточенную на максимальном использовании возможностей, предоставляемых законом в отношении технического регулирования и использования института аккредитованных лабораторий
В: Как бы Вы прокомментировали экологическую составляющую текущего энергетического диалога между Россией и Европой?
О: Сегодня экологическая составляющая этого диалога в значительной степени сводится к установлению контактов, взаимопонимания и взаимодействия в реализации Киотского протокола. Его еще одним аспектом является потенциальное уравнивание экологических стандартов России и Европейского Союза.
В: Как же это согласуется с тем, что ВТО не требует его странам-членам объединить свои экологические законы? Какова позиция России по этому?
О: Проблемы охраны окружающей среды регулируются ВТО на основе некоторых своих соглашений. Наиболее существенным из этих соглашений является один, основанный на технических барьерах в торговле. В соответствии с этим соглашением любые предлагаемые изменения в национальном экологическом законодательстве должны быть объявленным заранее. ВТО признает приоритет систем национального регулирования окружающей среды и не требуют, чтобы эти системы должны были быть объединены. Отсутствие такого требования со стороны ВТО позволяет его участниками использовать экологические требования, как нетарифного регулирования мер по защите своих производителей и своих собственных рынков.
Таким образом, с одной стороны, Россия находится в таком положении, чтобы устанавливать свои собственные правила - они только должны быть хорошо продуманы. Потому что, в первую очередь, правила, которые не были продуманы достаточно хорошо, не дадут нашему народу особых преимуществ в достижении удобной комфортной среды, и, во-вторых, они, вероятно, отпугнут инвесторов, которые являются не готовыми их соблюдать. С другой стороны, мы должны быть очень осторожны, особенно в вопросе экспортных поставок, в позиционировании наших компаний на международных рынках и должны строго соблюдать экологические законы наших партнеров.
В: Среднесрочные действия правительственной программы предусматривают увеличение инвестиций. Можем ли мы ожидать, что часть денег будет направлена на экологический сектор?
О: Инвестиции в сфере экологии должны быть существенно увеличены. Согласно проекту плана действий Правительства Российской Федерации по реализации программы социально-экономического развития на 2005-2008 годы, инвестиции в производственные мощности и инфраструктуру модернизации и охрану окружающей среды вырастут расти от 2 до 5% в 2005 году, и достигнут 35% -42% к 2008 году. Здесь я хотел бы объяснить о каких инвестициях мы говорим. Довольно часто расплывчатые толкования термина "экологические инвестиции" вызывает непонимание со стороны заинтересованных сторон обсуждения этого вопроса. Когда система природоохранных мероприятий только зарождалась, промышленно развитые страны мира сосредоточились на процессе очистки и минимизации воздействия на окружающую среду. В середине 1980-х годов, однако, они пришли к выводу, что экологические регуляторы были бы более эффективны, если их использовать для обновления основных фондов, то есть на замену технологий. Сегодня экологические инвестиции понимаются в основном, как ориентация на "зеленые", экологически чистые производственные процессы и технологии, которые, помимо предоставления экологических преимуществ, повысят эффективность производства в целом. Специальные экономические условия даже были разработаны. Если в начале 1980-х годов экологические факторы были оценивались на основе формулы "выигрыши - проигрыши, выигрыши в окружающую среду - проигрыши в экономику", переход на экологически чистые процессы и технологии производства сделали новое выражение "беспроигрышная ситуация, выигрыши в окружающую среду - выигрыши в экономику ", используемое в основном экономистами и экологами. Прискорбно, что Россия по-прежнему остается главным образом в фазе "побед и поражений". С помощью механизмов 1 группы упоминаемых ранее, правительство намерено стимулировать ускоренное обновление основных фондов и внедрение чистых технологий, то есть, для обеспечения перехода к "беспроигрышной" стадии . Если Россия справляется с этой задачей успешно, она на самом деле присоединиться к группе экологически беспокоящихся стран.
В: Таким образом, мы можем говорить о своего рода трансформации парадигм индустриального развития России не только в сфере производства, но и в менталитете бизнес сообщества?
A: Это верно. Так называемая тактика «конца трубы» изжила себя и в промышленно развитых странах была замещена на логику экологически чистого производства. В то время как западная пресса уделяет особое внимание этой проблеме, русские СМИ до сих пор имеют различные приоритеты. Кроме того, предмет экологической защиты является ключевым аспектом в программах практически всех ведущих политических партий в Западной Европе и Соединенных Штатах. В России, охраной окружающей среды по-прежнему озабочены крупные экспортно-ориентированные компании, которые имеют когерентные корпоративные экологические программы. Кроме того, в то время как в Западной Европе экологическая ментальность появились в результате процесса "снизу-вверх" - как требование местных общин, внедрение такого менталитета здесь идет за счет деятельности крупного бизнеса. Компании разрабатываю сложные корпоративные программы охраны окружающей среды не только для показа: в самом деле, они экономически и экологически обоснованны и предназначены для работы с местными обществами.