Особенности информационного содержания и оформления маршрутов экологических троп при учреждении образования.
1) Экотропы при Вузах являются объектами ограниченного пользования. Для них характерно относительно небольшое количество информационных стендов, хорошее маркирование маршрутов и наличие нескольких типов исследовательских маршрутов. Являются по назначению учебно-исследовательскими, рассчитаны на взрослых посетителей с высоким уровнем знаний в данной области.
2) Экотропы при экоцентрах
Предназначены для группового посещения детьми различного возраста (как правило, среднего и старшего школьного возраста). Предполагается высокий уровень знаний посетителя. Все оборудование на таких объектах рассчитывается на детское восприятие (высота стендов уменьшается, увеличивается количество мест отдыха, уменьшается крутизна подъема, упрощается подача информации, появляются различные игровые элементы, организуется большое количество экспериментальных и наблюдательных стоянок). Также иногда такие тропы сочетаются с учебным кабинетом природы .
3) Школьные экотропы
Начало и конец маршрута должны находится на школьном дворе. Экотропа рассматривается как учебно – просветительский кабинет в природных условиях, предназначенный для проведения занятий. Обычно, охватывает наиболее типичные объекты местной природы. Возможно создание отдельных стоянок с декоративными огородами, где показываются характерные для местности виды овощей, возможны вольеры с мелкими животными (домашними и дикими). Чем младше посетители, тем больше на их маршрутах должно быть игровых элементов, площадок для активных действий. Важная составляющая экскурсионной программы – экологические игры.
4)При дошкольных учреждениях
При таком типе экотропы, обычно не устанавливают информационные стенды и не устанавливают стенды с информационными надписями. Это объект закрытого пользования и все занятия проводятся под руководства педагога. В объектах 3-го и 4-го типов оформление выполняется с участием учащихся. Предполагается, что часть посадок и ухода также осуществляется школьниками (среднего школьного возраста).
27.Особенности и разнообразие тематических программ и методов работы на экологических тропах при учреждениях образования.ПриВУЗах: Они имеют определенную тематическую направленность, исходя из профиля факультета и предназначены для проведения занятий, практик, исследований. Чаще всего располагаются за городом, на территориях загородных баз ВУЗов. Являются по назначению учебно-исследовательскими, рассчитаны на взрослых посетителей с высоким уровнем знаний в данной области. Школьные экотропы: разнообразны по тематике. Школьные экологические тропы разнообразны по тематике. Условно можно выделить группы: 1).экотропы школ с углубительным изучением биологии, географии и т.д. 2).экотропы обычных школ. Они рассчитаны на менее высокий уровень знаний. Для всех типов школьных троп характерны особенности: - экотропа рассматривается как учебно-просветительский кабинет в природных условиях и предназначенных для проведения занятий. Должны быть учтены следующие условия: - доступность маршрута, - эстетическая выразительность окр. ландшафта и информационного обеспечения, - безопасность для посещения детскими группами. Возможно создание отдельных стоянок с декоративными огородами, где показаны хар-е для местности виды овощей, возможны вольеры с мелкими животными. Цветочные экотропы также вкл. Цветочное оформление. Чем младше посетители, тем больше на их маршрутах должны быть игровые элементы, площадки для активных действий. При различных экоцентрах: Наиболее совершершенным вариантом такой тропы явл. ее сочетание с учебным кабинетом природы. Как правило это небольшое помещение в начале или конце тропы где с помощью современных средств обучения можно получить дополнительную информацию, труднодоступную при кратковременном маршруте. При учр. дошк. образований: как правило, данные экотропы могут включать или не включать
реальные природные биотопы. Обычно такие объекты расположены на территории детского сада. Это либо одна площадка с игровыми природными элементами либо небольшой маршрут, на котором встречаются различные природные объекты.