Принципы и организация процесса стратегической экологической оценки
Документация для стратегической ЭО должна содержать описа-
ние компонентов окружающей среды, которые могут быть затро-
нуты в результате осуществления плана, в том числе непосред-
ственно не расположенные на территории, охватываемой планом.
Особое внимание должно быть уделено наиболее ценным и уязви-
мым компонентам окружающей среды.
Основные принципы стратегической экологической оценки в
соответствии с Директивой ЕС:
1) ответственной за оценку предполагаемых экологических ас-
пектов стратегического плана или программы является организа-
ция — инициатор их разработки или пересмотра;
2) процесс оценки должен начинаться как можно раньше в
ходе разработки стратегического плана;
3) масштабы оценки должны соответствовать масштабам по-
тенциального воздействия на окружающую среду, а цели и зада-
чи — четко определены;
4) должны быть рассмотрены альтернативы и воздействие на
окружающую среду в случае реализации каждой из них;
5) социально-экономические и другие факторы должны быть
включены в рассмотрение б соответствующем размере;
6) оценка значимости и допустимости воздействия должна быть
основана на целях экологической политики, а также принятых
стандартах;
7) должна существовать возможность участия общественности,
соответствующая предполагаемой степени общественной значи-
мости стратегического плана. Открытость информации об оценке,
ее результатах и принятом решении (за исключением случаев, в
которых конфиденциальность соответствующей информации ус-
тановлена официально и в явном виде);
8) учет экологических факторов при подготовке и принятии
решения;
9) мониторинг и оценка результатов реализации стратегиче-
ского плана, в том числе наблюдение за инициативами, которые
разрабатываются для его развития и исполнения;
10) необходимость механизмов, обеспечивающих независимую
оценку процесса стратегической ЭО, их соответствие установлен-
ным требованиям, а также их эффективность.
При проведении стратегической ЭО используется общая мето-
дология экологической оценки. В то же время под внешним сход-
ством процессов стратегической ЭО и ОВОС скрываются многие
значительные отличия. Эти отличия касаются, во-первых, степени
детальности в предсказании воздействий, а во-вторых, степени
важности, которую прогнозирование изменения воздействий за-
нимает в общем процессе оценки. Стратегические планы и про-
граммы имеют более широкие географические рамки, в них часто
ярче выражены трансграничные аспекты, используется расширен-
ный набор альтернатив. Диапазон воздействий в таких инициати-
вах имеет глобальный и региональный уровень (устойчивость эко-
систем соответствующего ранга, закисление водоемов, проблемы
сохранения биоразнообразия).
В целом процедура и методы стратегической ЭО зависят от при-
роды той стратегической инициативы, которая подлежит оценке.
Наиболее детально могут быть предсказаны воздействия планов и
программ, определяющих параметры будущих конкретных проек-
тов. Например, в плане развития транспортной инфраструктуры
Москвы обсуждалась третья кольцевая магистраль. Первоначально
предполагалось, что сами транспортные потоки при перераспре-
делении снизят общее загрязнение воздуха. В процессе стратеги-
ческой ЭО в план были внесены существенные коррективы в орга-
низацию развязок. На очереди — проведение стратегической ЭО
железнодорожной магистрали Москва—Минск (как части дороги
Москва — Берлин).
Сложнее проводить стратегическую ЭО стратегических реше-
ний, для которых невозможно предсказать количество и тип свя-
занных с ними индивидуальных проектов (финансово-эконо-
мические и подобные им решения, нормативные акты, между-
народные соглашения, политики или стратегии национального
уровня).
Трудности перенесения принципов экологической оценки про-
ектов на стратегический уровень носят процедурный и методоло-
гический характер. Процесс разработки и утверждения стратеги-
ческих решений отличается от процесса разработки и утвержде-
ния конкретных проектов отсутствием регламентированной про-
цедуры.
Серьезную трудность нередко представляет обеспечение учас-
тия в стратегической ЭО общественности и заинтересованных сто-
рон. Это связано с тем, что стратегические решения обычно затра-
гивают значительное количество сторон и в то же время их под-
готовка часто ведется конфиденциально, внутри того или иного
агентства.