Тема 3. Экологические права и обязанности граждан и иных субъектов
Понятие и система экологических прав и обязанностей как: правовой институт, межотраслевой институт, элемент содержания экологических правоотношений.
Экологические права и обязанности граждан и их объединений. Понятие и виды экологических прав граждан. Экологические обязанности граждан.
Экологические права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений.
Экологические обязанности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Тема 4. Организационный механизм в сфере охраны окружающей среды (экологическое управление)
Понятие организационного механизма охраны окружающей среды, экологического управления. Цели экологического управления.
Принципы экологического управления.
Виды экологического управления.
Методы экологического управления.
Функции экологического управления.
Экологическое планирование.
Мониторинг окружающей среды.
Оценка воздействия на окружающую среду.
Экологическая экспертиза. Виды экспертизы.
Государственный учет в сфере охраны окружающей среды. Основные направления учета.
Экологическая паспортизация.
Нормирование в области охраны окружающей среды. Понятие, виды экологических нормативов.
Экологический контроль и надзор.
Аудит в сфере охраны окружающей среды.
Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды.
Сертификация в сфере охраны окружающей среды.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие экологические функции.
Тема 5. Юридический механизм в сфере охраны окружающей среды
Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Понятие, основание, виды экологической ответственности.
Гарантии и защита экологических прав. Способы защиты экологических прав. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Судебная практика по применению экологического законодательства. Разрешение экологических споров.
Практика надзора прокуратуры за исполнением законов по охране окружающей среды.
Тема 6. Охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности человека и других объектов в хозяйственной и иных сферах деятельности
Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Общие экологические требования при эксплуатации промышленных объектов, энергетических объектов, военных и оборонных объектов.
Правовое регулирование обращения с отходами, опасными и озоноразрушающими веществами. Правовые меры охраны окружающей среды от вредных физических воздействий.
Тема 7. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов, зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия
Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов.
Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия.
Тема 8. Правовое регулирование охраны окружающей среды в международном праве и праве зарубежных стран
Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды. Принципы международного сотрудничества. Международные договоры и иные международные документы. Международные правительственные и неправительственные организации в сфере охраны окружающей среды.
Правовое регулирование охраны окружающей среды в государствах – членах СНГ.
Правовое регулирование охраны окружающей среды в государствах – членах Европейского Союза и в США.
План семинарского занятия
Семинар 1. Организационный механизм в сфере охраны окружающей среды (экологическое управление)
Вопросы
1. Понятие, цели, задачи, виды и методы экологического управления.
2. Система федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих экологические функции. Разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере экологического управления.
3. Государственная экологическая экспертиза.
4. Общественная экологическая экспертиза.
5. Экологический мониторинг.
6. Экологическое нормирование.
7. Экологический контроль.
Задача 1. В ходе осуществления государственного контроля ООО «ВРТ-Сахалин» Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области было установлено, что общество осуществляет деятельность по перевозке морским транспортом нефти и нефтепродуктов в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В каких целях проводится государственная экологическая экспертиза?
В отношении, каких объектов проводится государственная экологическая экспертиза?
Является ли деятельность по перевозке морским транспортом нефти и нефтепродуктов объектом государственной экологической экспертизы?
Какие правовые последствия непроведения государственной экологической экспертизы предусмотрены действующим законодательством?
Задача 2. На территории национального парка по решению администрации была начата разработка полезных ископаемых. Решение администрации было принято без проведения государственной экологической экспертизы.
По инициативе общества охраны природы была проведена общественная экологическая экспертиза, по результатам которой было вынесено отрицательное заключение. Предъявлен иск о возмещении ущерба, причиненного гражданам вследствие утраты воз0можности пользоваться национальным парком.
Имеет ли юридическую силу заключение общественной экологической экспертизы? Какие требования должны быть для этого соблюдены?
Какие виды хозяйственной деятельности можно осуществлять на территории национальных парков?
Имеет ли право общество охраны природы предъявить иск по указанному основанию?
Задача 3. Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура предъявила в суд иск к администрации г. Саратова в связи с загрязнением вод реки Волга от сброса неочищенных сточных вод из ливневой канализации города.
Суд обязал администрацию города Саратова принять в муниципальную собственность объекты ливневой канализации города и организовать водоотведение, обеспечивающее очистку стоков.
Какие иные меры прокурорского реагирования на нарушение законодательства об охране вод и охране окружающей среды могли быть применены в данном случае?
Задача 4. Специально уполномоченный орган в сфере охраны окружающей среды вынес предписание государственному предприятию «Курская АЭС» о необходимости продления лицензии на комплексное природопользование и заключения договора на природопользование на том основании, что предприятие использует одновременно несколько природных ресурсов и является повышенно опасным производством. Срок же действия ранее выданной лицензии и заключенного договора истек. Необходимость получения указанных документов установлена законодательством Курской области.
Руководитель предприятия возражал по поводу полученного предписания, мотивируя его тем, что федеральные законодательные акты не предусматривают такой лицензии, а в отношении всех отдельных используемых видов природных ресурсов необходимые разрешительные документы получены.
Обязано ли предприятие получать лицензию на комплексное природопользование и заключать соответствующий договор?
Какие меры ответственности может понести предприятие при неполучении соответствующих документов?
Правовые акты:
1. Конституция РФ // www.pravo.gov.ru.
2.Федеральный закон «Об охране окружающей среды»// www.pravo.gov.ru.
2. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». // www.pravo.gov.ru
3. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» // www.pravo.gov.ru.
Литература:
1. Дубовик О.Л. Экологическое право. Учебник. М.:, 2010.
2. Экологическое право / Отв. ред. Г. Е. Быстров, Н. Г. Жаворонкова, И. О. Краснова. - М., 2007.
3. Экологическое право / Под ред. С. А. Боголюбова. - М., 2010.