Государственная и муниципальная собственность на землю.

Государственная собственность на землю

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

федеральной собственности:

собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ).

Статьи 16—18 ЗК РФ указывают на три вида государственной собственности в составе: собственности РФ (федеральная собственность); собственности субъектов РФ (региональная собственность) и собственности муниципальных образований (муниципальная собственность).

Исходя из вышеуказанного, можно считать, что государственная собственность четко разграничена между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями и на нее распространяется особый правовой режим, определенный ЗК РФ и иным федеральным законодательством, кодексами.

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации, хотя пока в большинстве случаев принцип раздельного управления не реализуется.

Муниципальная собственность на землю.

Правом муниципальной собственности на землю обладают органы местного самоуправления. Несмотря на то что данная форма собственности была провозглашена еще в 1992 г. Законом "О местном самоуправлении", долгое время в отношении муниципальной собственности был известен только ее субъект - орган местного самоуправления. Поскольку правом муниципальной собственности обладают негосударственные органы власти, необходимо было детально урегулировать, какие земли и в каком порядке могут быть переданы органам местного самоуправления. Однако это было выполнено только в 2001 г. в ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".

В муниципальную собственность городов, районов (кроме районов в городах), сельских поселений, а также других муниципальных образований для обеспечения их развития передаются земли, находящиеся в государственной собственности. В муниципальную собственность могут включаться земли, приобретаемые по решению местной администрации у других собственников земельных участков путем их выкупа в установленном порядке. Управление и распоряжение муниципальными землями осуществляются органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 19 ЗК РФ муниципальная собственность включает в себя земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации;

- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В федеральной собственности находятся земельные участки:

1) которые признаны таковыми ФЗ-ми (прим.20 законов: ЛК РФ, ФЗ «Об обороне», «О гос. границе» и т.п.);

2) право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

3) которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. (договоры, изъятия и т.п.)

70-80% земли – в фед.фонде.

Ст. 3.1 – о введение в действии 1 июля 2006г. ФЗ «О введении в силу ЗК РФ»

3 признака, позволяющие отнести зкмельных участков к собственности одного из муниципальных образований:

1) нахождение на земельном участке здания, строение, сооружение, находящееся в собственности соотв.публ. образования.

2) если зкмельных участков был предоставлен органом власти соответствующего уровня своему территориальному подразделению, унитарному предприятию, некоммерческой организации – регистрируется на имя данного субъекта.

3) прямое указание ФЗ или закона субъекта РФ (для муниципальных земель)

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Фактически РФ и её субъекты осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в её собственности.

Использование государственных земель осуществляется, как правило, путем создания гос. унитарных предприятий \ учреждений, либо путем передачи земель частным землепользователям, на вторичных правах (ограниченные вещные права, например договор аренды).

Муниципальная собственность.

Ст.215 – ЗУ, принадлежащие городским и сельским поселениям, др.муниц.образ\м.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований. Земли могут быть выкуплены.

Наши рекомендации