Что удалось за четверть века?
Формула экологического образования
Статья написана в 1996 г. по просьбе академика Н.Н. Моисеева для первого номера журнала "Экология и жизнь". Приводится без изменений.
Последняя редакция >>
– Что такое экологическое образование? – возможно, спросите вы. Я ответил бы, что это деятельное стремление жить в гармонии с людьми и природой, чтобы обеспечить лучшее качество жизни не только себе, но и будущим поколениям. Ведь качество жизни – полнота бытия – зависит от состояния окружающей среды, от решения экологических проблем.
Почему же об экологическом образовании стали говорить особо, выделяя его из всей сферы обучения и воспитания? Не будем торопиться с ответом, попробуем порассуждать на эту тему, а заодно и вывести формулу экологического образования – конечно, лишь для наглядности, поскольку нельзя заменить сложное понятие его упрощенной схемой.
Сделаем три необходимых замечания. Во-первых, речь пойдет об экологическом образовании детей среднего и старшего школьного возраста. Во-вторых, понятие "экология" будет употребляться не столько в биологическом, сколько в социальном смысле слова, ведь экологические проблемы имеют социальный характер. И, наконец, под экологическим образованием будет пониматься обучение и воспитание для решения социально-экологических проблем.
Первое слагаемое
Когда мы говорим о поведении в природе, об отношении к живому, казалось бы, между понятиями "экологическое образование" и "культура" можно поставить знак равенства. Действительно, если под культурой понимать мировоззрение, нормы морали и права, знания и навыки, уровень интеллекта, способы и формы общения людей, то понятия "экологическое образование" и "культура" почти смыкаются. Но поскольку полного тождества нет, можно начать вывод символической формулы экологического образования, записав в правой части первое слагаемое:
Экологическое образование = культура + ... |
Прежде чем продолжить вывод формулы отметим некоторые этапы и проблемы развития экологического образования.
Что удалось за четверть века?
Целенаправленные работы в области экологического образования детей ведутся в нашей стране более двадцати пяти лет. Однако трудно говорить о какомлибо улучшении состояния окружающей среды за такой период – срок смены поколений. Причину неэффективности можно искать в формулировке задач, на решение которых были направлены усилия педагоговэкологов.
Анализ содержания и организации экологического образования показывает, что во второй половине 80-х годов задача экологического образования в нашей стране понималась как формирование экологической культуры и забота о защите природной среды. В начале 90-х годов на первый план выдвинулось формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления. Спора нет, эта достойная задача. Однако она заслонила собой главное: защиту природной среды силами учащихся.
В последние годы сложилась новая ситуация, связанная с появлением концепции, серьезно повлиявшей на представления людей о дальнейшем пути развития цивилизации, и которая непосредственно связанной с идеями образования. Речь идет об устойчивом развитии.
Мечта об устойчивости
Как-то в шутку А.П. Чехов написал: "Ученые с сотворения мира думают, но ничего умнее огурца не выдумали". Перефразируя Чехова, можно сказать, что лучше концепции устойчивого развития ученые пока ничего не придумали: можно критически относиться и к самому термину, и тому, что за ним стоит, но лучшей теории выхода из кризиса на сегодняшний день нет.
Идея, по сути, не нова: жить в стабильном, предсказуемом мире, властвовать над своим будущим – это ли не извечное желание человечества? Основные мировые религии тысячелетиями противостояли подобным помыслам. Но вновь, как в античные времена, человек стремится сравняться с богами и стать вершителем своей судьбы. На этот раз во имя реального спасения себя и своих детей.
Существо концепции может быть передано краткой фразой: устойчивое развитие – это прогресс, при котором удовлетворяются потребности настоящего поколения, без риска для способности будущих поколений удовлетворять свои потребности. Чтобы реализовать идеи устойчивого развития, надо решить такие задачи, как снижение рождаемости, в первую очередь, в слаборазвитых странах; регулирование пользования ресурсами, возможно, с помощью введения международных налогов; восстановление разрушенных и поврежденных экосистем; разоружение. Очевидно, что решать надо многочисленные социальные, экономические, экологические проблемы.
Но если можно доступно объяснить, что надо сделать на пути к устойчивому развитию, то трудно найти практические советы, как это сделать. Серьезная проблема состоит в нашем представлении о нравственности, о предпочтительном образе жизни. Такие "экологические" ценности, как чистый воздух, чистая вода, которые находятся под угрозой, и без которых невозможно выживание человечества, воспринимаются через призму личного комфорта – высшей цели и ценности для большинства людей. Поэтому мы охотнее устанавливаем фильтры на водопроводные краны в своих квартирах, чем заботимся о снижении сброса сточных вод в ближайшую речку. Именно на экологическое образование мы возлагаем надежду, что оно сможет повлиять на представление о ценностях у подрастающего и будущих поколений.