Священные рощи как пример благоговейного отношения к дикой природе

Там на брегу, где дремлет лес священный,

Твое я имя повторял.

А. Пушкин

Пример бережного отношения к участкам дикой природы, почитания и

боготворения их показывают нам язычники, имевшие свои священные рощи (а

также священные ключи, горы, реки, озера, острова, камни и отдельные

деревья). По мнению английского знатока лесного фольклора Александра Пор-

теуса, первые священные рощи находились на холмах (ближе к небу), чем

объяснялось их почитание2. Порой сам дух, идол назывался священной рощей.

Полагалось, что такие рощи нельзя посещать без благоволения божества.

Иногда рай считался священной рощей, где нужно было вести себя

дисциплинированно, созерцать загадочные и святые деревья, которые

запрещалось трогать.

Будда достиг просветления в одной из священных рощ Индии, свои

комментарии к древним книгам Китая Конфуций завершил в уединении

священной рощи абрикосовых деревьев.

Язычнику божественное уединение рощи казалось местом почитания,

выделенным самой природой, и эти рощи являлись единственными и самыми

первыми храмами. Здесь человек, «от мира удаленный», общался с духами и

бессмертными.

Священные рощи чаще всего были круглыми, реже – продолговатыми,

окруженными канавой или рвами. В такой роще нередко бил священный

источник. В центре рощи имелось округлое место, огороженное большими

камнями, установленными перпендикулярно земле, – здесь приносились

жертвы. Когда храмы стали сооружаться из камня, то несколько раз в год с них

снимались крыши – как символ открытости небу священной рощи.

В германские священные рощи нельзя было входить, не будучи

скованным цепью, в признание своей низшей природы перед лицом божества

рощи. Если человек здесь случайно падал, ему не разрешалось вставать, и он

должен был выкатываться из рощи по земле. Считалось, что на деревьях этих

рощ восседали на своих тронах боги. В священных рощах германцы сберегали

боевые знамена. С началом войны их выносили и несли перед армией. Кстати,

«священная роща» в переводе с кельтского звучит как «чистое место в лесу».

Особо почитались священные рощи в Древней Греции и Риме. Недаром

Ксеркс, войдя в Грецию, запретил воинам причинять вред священным рощам.

Римские пастухи, заботясь о благе своих стад, молились о прощении на тот

случай, если их овцы съедят листья со священного дерева.

В священных рощах древних греков вешались бронзовые гонги. Когда

дул ветер, гонги гремели подобно грому. Даже собаки не осмеливались

преследовать добычу в священных рощах, а стояли снаружи и лаяли.

Рассказывают, что некий грек Эрисихтон осмелился возложить топор на

деревья в священной роще Деметры, за что та превратила его в вечно голодного

нищего. Согласно неписаному правилу, если кто-то из осужденных в Греции

прятался в священной лавро-кипарисовой роще Дафны, то становился

недосягаемым.

В Польше священные рощи именовались роком, или урочиском, и, когда

в страну вторгались захватчики, по селам рассылались ветви из этих рощ, что

сплачивало поляков, подобно горящему костру, угли из которого развозились

по Шотландии. В Бенгалии племя мунда также имеет священные рощи,

которые заботливо охраняются в течение веков, дабы здешние лесные боги,

обеспокоенные сплошной вырубкой соседних лесов, совсем не покинули эту

местность. Даже если в священной роще дерево повалится случайно, бог

гневается, задерживая сезонные дожди. У каждой деревни племени мунда своя

священная роща – участок первобытного леса, оставленного нетронутым для

местных богов.

В районе Кавказского заповедника, на реке Белой, располагалась

священная роща черкесов. Существовала такая заповедь: «Если хочешь сорвать

цветок, не рви его там, где рождаются воды Белой реки. Не добывай там ни

зверя, ни птицы и не строй своего жилища поблизости. Пусть рука человека не

коснется ничего, что живет и находится в этом лесу, – это место священно на

все времена». И в наши времена осетины, проезжая на автобусе мимо

священной рощи Хетага, встают, снимают головной убор и кланяются в ее

сторону, добавляя: «Да будет святой Хетаг твоим другом и покровителем».

Священные рощи на территории России, Украины, других стран СНГ

существуют и по сей день. Исследователем марийских священных рощ Н. В.

Морохиным в Нижегородской области выявлено около 50 таких культовых,

оберегаемых местным населением рощ. «Само по себе сложившееся в народе

отношение к священным рощам, – пишет Морохин, – оказывается и в наши дни

мощным эколого-воспитательным фактором. Уважение, любовь к роще

воспитывается наряду с любовью к традициям, культуре, памяти предков. В

роще не позволяется сорить, ругаться, ссориться, туда приходят в дни

праздников в чистой одежде, помывшись в бане, как в место общения с

высшими силами природы. Велико ее эстетическое значение, ощущается оно

каждым. Это эффектная деталь ландшафта, не тронутый цивилизацией

„чистый" лес, который воплотил непреходящую гармонию природы, ее

самовозрождение, необузданность, величие. Любовь и преклонение перед

рощей как перед возвышенным определяет подчиненное положение к миру

живого и неживого в целом, стремление к гармоничным отношениям с ним»3.

Стоит особо отметить, что языческие народные воззрения по отношению

к священным рощам могут быть с успехом использованы в разработке новой,

основанной на биоцентризме и экоцентризме экологической философии и

идеологии XXI века. Не могу не процитировать по этому поводу одного из

лучших исследователей священных рощ марийцев и удмуртов профессора-

этнографа В. П. Налимова:

«Рощи связаны с культом творческих сил природы, сознанием

органической, генетической связи человека с природой, единства своей группы.

Кратко воззрения можно сформулировать так: Бог – творительная сила,

отражающаяся в природе: в живой текучей воде, придавая ей прозрачность,

текучесть, неиссякаемость; в растениях, в животных и в человеке. Эта

творческая сила едина, но она разветвляется, и каждая отдельная сила,

органически связанная с единой силой (как притоки реки связаны с главной

рекой), имеет свою индивидуальность. Отсюда – Бог территории. Люди,

живущие в ней, органически связаны между собой и Богом, составляя каждый

только часть единого целого. Влияя на одну часть, можно влиять на целое.

Загрязняя, например, воду, приносишь вред растениям, животным, человеку,

Богу, то есть производительной силе. Недостойное поведение отдельного

человека оскверняет не только его физическую природу, но и вредит всей

производительной силе природы. Отсюда общий интерес группы людей,

растений, животных, воды, Бога, то есть творческой силы...

В известное время года творческая сила, когда ее мощь достигает

максимума, как, например, весной, во время цветения ржи, приняв образ

бабочки, вылетает и распространяет свою благодать (то есть силу). Вокруг

таких заповедных рощ объединяются целые роды, люди, живущие иногда за

десятки, за сотни верст. Через каждые три года происходят моления с общей

трапезой: совместная еда является символом заключения союза, дружбы»4.

Такое же эколого-философское звучание имеет и синтоистская заповедь

охраны священных рощ: «Никогда не рубите ничего; никогда не возводите

ничего, никогда не утверждайте и не выясняйте ничего в святых природных

местах, добираясь до научной истины; не разбирайте, не изменяйте ничего с

той же причиной. Не охотьтесь, не ловите рыбу, не причиняйте беспокойства,

не поджигайте и не тушите горящее»5.

Наши рекомендации