Причины совершения ошибок
Техн. системы стан-ся взаимосвязан. т-ко бл-ря наличию такого осн. звена, как ч-к. Примерно 20—30 % отказов прямо или косвенно связаны с ошибками ч-ка; 10—15 % всех отказов непосред-но связаны с ошибками ч-ка. Надеж-ть работы ч-ка опр-ся как вероят-ть успешного выпол-я им работы или поставлен. задачи на задан. этапе функционир-я системы в теч-е задан. интервала вр-ни при опр. треб-ях к продолж-ти выполн-я работы. Ошибка ч-ка опр-ся как невыпол-е поставлен. задачи (или выпол-е запрещен. дейс-я), к-ое может явиться причиной повреж-я оборуд-я или имущ-ва либо наруш-я норм. хода запланирован. операций. Ошибки по вине ч-ка могут возн-ть в тех случаях, когда: 1)оператор или какое-л. лицо стрем-ся к достиж-ю ошибочной цели; 2)поставлен. цель не может быть достигнута из-за неправил. дейс-й опер-ра; 3)опер-р бездейс-ет в тот момент, когда его участие необх-о. Виды ошибок в системе «ч-к—машина»: 1)Ошибки проектир-я. 2)Операторские ошибки. 3)Ошибки изготовл-я. 4)Ошибки техн. обслуж-я.
5)Внесенные ошибки. 6)Ошибки контроля. 7)Ошибки обращения. 8)Ошибки организации раб. места 9)Ошибки управ-я колл-вом: недостаточ. стимулир-е спец-тов, их психологич. несовмест-ть, не позв-щие достигнуть оптимал. кач-ва работы. Св-во ч-ка ошиб-ся явл-ся ф-цией его психофизиолог. сост-я. Интенс-ть ошибок во многом опр-ся параметрами внеш. среды, в к-ой ч-к раб-т. Одновр-но персонал рисковых объектов испыт-т бол. психолог. нагрузку. Следс-я: расстройство созн-я, рост психологич. напряж-ти, потеря бдительности.
- Факторы, воздейс-щие на ч-ка, управ-щего оп. тех-кой. Ф-ла безоп-ти: критич. позиция (I) + строго регламен-ный и взвешен. подход (II) + коммуникаб-ть (III) = безоп-ть. На разв-е оп. ситуации оказ-т вл-е процесс субъективн. восприятия риса.