Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
В первую очередь следует сказать о деятельности ООН и ее специализированных учреждениях.
1) Первая конференция ООН по окружающей среде состоялась в 1972 г. в Стокгольме. Уже в 1973 г. была принята программа по проблемам окружающей среды – ЮНЕП (United Nations Environment Programmer). Она координирует работы, ведущиеся в разных странах, обобщает мировой опыт, поддерживает перспективные начинания.
Главное направление работы ЮНЕП – обеспечение Глобальной системы наблюдений (мониторинга) за состоянием окружающей среды (климат, перенос ЗВ, возобновимые ресурсы, состояние МО, наблюдения для целей здравоохранения). ЮНЕП отвечает за глобальную информационную сеть, за Международный регистр потенциально токсичных химических веществ. ЮНЕП руководит работами по борьбе с опустыниванием и обезлесиванием, осуществляет программу региональных морей. Под контролем ЮНЕП находятся использование малоотходных и безотходных технологий, производство и транспортирование ядовитых веществ и отходов. ЮНЕП руководит также специальной программой по образованию в области охраны окружающей среды.
2) ЮНЕСКО в 1970 г. выступила с инициативой осуществления специальной долгосрочной программы «Человек и биосфера» - МАБ (Man and Biosphere – MAB). В настоящее время в работе МАБ участвует более 100 стран. Как правило, эту работу ведут по отдельным проектам, например: Экологическое воздействие деятельности человека на тропические и субтропические экосистемы, Экологическое воздействие различных видов землепользования и практики хозяйствования на леса умеренной зоны и Средиземноморья и т.д.
3) МСОП (Всемирный союз охраны природы и природных ресурсов) издает Красную книгу. Совместно с ЮНЕП подготовил и опубликовал «Всемирную стратегию охраны природы» - документ, отражающий коллективную озабоченность народов состоянием окружающей среды и содержащий развернутую программу их совместной деятельности. Он содержит конкретные рекомендации, относящиеся и к отдельным видам производств, и к отдельным районам Земли.
4) Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию - была создана ООН в 1983 г., результатом работы которой явилась разработка стратегии устойчивого развития.
5) Конференция ООН по окружающей среде и развитию в 1992 (Рио-де-Жанейро), на которой были приняты 5 основных документов:
· Декларация по окружающей среде и развитию. В преамбуле декларации отмечается, что единственный путь обеспечения долгосрочного экономического прогресса – это его увязка с охраной окружающей среды. Далее следуют 27 принципов, которые определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей.
· Повестка дня на XXI век. Этот документ представляет собой программу работы мирового сообщества на ближнюю и дальнюю перспективу и охватывает все аспекты устойчивого развития.
· Заявление о принципах в отношении лесов. В нем говорится о необходимости признать ключевую роль всех видов лесов в деле поддержания экологических процессов, удовлетворения потребности в энергии и различных видов сырья и потребительских продуктов, благоприятного воздействия на устойчивое развитие сельского хозяйства. В документе говорится также о необходимости процессов обезлесивания, обуздания безудержной вырубки лесов, в том числе и путем более жесткой регламентации международной торговли древесиной, а также всемерном стимулировании работы по возобновлению лесов.
· Конвенция о биоразнообразии. Она предусматривает многочисленные меры по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия как в природной среде, так и в искусственных условиях. При этом на государства возлагается обязанность разрабатывать национальные стратегии, планы и программы, направленные на сохранение такого разнообразия. Подписавшие конвенцию имели также в виду, что за ее общими положениями последуют более конкретные соглашения, протоколы и иные договоренности.
· Конвенция об изменении климата. Она исходит из того, что изменения климата Земли и его неблагоприятные последствия должны быть предметом общей озабоченности. Она подчеркивает, что глобальные изменения климата требуют сотрудничества всех стран и их участия в соответствующих международных мероприятиях.
На этой же конференции был создан Глобальный экологический фонд.
Все эти меры дали определенный положительный эффект. Тем не менее сколько-нибудь радикального сдвига к лучшему в состоянии глобальной природной среды достигнуть пока не удалось. К такому выводу пришла 19 Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН (1997), созванная для подведения итогов деятельности государств в области охраны окружающей среды за пятилетний период после конференции в Рио. Многие стратегические решения конференции выполнены не были. Это относится не только к национальным экологическим программам, но и к финансированию природоохранных мер богатыми странами.
Современная система международного сотрудничества в области охраны окружающей среды объединяет следующие направления:
1. парламентское – состоит в координации законодательной деятельности стран, обеспечивает решение межгосударственных экологических проблем путем разработки рекомендательных законов в природоохранной сфере;
2. взаимодействие исполнительных структур отдельных государств ориентируется на координирующие разработки и решение экологических проблем под эгидой ООН;
3. конвенционное состоит в регулировании природоохранной деятельности путем заключения договоров и других видов международных соглашений, в которых предлагается единый подход всех стран к решению конкретных экологических проблем;
4. научно-техническое сотрудничество направлено на обмен научно-технической информацией, совместную реализацию природоохранных проектов, комплексное использование научных разработок, совместно осуществляемую экспертизу и т.п.;
5. экологическое сотрудничество – организация международных форумов, конференций и других подобных мероприятий.
Основными объектами международного сотрудничества являются те, по поводу использования которых разные страны вступают в экологические отношения. Среди них выделяют две категории объектов: