Тема 2 Природные ресурсы и основы природопользования
Природные ресурсы. Их классификация по характеру использования человеком: исчерпаемые (возобновляемые, относительно возобновляемые и невозобновляемые) и неисчерпаемые. Заменимые и незаменимые ресурсы.
Природопользование, его виды: рациональное и нерациональное природопользование. Ресурсо- и энергосбережение.
Атмосфера, ее состав. Уровень загрязненности атмосферного воздуха. Преобразование и использование солнечной энергии (гелиоэнергетика) и энергии ветра (ветроэнергетика). Потенциал гелио- и ветроэнергетики в Республике Беларусь.
Земельные ресурсы, их состояние и использование. Классификация почв и их характеристика. Эрозия (водная и ветровая). Загрязнение почв радионуклидами, тяжелыми металлами, токсичными веществами и другими загрязнителями.
Водные ресурсы, их состояние и использование. Характеристика подземных и поверхностных вод. Водопотребление и водоотведение в различных отраслях экономики. Гидроэнергетика, основные принципы использования энергии воды. Малые и большие гидроэлектростанции, экологические последствия их строительства и эксплуатации. Потенциал гидроэнергетических ресурсов в Республике Беларусь.
Растительные и животные ресурсы, их состояние и использование. Красная книга Республики Беларусь. Проблема сохранения биологического разнообразия.
Полезные ископаемые Республики Беларусь, их состояние и использование.
Топливно-энергетические ресурсы страны, их характеристика. Прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов до 2020 г.
Биоэнергетика. Основные типы энергетических процессов, связанных с переработкой биомассы (термохимические, биохимические, агрохимические). Потенциальные возможности использования биологических энергоресурсов в Республике Беларусь (древесина, торф, бурые угли, бытовые, промышленные, агропромышленные отходы, избыточный активный ил, лигнин и др.)
Методические рекомендации
Изучение данной темы необходимо начать с характеристики основных природных ресурсов страны, их состояния и перспектив использования. Особое внимание следует уделить рациональному использованию природных ресурсов Республики Беларусь, в том числе традиционных и нетрадиционных источников энергии.
Литература
Основная:
[2], с. 43-72;
[3], с. 51-108;
[4], с. 50-88;
[9], с. 25-27;
[9], с. 38-54.
Нормативная:
[13];
[14];
[15];
[16];
[18];
[23];
[27].
Вопросы для самоконтроля
1 Опишите существующие классификации природных ресурсов.
2 Опишите ресурсы, которые называют исчерпаемыми, неисчерпаемыми, возобновляемыми, невозобновляемыми.
3 Перечислите месторождения полезных ископаемых, которые выявлены на территории Беларуси.
4 Охарактеризуйте земельные ресурсы Республики Беларусь. Какие типы почв выделяют на территории Беларусь.
5 Объясните процессы и воздействия природного и антропогенного характера вызывающие деградацию почв. Опишите, какие мероприятия предпринимаются для предотвращения деградирования почв.
6 Охарактеризуйте водные ресурсы Республики Беларусь. Охарактеризуйте использование воды.
7 Раскройте сущность понятия природопользование, опишите его виды.
8 Раскройте сущность понятия атмосферы, опишите ее состав.
9 Охарактеризуйте загрязнители атмосферы и источники загрязнения.
10 Раскройте сущность понятия парникового эффекта.
11 Раскройте сущность понятия кислотные осадки, опишите их образование и состав.
12 Охарактеризуйте роль озона на планете.
13 Объясните влияние автотранспорта на окружающую среду.
14 Перечислите, какие меры принимаются для защиты атмосферы от вредного воздействия.
15 Охарактеризуйте состояние воздушной среды в Республике Беларусь.
16 Перечислите нормативные правовые акты Республики Беларусь в области рационального природопользования.
17 Объясните, для чего существуют ПДК, ПДВ, ПДС,
18 Опишите состав гидросферы Земли.
19 Охарактеризуйте запасы пресных вод и как они распределены на планете.
20 Объясните, к чему приводит потребление некачественной питьевой воды человеком.
21 Охарактеризуйте расход воды в сельском хозяйстве.
22 Опишите объём потребления воды в Беларуси.
23 Охарактеризуйте основные и сточные загрязнения водных объектов в Республике Беларусь.
24 Перечислите основные принципы использования энергии воды.
25 Охарактеризуйте растительные и животные ресурсы, их состояние и использование.
26 Раскройте сущность понятия «биоэнергетика», опишите её потенциальные возможности.