Гос. контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов

Задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения:

1) требований к использованию и охране водных объектов;

2) особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон;

3) иных требований водного законодательства.

Государственный водный контроль и надзор осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном.

Федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Региональный государственный контроль и надзор – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Критерии отнесения водных объектов к объектам, подлежащим федеральному водному контролю и надзору и региональному водному контролю и надзору, определены постановлением Правительства РФ.

К водным объектам, подлежащим федеральному водному контролю и надзору относятся:

а) поверхностные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

б) водные объекты или их части, находящиеся на землях обороны и безопасности, а также используемые для обеспечения обороны страны;

г) территориальное море Российской Федерации

д) особо охраняемые водные объекты либо водные объекты,

е) трансграничные (пограничные) водные объекты;

Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному водному контролю и надзору, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному водному контролю и надзору.

Перечень должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный водный контроль и надзор, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов государственные инспектора имеют право:

1) осуществлять проверки объектов, подлежащих контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;

2) проверять соблюдение требований к использованию и охране водных объектов;

3) составлять по результатам проверок акты и представлять их для ознакомления водопользователям;

4) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений

7) предъявлять физическим лицам, юридическим лицам требования о проведении необходимых мероприятий по охране водных объектов и по организации контроля за соответствием сточных вод нормативам допустимого воздействия на водные объекты и воздействием сточных вод на них; 8) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции; 9) привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и выдачи заключений в случаях аварий на водных объектах Решения органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, являются обязательными для исполнения всеми участниками водных отношений. Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке. Порядок осуществления государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 г. № 801.

53. Понятие и виды права водопользования.

Обьекты и субьекты права водопользования. Право пользования водными объектами производно от права собственности. Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут приобрести право пользования поверхностным водным объектом в порядке, предусмотренном Водным кодексом РФ, а подземным водным объектом – в порядке, предусмотренном горным законодательством. В основу понятия «право водопользования» заложено понятие «водопользование». Согласно ст. 1 Водного кодекса использование водных объектов (водопользование) – использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. В качестве примеров водопользования можно привести самые разнообразные случаи: забор воды из озера, реки, купание, судоходство, сплав древесины, рыболовство и т.д. Водопользователь – физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; Право водопользования является институтом водного права и одновременно может рассматриваться в качестве субъективного права, принадлежащего конкретному водопользователю.

Наши рекомендации