Основные понятия и принципы

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, процесс взаимодействия человека с окружающей средой.

Виды деятельности – игра, учеба, спорти др. Высшая форма деятельности – труд.

Деятельность является обязательным условием существования людей, она носит осознанный, целенаправленный характер.

По Л.Н. Гумилеву (1912-1992), создавшему учение о человечестве и этносах, человеку объективно присуще необоримое желание (внутреннее стремление) к деятельности. Это желание было названо пассионарностью.

ПАССИОНАРНОСТЬ – это внутреннее качество Homo Sapiens, направленное на достижение какой-либо цели (нередко иллюзорной), это внутренняя причина деятельности.

СИСТЕМА – совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и образующих некую целостность.

Система обладает качеством, которого нет у образующих ее элементов. Это свойство называетсяэмерджентностью, новым качеством, возникающим в результате взаимодействия элементов.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД – рассмотрение целого как объективно существующей иерархии организованных и взаимодействующих систем.

Целое понимается не как сумма или множество, а как функциональная совокупность, обладающая целостностью и несводимостью к составляющим ее элементам. В системном подходе выделяются системология (теория систем), системотехника ( практика), системный анализ (методология).

ЭРГАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – такая, в которой определенные функции выполняет человек.Примеры систем – «человек-машина», человек-природа» и.т.п.

В эргатических системах человеку принадлежит приоритет. Этот принцип носит название принципа антропоцентризма впервые введен психологом Б.Ф. Ломовым в 1966 году.

Исследование любой системы основано на использовании принципа декомпозиции,позволяющего разделять большие системы на более мелкие подсистемы. На рисунке ниже изображена схема конкретизации общей системы.

основные понятия и принципы - student2.ru

Рассмотрим еще более детализованную систему «студент - вуз»

 
  основные понятия и принципы - student2.ru

Декомпозиция позволяет достичь требуемой детализации системы.

ФАКТОРЫ СИСТЕМЫ – это воздействия элементов окружающей среды.

Например: воздух – элемент окружающей среды. Температура воздуха – фактор системы «человек – окружающая среда». Аналогично – звук и интенсивность звука, свет и освещенность. Перечисленные факторы являются внешними по отношению к человеку. Эмоции, болевые ощущения, усталость и т. п. – внутренние факторы.

Факторы могут иметь вещественную (пыль, газ), энергетическую (вибрация, звук, свет) или информационную (речь, условные сигналы) природу.

Совокупность факторов образует условия деятельности.И.М. Сеченов (1829-1905), выдающийся физиолог, особо отмечал единство организма человека и факторов, на него влияющих.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА – среда обитания человека, включая природные и искусственно созданные объекты с их свойствами и зависимостями между собой.

ОПАСНОСТЬ – фактор, приносящий ущерб здоровью человека.

Фактор – это любое воздействие, а опасность – фактор, наносящий ущерб здоровью. Имеют место 3 механизма превращения фактора в опасность:

1. Рост величины фактора (сила тока).

2. Кумулятивный эффект (малые воздействия в течение длительного времени).

3. Совместное действие факторов.

УЩЕРБ ЗДОРОВЬЮ – это заболевание, травма, летальный исход.Это понятие вводится на основе принципа антропоцентризма и не включает материальный ущерб или экологический ущерб.

СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК - ОПАСНОСТЬ» - является основой для изучения дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности».

4.1.1. СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК - ОПАСНОСТЬ»

Сначала рассмотрим человека, как элемент системы «человек-опасность». Человек может выполнять три функции – быль объектом, средством защиты или источником опасности. Резерв возможностей человека огромен. Он объективно обеспечен многими механизмами защиты в виде инстинкта, интуиции, систем анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), иммунитета (гомеостаза), нервной и психической системами. Психическая система в свою очередь характеризует своими свойствами, процессами и состояниями. Человек – система адаптирующаяся, способная к анализу условий совместимости с окружающей средой.

Человек – система обучающаяся. Человек нормально функционирует как элемент системы только в конкретных определенных пределах.

Психофизиологическую нервную систему человека изучают многие специальные науки – психология труда, инженерная психология, психология безопасности. В основу этих наук положена работы ученых Г. Мюнстерберга (1863-1916), К. Марбе (1869-1953), М. А. Котика (1920-1993), В. И. Барабаша (1925-2001) и других.

Теперь рассмотрим опасность, как элемент системы «человек-опасность». Опасностей такое многообразие и их появление носит вероятностный характер, поэтому классификация их очень неоднородна. Каждая опасность предполагает конкретные методы противодействия, требующие обширных специальных знаний, что выходит за рамки данной курса. Например: пожарное дело.

Для того чтобы ограничить многообразие опасностей, введем понятия непосредственных и опосредованных опасностей, имеющих непреднамеренный или преднамеренный характер. В дальнейшем ограничиваемся непосредственными для человека опасностями, носящими непреднамеренный характер.

Свойства опасностей

Наши рекомендации