Законадательное обеспечение БЖД
1. Законадательное обеспечение охраны труда.
2. Законадательное обеспечение экологической безопасности.
3. Законадательное обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях.
1. Основой законодательного обеспечения безопасности является основной закон государства – Конституция (РФ и РБ)
В конституции РФ базовой статьей является Ст.37:
"труд свободен;"
Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать вид деятельности; запрет принудительного труда.
П.3:" каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…"
Ст.41 Конст. РФ:
- утверждение права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь;
"Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни, здоровья людей влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом"
Аналогичные статьи имеются в Конституции РБ (соответственно: Ст.45 и 48)
Кодекс законов о труде(РФ и РБ)
Устанавливаются права и обязанности работодателей и радотников в отношении охраны труда; оговариваются ограничения к труду в особо тяжелых условиях некоторых групп населения (беременных женщин и т.д.)
Закон об охране труда (РБ)
Принят 5.11.93г.; действует поныне; готовится новая редакция этого закона.
Содержит следующие главы:
1) Общие положения.
Глава.
Ст.1 дает определение охраны труда:
Охрана труда – система, обеспечивающая сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе труда в течении всего трудового стажа.
{Действует на основе "Закона об охране труда" и Конституции РБ}
Определяется сфера действия законодательства РБ, приводятся основные принципы государственной политики:
1. единство действий государтвенного и хозяйственного управления, надзора и контроля, профессиональных союзов, предпринимтелей, общественных объединений, органов местного самоуправления и предприятий по улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
2. приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатампроизводственной деятельности;
3. координация деятельности в области охраны труда. С другими направлениямии экономической и социальной политики, а также с деятельности в области охраны окружающей среды;
4. установление единых требований в облатсти охраны труда для всех предприятий, независимо от видов и Форм собственности;
5. независимый действенный контроль и надзор за применением безопасной техники и иехнологии;
6. стимулирование внедрения безопасной техники;
7. экономическое стимулирование предприятий в обеспечении безопасных условий труда;
8. обеспечение работников специальной одеждой;
9. установление льгот и компенсации за работу, осуществляемую в безопасных и вредных условиях; обязательности своевременнго расследования и учета каждому несчастному случаю на производстве и профессиональным заболеваниям.
2.) Обеспечение охраны труда.
Глава.
Ст. 9: "Управление охраной труда на предприятии и ее обеспечение"
Создание и управление системой охраны на предрпиятие осуществляет собственник предприятия или уполномоченыне им лица; они создают службы охраны труда или на договорной основе принимают специалистов по охране труда.
В настоящем законе говорится о том, что численность и структура служб охраны труда на предприятии обусловлена размером предприятия и численностью его сотрудников.
(Если численность сотрудников < 10 человек – спец. комиссии или специалиста не нанимают, но полную ответственность несет работодатель; >= 10 человек – создается комиссия на паритетной основе (входят представители работодателей и работников) ; если > 100 человенк – вводится должность человека по охране труда; > 1000 человек – служба по охране труда )
Важнейшей статьей этой главы является статья "права и обязанности сторон участвующих в трудовом пороцессе" ( 10 статья) :
Описываются права работника (работник имеет право на рабочее место, свободное от воздействия опасных и вредных факторов; на информацию о состоянии условий его труда; на обеспечение СИЗ за счет средст работодателя; на прведение инспектирования условий труда на рабочем месте соответствующими службами госсударственного и общественного контроля )
Существует положени о отестации рабочего места "по условиям труда" .
Работник имеет право на отказ о работы в опасных условиях; на обучение безопасным методам работы; на переподготовку за счет средств работодаителя в случае закрытия предприятия, ликвидации места вследствие нарушения законодательства по охране труда или технической невозможности обеспечения безопасности труда.
Работник обязан:
- соблюдать правила и нормы;
- выполнять медецинские рекомендации;
- извещать руководителя (непосредственно) о возникновении опасной ситуации;
- немедленно сообщать о несчастном случае на рабочвем месте;
Работодатель обязан:
- имеет право выступать с предложением об изменении стандата;
- на проведение инспекции при расследовании несчастного случая службми государственного надзора и контроля;
Обязанности работодателя (соотносятся с правами работника)
- обеспечить рабочие еста, находящиеся под его контролем, безопасным для здоровья и жизни людец состоянием;
- осуществлять за счет предприятия медицинское обследование работников;
- проводить инструктаж о безопасности, а также:
- проводить в установленные сроки ттестацию рабочих мест по условиям труда;
Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
(является приложением к постановлению Мин-ва труда и соц-го развития РФ, от 14.03.1997)
Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочего места.
