РАБОТА № 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИНЭКОЛОГИИ
Задание 3:
- ответьте письменно в рабочей тетради на контрольно-обучающие вопросы:
Укажите правильный ответ:
1. Учёный, который обосновал учение о биоценозах:
А. В.Иогнасен
Б. К.Мёбиус
В. Ч.Элтон
Г. В.Сукачёв
2. Биоценоз – это совокупность особей:
А. одного вида, обитающих на одной территории
Б. разных видов, совместно обитающих и связанных друг с другом
В. одного вида, обитающих на разнородных участках ареала
Г. обитающих в одной бигеографической области
3. Экологическая ниша вида – это:
А. местообитание вида
Б. биом, в котором обитает вид
В. ареал, занимаемый соседними видами
Г. функциональное положение вида в сообществе и комплекс условий обитания
4. Учёный, который ввёл в науку понятие «экосистема»:
А. А.Тенсли
Б. В.Докучаев
В. К.Мёбиус
Г. В.Иогансен
5. Из перечисленных организмов к продуцентам относится:
А. корова
Б. белый гриб
В. клевер
Г. человек
Д. рябчик
6. Выберите из списка животных-консументов второго порядка:
А. корова
Б. волк
В. ястреб
Г. жираф
Д. кобра
7. Главными продуцентами органического вещества в экосистеме являются:
А. грибы
Б. бактерии
В. животные
Г. растения
Д. цианобактерии
8. Редуцентами в пищевых цепях чаще всего являются:
А. низшие растения
Б. высшие растения
В. беспозвоночные животные
Г. грибы и бактерии
Д. позвоночные животные
9. На каждый последующий трофический уровень переходит энергии:
А. 1%
Б. 10 %
В. 100%
Г. 50%
Д. 25%
10. Стабильность экосистемы обеспечивает:
А. небольшое число видов
Б. воздействие антропогенного фактора
В. преобладание животной биомассы над растительной
Г. сбалансированный круговорот веществ
Д. естественный отбор
11. Выберите правильную пастбищную цепь питания:
А. сова-уж-щегол-трава
Б. ворбей-гадюка-филин-трава
В. трава-богомол-воробей-уж-сова
Г. трава-воробей-кузнечик-филин-гадюка
Впишите недостающие термины:
12. Область распространения вида называется ____________________________.
13. Биогеоценоз состоит из двух компонентов: - ____________________(живых организмов); ________________________(места обитания живых организмов).
14. Совокупность растительных организмов на относительно однородном участке, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом, с животными и с окружающей средой, называется ______________________________________.
Решите задачу:
Учитывая правило 10%, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орёл весом 4 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орёл). Условно принимайте, что на последующем трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего.
РАБОТА № 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВЗАИМОВЯЗЬ МЕЖДУ ОРГАНИЗМАМИ В ЭКОСИСТЕМЕ
- ответьте письменно в рабочей тетради на контрольно-обучающие вопросы:
Впишите недостающий термин:
1. Форма межвидовых взаимоотношений в биоценозе, при которых животные способствуют распространению семян и плодов растений в пространстве, называется ____________________.
2. Тип взаимоотношений в биоценозе, когда один биологический вид использует для своих сооружений продукты выделения или мёртвые останки другого вида, называется ___________________________________________.
3. Совокупность различных групп организмов и среды их обитания в определенной ландшафтно-географической зоне называется ______________________________.
4. Форма взаимоотношений, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга, называется __________________.
5. Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнёра, называется _________________.
Укажите соответствия:
6. Формы взаимоотношений: 1) хищничество 2) симбиоз 3) паразитизм 4) мутуализм 5) комменсализм | Примеры: А) волк – заяц Б) акулы – рыбы-прилипалы В) береза – подберёзовик Г) аскарида – человек Д) рак-отшельник - актиния |
7. Формы взаимоотношений: 1) полезно-нейтральные 2) нейтральные 3) полезно-вредные 4) взаимно-полезные 5) взаимно-вредные | Примеры: А) комменсализм Б) паразитизм В) конкуренция Г) хищничество Д) мутуализм Е) нейтализм |
ЗАНЯТИЕ № 23