Тема: Горизонт. Стороны горизонта

Задачи: актуализировать содержание понятий «природа», «неживая и живая природа», «растения», «животные», познакомить учащихся с содержанием и задачами курса, учебником; формировать представление о горизонте и сторонах горизонта; содействовать осознанию учащимися практического значения умения ориентироваться, развитию интереса к изучению предмета «Человек и мир».

Оборудование: таблица «Горизонт, линия горизонта», рисунки с животными, растениями, объектами неживой природы.

Ход урока

Актуализация изученного. В начале урока с целью актуализации основных природоведческих понятий проводится игры (по возможности с использованием соответствующих рисунков): «Назови одним словом», «Найди лишнее», «Назови четвертое». Приводим примерное содержание игр.

Назови одним словом:

– Солнце, дуб, клевер, бабочка, облако, белка. Это … (природа).

– Дерево, куст, трава – это … (растения).

– бабочка, щука, лягушка, уж, синица, заяц – это … (животные).

Назови лишнее:

– Солнце, воздух вода, береза, Луна;

– дуб, береза, малина, клен;

– одуванчик, клевер, белый гриб, ромашка.

Назови четвертое :

– бабочка, муравей, оса, …

– заяц, волк, лиса, …

– соловей, синица, ворона, …

Игра «Насекомое, рыба, птица, зверь, дерево, куст, трава».

Учитель называет какое-нибудь из этих слов, бросает мяч кому-то из учащихся. Ученик, поймавший мяч, называет известное ему насекомое, рыбу, птицу и т.д. Соблюдается условие: названия животных и растений не повторяются.

После игр, учитель говорит о продолжении знакомства с миром природы. Далее дети знакомятся с учебником для 3 класса, авторами, основными разделами курса для того, чтобы узнать, что нового узнают дети в этом году. Организуется знакомство также с условными обозначениями учебника, повторяются правила пользования учебником.

Физкультпауза «Прекрасные цветочки». А теперь пора и отдохнуть. Сейчас я вас «превращу» в красивые цветочки на нашей чудесной поляне. Учитель взмахивает руками и говорит: Представьте, что вы цветочки. Но вначале только маленькие семечки (дети приседают, голову опускают, руками обхватывают колени). На землю упал солнечный лучик, пошел теплый дождик и из каждого семечка проклюнулся росток. Сначала поднимается голова, распрямляется корпус, туловище. Цветочки растут, растут, все выше к солнышку поднимаются – дети поднимаются, поднимают руки вверх. Какой приятный воздух на лесной поляне, как здесь приятно дышать. Глубоко вздохнем, задержим немного дыхание, глубокий выдох. Еще разок.

Вот распустились красивые бутончики и заулыбались ласковому солнышку. Улыбнемся солнышку, другим цветкам. Можно даже потанцевать – покружиться, покачать свои лепестки под ласковым ветерком. Но вот настала ночь. Цветочкам пора спать. Расслабили мышцы рук, ног, лица.

А сейчас я вас опять превращу в мальчиков и девочек. Понравилось вам быть цветочками? Интересно, а кто каким цветком был?

Знакомство с темой урока, его задачами, планом.

Изучение нового материала. Что же такое горизонт? Действительно ли небо на горизонте сходится с поверхностью Земли? Ответы на эти вопросы поможет дать учебник. Чтение статьи «Горизонт» и ответы на вопросы после текста. После анализа текста, учитель предлагает учащимся в тетрадях нарисовать, как выглядит горизонт на открытой местности; на местности, открытой с одной стороны. Для развития мышления школьников, выполняются задания под рубрикой «Порассуждай».

Что же такое стороны горизонта, для чего их придумали? Ответы учащиеся находят в тексте учебника «Стороны горизонта». После анализа текста выполняется практическая работа, предложенная в учебнике. Кроме практической работы в тетради, полезно провести следующие тренировочные упражнения. Учитель просит детей встать и всех лицом повернуться к доске – это юг. Покажите, где будет север, где будет запад, восток, северо-восток, юго-запад. После этого просит учащихся прокомментировать, как дети определяли стороны горизонта.

Подведение итогов: Что нового сегодня узнали на уроке? Чему учились? Для чего нам нужно знать стороны горизонта? Что было самым трудным? Самым интересным? Почему? Как себя чувствовали дети? В конце урока проводится психогимнастика «На пушистом облачке». Мы хорошо поработали, можно и расслабиться. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы плывете на нежном пушистом облачке. Дует приятный теплый ветерок, ласково светит солнце. Подставьте солнышку свою левую щечку, затем правую. Подставьте под ласковые солнечные лучи свои ладошки, погрейте ножки. Приятное тепло разливается по всему телу. Вам очень хорошо. Подарите солнышку свои улыбки. Но пора возвращаться на землю, где вас встречает своими золотыми красками осень. Открываем глаза, подарим радостные улыбки и приятные слова друг другу.

Домашнее задание. Прочитать статьи учебника на стр. … Задание для желающих: составить вопросы к текстам по теме.

Наши рекомендации