Нормативная основа проведения аттестции рабочих мест:
1) гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности, утвержденные Госсанэпидемндзором РФ
2) система стандартов безопасности труда (ССБТ) ГОСТ 12.0.001.-79 (общие положения, определения)
12.1 – ГОСТ на опасные и вредные факторы
003 – позиции и группы
12.2 - ГОСТ безопсности оборудовния
12.3 – безопасность технологических процессов;
12.4 – требования к коллективным и индивидуальным средствам защиты
3) санитарные правила и нормы
Проведение аттестации начинается с составления перечня всех рабочих мест, подлежащих аттестации. Издается приказ руководителем предприятия о проведении аттестации.
Изд-ся приказ руковоителем предприятия о проведения ттестции в соответсвии с которым создается аттестационная комисия; в ее состав рекомендуется включить представителей охрны труда, служб оплаты труда и зарплаты, главных специалистов, руководителей подразделений, мед. работников, представителей провсоюзных момитетов ( не реже 1 раза в 5 лет)
По результатам аттестации возможны 3 решения :
1.) рабочее место соответствует требованиям безопасности и гиеены.
2.) рабочее место подлежит рационализации
3.) решение о закрытии рабочего места (ликвидация рабочего места, как не соответствующего требования безопасности)
Лекция 13
Нормативное обеспечение охраны труда включает:
1. ССБТ система стандартов безопасности труда . (До 70 г. единых стандартов не было, действовали СН и Пп строительные нормы и правила СанПиНы . В 70г. началась работа по созданию СОБТ ГОСТ 12 .)
2. Соц-но-экономические нормативы (продолжительность рабочего дня, сверхурочное время и т.д.)
3. Инструкции, нормы и правила.
4. Сертификат безопасности предприятия (свидетельствует о том, что предприятие соответствует требованиям безопасности), и др.нормативные акты в области охраны труда(положение о расследовании несчастного случая, положение об аттестации рабочих мест)
Стандарты, нормы и правила разрабатываются гос. органом по охране труда (Управление по охране труда при Министерстве труда и занятости РБ.)
ССБТ является обязательными для всей территории РФ и РБ. В этой же главе говорится об обеспечении требований охраны труда при строительстве проектировании предприятий и объектов (при их эксплуатации)ю Органом по охране труда м.б. закрыто любое предприятие, не соотв-щее нормативам ССБТ. Гл.2. "З-на об охране труда РБ" также включает Ст.14 "Финансирование охраны труда"
Финансирование охраны труда осуществляется государством через фонды охраны труда . В государственном бюджете есть специальная статья на обеспечение охраны труда; эти бюджетные средства используются для содержания органов надзора и контроля за безопасностью , для финансирования НИ-работ в области безопасности и выполнения целевых программ по охране труда.
Фонд охраны труда (в рамках субъекта республиканский РБ) складывается из:
1. целевых ассигнований, выделяемых Советом Министров.
2. Части средств фонда социального страхования
3. Части фондов охраны труда предприятий.
4. Части штрафов налагаемых на предприятия за нарушение законодательства об охране труда.
5. Части штрафов, налагаемых на должностные лица.
6. Добровольных отчислений предприятий.
7. Добровольных взносов граждан и организаций.
Городской и районный фонд охраны труда формируется за счет тех же источников, за исключением 2, 5.
Фонд охраны труда предприятий:
Гл. источник - средства предприятия, выделяемые на охрану труда ,а также добровольные взносы граждан и прочие поступления .
Глава 3. "Гарантия реализации права работников на охрану труда", речь идет о гарантии права на охрану труда при приеме на работу и в процессе трудовой деятельности эти позиции должны быть отражены в индивидуальном ( коллективном) трудовом договоре ( контракте).
Глава 4. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Государственной надзор осуществляется республиканскими органами надзора и контроля, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятия. Должностные лица государственных органов надзора и контроля государственные инспекторы по охране труда могут беспрепятственно войти на предприятие и проверить соответствии законодательства. Высший законодательный орган надзора прокуратура РБ. Говорится также об общественном контроле за соблюдением законодательных и иных актов и о правах профсоюзов. Профсоюзы имеют право принимать участие в расследовании несчастных случаев, получать информацию, осуществлять проверку состояния, условий и охраны труда, принимать участие по созданию комиссий по приемке оборудования, разработке нормативных актов, закрыть, остановить производство, имеют право обращаться с требованиями привлечения к ответственности должностных лиц.
