IV. 7. Управление состоянием окружающей среды на локальном уровне
Управление состоянием отдельных объектов и частей экосферы - сложный междисциплинарный процесс, неизбежно включающий наряду с компонентами естественных наук элементы экономики, права, управления и политики.
Существуют три основные группы методов управления в сфере природопользования: административное регулирование, система экономических рычагов и использование рыночных отношений.
Административное регулирование, в свою очередь, состоит из двух групп методов: а) Установление и соблюдение нормативных стандартов, за пределы которых не разрешается выходить, и б) Осуществление непосредственных мер административного воздействия.
Стандарты качества окружающей среды регламентируют состояние отдельных ее составляющих (воды, воздуха, почв и т.д.). В российской практике обычно для каждого загрязнителя установлена его предельно допустимая концентрация (ПДК). При этом считается, что при уровне концентрации, равном или меньшем ПДК, загрязняющее вещество не оказывает неблагоприятного действия на здоровье человека и состояние экосистем. Нормативы ПДК бывают среднесуточные и максимально разовые, устанавливающие предел концентрации загрязнителя.
На всей территории, подверженной воздействию загрязнителей от ряда предприятий, уровень загрязнения не должен превышать ПДК. Чтобы не превысить этот уровень, для каждого предприятия устанавливаются предполагаемые уровни сбросов (для воды) или выбросов (для воздуха) "на конце трубы", то есть в точке сброса (выброса), и производятся расчеты ожидаемого перемешивания воды (воздуха) с определением ПДК в контрольных точках в приземном слое воздуха на всей территории. Если концентрация загрязнителя даже в одной контрольной точке оказывается выше ПДК, то предполагаемые величины сбросов (выбросов) уменьшаются. Эти расчетные циклы продолжаются до тех пор, пока не достигается желаемая концентрация. Определенные таким образом приемлемые величины сбросов (выбросов) для каждого предприятия называются предельно допустимыми выбросами (ПДВ) для воздуха, или предельно допустимыми сбросами (ПДС) для воды.
Если предприятие не в состоянии обеспечить требуемые ПДВ или ПДС, то ему устанавливаются нормативы временно согласованных выбросов (ВСВ) для воздуха, или временно согласованных сбросов (ВСС) для воды. Это делается в ожидании того, что предприятие будет осуществлять долгосрочную программу снижения выбросов и постепенно достигнет уровня ПДВ (ПДС). Здесь кроется лазейка для многолетнего загрязнения среды, превышающего установленные нормативы.
Технологические стандарты в части экологии предопределяют требования к модернизации процессов производства, приводящие к желаемому состоянию окружающей среды. В американской практике это требование к внедрению в промышленности так называемой наилучшей из имеющихся технологий (best available technology), а в сельском хозяйстве - наилучших приемов управления (best management practices).
Стандарты качества продукции регламентируют содержание в ней вредных веществ.
Прямые административные запреты применяются, когда нежелательные последствия могут регулироваться только таким жестким способом. Например, ряд заводов в СССР и Центральной Европе был закрыт в 1989-1990 гг. потому, что было невозможно снизить загрязнение от них экономически целесообразным и технологически возможным путем. Был введен запрет на производство и использование пестицида ДЦТ, отличающегося высокой степенью токсичности и чрезвычайно продолжительным временем распада. Постепенно, в соответствии с международными соглашениями, снижается производство хлорфторуглеродов (ХФУ), разрушающих озоновый слой. В случае ХФУ, действуют квоты, определяющие объем их производства и употребления в стране. За несколько лет до полного прекращения охоты на китов в мире СССР использовал ежегодный лимит на количество добываемых животных, устанавливавшийся для нашей страны.
Лицензии и разрешения на пользование землей, водой и другими природными ресурсами свидетельствуют о постоянном или временном праве пользования ресурсом и определяют его пределы.
Разрешения и лицензии выдаются также на определенный срок для деятельности природоохранного характера.
Экологическая экспертиза направлена на анализ последствий намечаемого проекта. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) является частью института экологической экспертизы.
Система экономических рычагов отличается от административной тем, что предприятие-загрязнитель может выбирать свою стратегию, исходя из затрат и результатов, регулируемых экономическими показателями и экологическими параметрами предприятия.
Среди экономических рычагов наиболее распространены платежи и налоги за загрязнение, которые фактически представляют собой плату за пользование ассимиляционным потенциалом окружающей среды. Предполагается, что предприятие заинтересовано в сокращении платежей и налогов и потому стремится к сокращению выбросов. Налоги идут в бюджет, в то время как платежи по большей части направляются в экологический фонд и используются для решения экологических проблем.
Субсидии представляют собой специальные выплаты предприятиям-загрязнителям для финансирования мероприятий по сокращению сбросов.
Рыночные методы управления состоянием окружающей среды направлены на более гибкие отношения между пользователями ресурсов и органами управления. Общество определяет допустимые масштабы загрязнения, после чего разрешения на выброс распределяются (распродаются) между отдельными предприятиями. Фирма либо достигает установленного стандарта загрязнения, вводя технологические новшества и ограничивая свои сбросы в пределах установленного разрешения, либо приобретает дополнительно часть разрешения на выброс, выданного другому предприятию. Тем самым фактически создается рынок прав на загрязнение и соответствующие банки и биржи прав на загрязнение.
В практике управления состоянием окружающей среды используется комплекс методов, потому что каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Часть III.