Методические указания к теме практического занятия. I. Внеаудиторная работа студентов
I. Внеаудиторная работа студентов
1. Знать содержание и уметь пользоваться следующими терминами: значимая, достоверная, полная информация, источники экологически значимой информации, ответственность за искажение или сокрытие экологической информации.
2.Составьте текст заявления ( в порядке ст. 254 , 255 Гражданско процессального кодекса ( ГПК) РФ) на неправомерные действия ( бездействие) государственного органа ( предприятия, организации, должностного лица), отказавших гражданину ( общественной организации) в предоставлении информации, затрагивающей право граждан на благоприятную среду.
3. Подготовиться к вопросам, выносимым на семинар.
В ходе подготовке к первому вопросустуденты уясняют понятие и содержание экологически значимой информации, потребность в информации при подготовке и принятии хозяйственных, управленческих и иных решений, реализация которых связана с отрицательным воздействием на состояние окружающей среды. Знакомясь с ФЗ РФ «Об информации, информатизации и защите прав информации» студенты должны отметить какую роль играет доступ физических и юридических лиц к государственным информатизационным ресурсам. На основании ФЗ РФ «Об информации, информатизации и защите прав на информации», Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, а также директивы Европейского сообщества 90 \313, Орхусской Конвенции (2001 г.) даётся определение экологически значимой информации. Раскрывается содержание понятия «информационное загрязнение».
Готовясь ко второму вопросу, студенты знакомится с содержанием статьи 42 Конституции РФ, предоставляющей право каждому на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, усваивают какую информацию о состоянии окружающей среды можно считать достоверной, полной, своевременной и значимой. Анализируется законодательная база, закрепляющая право на информацию об экологически значимых факторах влияющих на здоровье (закон об охране окружающей среды, закон о санитарно - эпидемиологическом благополучии, градостроительный кодекс, закон об экологической экспертизе, закон о радиационной безопасности). Раскрывается роль государственных и муниципальных органов власти, средств массовой информации в реализации право каждого на благоприятную окружающую среду.
При освещении третьего вопроса,прежде всего, обращается внимание на содержание нормы статьи 29 п.4 Конституции РФ, которая предоставляет право каждому свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Анализируется, как современное экологическое законодательство закрепляет и реализует механизм этого права. Прежде всего, обращается внимание на закрепленное в законодательстве требование обязательного предоставления информации отдельными субъектами. Раскрывается содержания принципа открытого доступа к государственным информационным ресурсам.
Четвертый вопрос требует от студента раскрыть правовое ограничение свободного доступа к экологически значимой информации. Речь идет о сведеньях составляющих тайну (государственную, служебную, коммерческую, банковскую, врачебную, тайна исповеди). Используя закон «Об информации, информатизации и защите прав на информации». «О государственной тайне», Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 года «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне» усвоить какие сведенья в области охраны окружающей среды и природопользования составляют государственную тайну. Используя постановления Правительства РФ от 5 декабря 1995 г. «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» необходимо усвоить эти сведенья, а также сведенья, которые не могут составлять банковскую и врачебную тайну.
При ответе на пятый вопрос студенты указывают источники нормативной экологически значимой информации, раскрывают задачи Минприроды в сфере распространения экологически значимой информации, показывают значение государственных кадастров природных ресурсов как источников информации, а также роль мониторинга окружающей среды, регистра потенциально опасных химических и биологических веществ, экологического паспорта предприятия, государственного доклада о состоянии окружающей среды. Во второй части ответа раскрывается административная (статья 8.5 КоАП РФ и уголовная ( ст. 237 УК РФ) отвестенность за искажение или сокрытие экологической информации.