Глава5. Ответственность за нарушения законодательных и иных актов по охране труда. Ответственность складывается из 1. ответственности предприятий за не обеспечение требований по охране труда; 2. НИ и проектных организаций за разработку не соответствующий требованиям безопасности средства производства (оборудование, технологические процессы); 3. за сбыт продукции, не обеспечивающей требованиям безопасности; 4. ответственности руководителей (руководители предприятий, главы администрации, должностные лица и т. д.) за нарушения законодательства об охране труда могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности. Материальная ответственность В случае гибели работника предприятия перед членами его семьи (выплачивается не менее 10 его годовых заработков) в случае инвалидности ( 1 группы –5, 2-3, 3-1); в случае нетрудоспособности в течении 4-х месяцев – не менее половины трудового заработка.
Законодательное обеспечение экологической безопасности.
Осн документы – конституции РБ и РФ
КонстРФ: Ст42 "О праве каждого гражданина на благоприятную окр среду и на инф-ю о состоянии окр среды"
Аналогична статья с конт РБ – ст49 (сокрытие инф-и должностными лицами, которая может представлять собой угрозу для жизни и здоровья, влечет ответственность в соотв-и с з-ном, говорится о праве граждан на возмещение ущерба, об обязанности граждан сохранять окр среду, о поощрении деятельности по охране окр среды.)
"З-н об охране окр природной среды"
1. общее положение (принципы и объекты охраны);
2. права граждан;
3. эк. механизм охраны окр среды;
4. эк обеспечение экологической безопасности;
5. нормирование кач-ва окр среды;
6. учет эколог-х требований при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, реконструкции объектов нар-го хоз-ва.
Экологический кодекс РБ
- общие положения;
- гарантии;
- эк обеспечение экологической безопасности;
- экологические требования … ( 6) см выше)
Говорится: о чрезвычайных экологических ситуациях, эколог-м контроле, об ответственности за эколог-е правонарушения, о возмещение вреда, о международном сотрудничестве в обл охраны окр среды.
В 1-м разделе опр-ся объекры охраны. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат:
- естеств-е эклог-ие системы
- озоновый слой
- земля
- недры
- воды
- атмосферный воздух
- леса и др растительность
- животный мир
- микроорганизмы
- генетический фонд
- природные ландшафты
Особой охране подлежат гос природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки (особо охраняемые природные территории, сущ-ет "з-н об охране особо охраняемых природных территорий")
Эколог-ий кодекс РБ содержит "положение об эколг-ой экспертизе": это система комплексной оценки все возможных эколог-х и соц-но-эк-х последствий осуществления проектов и реконструкций, направленная на предотвращение их отрицательного влияния на окр среду.
В обязательном порядке эколог-ой экспертизе подвергаются все проекты хоз-ой и иной деятельности, которые могут оказывать отриц-е влияние на состояние окр среды: проекты на строительство, реконстукцию города, на создание рекреационной зоны, парка, сквера и т.д. (размещение промышленных предприятий, строительство крупных энергитических объектов).
Эколог-я экспертиза проводится с учетом эколог-й емкости и состояния окр среды в месте планируемого размещения, с учетом перспектив соц-но-эк-ого развития регионов и видов возможных воздействий на окр среду.
Эколог-я емкость – предел воздействия, кото окр среда может выдержать; несущая способность окр среды.
Эколог-я экспертиза проводится гос органами: Госкомпроироды (Госкомэкологии); учитывается наличие в регионе др источников загрязнения, растительность т.д. (местоположение)
Экологический паспорт предприятия – важн институт обеспечения эколог-ой безопасности (имеет 19 приложений; имеет сл структуру):
1. приводится карта-схема с нанесением на нее источниками загрязнения атмосферы и поверхности вод (само предприятие и ближайшие источники загрязнения)
2. места забора воды
3. складирование отходов
4. граница санитарно-защитных зон (площадь территории от ее границы до ближайшей живой застройки)
5. границы жилых масствов
6. границы лесов и с/х угодий
7. транспортные магистрали
8. зоны отдыха, территории заповедников, памятники архитектуры, музеи.
Указываются посты наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха и сточных вод; дается краткая природно-климатическая хар-ка местности; коэф-ты определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере.
Эти сведения записываются в эколог-ий паспорт по ним устанавливаются ПД выбросы и ПД сбросы ( для сточных вод)