Основы экологического права и управление охраной природы в рф

7.1. Источники и содержание экологических правовых норм

Юридическую основу экологического права и природоохранной деятельности в РФ составляют Конституция РФ и правовые акты субъектов РФ. В Конституции РФ указано: ст. 9 - земля и другие ПР используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности проживающих народов; ст. 42 - человек имеет право на благоприятную ОС, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; ст. 58 - человек обязан сохранять природу и ОС, бережно относится к ПР. Экологические нормы содержатся в ряде кодексов РФ: земельном (1991 г.), лесном (1997 г.), водном (1995 г.), об административных правонарушениях (1986 г.) и др. Громадное значение для создания правовой базы во всех сферах правового регулирования имеет принятие в 1996 году двух принципиально новых кодексов - Гражданского и Уголовного, резко меняющих имущественные отношения в РФ и фиксирующих отказ от узко классовых позиций в уголовном праве.

Вторую группу источников экологических правовых норм в РФ представляют федеральные законы. В 1991 г. принят закон "Об охране окружающей природной среды", закрепивший распределение полномочий между законодательной и исполнительной властью, структуру органов управления природоохранной деятельностью и т.д. В последние несколько лет (в основном начиная с 1995 г.) вступает в действие переработанные с учетом новой социально-экономической ситуации в РФ законы - "О животном мире" (1995 г.), "О недрах" (1995 г.), "О радиационной безопасности населения" (1995 г.), "Об экологической экспертизе" (1995 г.) и другие.

Третью группу источников экологических правовых норм РФ представляют подзаконные акты, важнейшее место в которых занимают стандарты по ОП. Системе стандартов по ОП присвоен номер 17. Она включает следующие 10 комплексов стандартов (цифра после 17): 0 - организационно-методические; 1 - по охране и рациональному использованию вод; 2 - по защите атмосферы; 3 - по рациональному использованию биологических ресурсов; 4 - по охране и рациональному использования почв; 5 - по улучшению использования земель; 6 - по охране флоры; 7 - по охране фауны; 8 - по охране и преобразованию ландшафтов; 9 - по рациональному использованию и охране недр. В каждом комплексе имеется 8 групп стандартов (цифра после комплекса): 0— основные положения; 1 - термины, определения, классификация; 2— показатели качества ПС; 3 - правила охраны природы и рационального использования ресурсов; 4 - методы определения состояния природных объектов; 5 - требования к средствам контроля и измерений; 6 - требования к средствам защиты от загрязнений; 7 - прочие стандарты.

Структура обозначения стандартов: номер класса (в данном случае 17), номер комплекса, номер группы, номер стандарта в группе, год утверждения стандарта; например, для ГОСТ "Атмосфера. Классификация выбросов по составу, обозначение имеет вид ГОСТ 17.2.1.01-76. Содержание ГОСТов в целом дано в названиях комплексов и групп, а также частично отражено выше в разделе 5.

Помимо ГОСТов по ОП в данную группу входят ряд документов, разработанных и утвержденных Росгидрометом (ранее - Госкомгидрометом СССР): ОНД 1-84 "Инструкция о согласовании, проведении экспертизы воздухо-охранных мероприятий и выдаче разрешения на выброс 3В в атмосферу по проектным решениям", ОНД-86 "Методы расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий", РД 52.04.186-89 "Руководство по контролю загрязнения атмосферы" и др.; 2) Минстроем РФ (ранее - Госстроем СССР): СНиП 2.01.01-82 "Строительная климатология и география". СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение" и др.; 3) Минздравом РФ (ранее - Минздравом СССР): СН 3086-84 "ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов", СН 3077-84 "Допустимые уровни шума на терри-тории жилой застройки" и др.; 4) Минприродой РФ, Госкомэкологией РФ (ранее - Госкомприродой СССР): "Правила охраны поверхностных вод" (Типовые положения, 1991 г.) и др.

Экологические правовые нормы, содержащиеся в перечисленных выше источниках, представляют собой общеобязательные, формально-определенные правила поведения, прежде всего, по отношению к природным объектам, а также по отношению к правам и обязанностям, возникающим между физическими и юридическими лицами при их взаимодействии с ПС и в процессе природопользования, Термин "формально-определенные" означает, что в правовых нормах содержится описание ситуации, в которых действует норма, описание правил поведения физических и юридических лиц и санкция, т.е. наказание за нарушение этих правил (за действия, запрещенные правилами, и за бездействие, когда есть указание на выполнение определенных действий).

Содержание правовых норм по отношению к природным объектам устанавливает принципы, приоритета и конкретные правила пользования ими. Например, в законе РФ "Об охране ОПС" установлен принцип научно-обоснованного сочетания экологических и экономических интересов и приоритет охраны жизни и здоровья человека. Правила природопользования более конкретно рассмотрены в соответствующих кодексах, законах и подзаконных актах.

Правовые нормы ведения хозяйственной деятельности изложены в СНиПах, СН и т.д. Порядок управления природоохранной деятельностью с изложением прав и обязанностей органов управления приведен в источниках по административному праву, а также в законе РФ "Об охране ОПС". Вопросы ответственности за экологические правонарушения рассматриваются ниже.

Наши рекомендации