Ситуационные задачи для разбора на занятии.

Рекомендуемая литература: Основная литература:

1. Экология человека: Под ред. А.И. Григорьева. - М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2008 г.

  1. Иванов В.П., Иванова Н.В. Медицинская экология. - М.: «ООО „Издательство СпецЛит“», 2011 г.
  2. Гигиена, санология, экология: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб.: «СпецЛит», 2011 г.

Дополнительная литература:

  1. Гигиена и экология человека: Под ред. В.М. Глиненко., 2010 г.
  2. Губарева Л.И. Экология человека. - М.: ВЛАДОС, 2003 г.
  3. Камакин Н.Ф., Жукова Е.А. Физиология питания. - ГБОУ ВПО Кировская ГМА, 2009 г.

Методические рекомендации подготовлены:_ст. преподавателем Патуровой И.Г._________

Методические указания утверждены на заседании кафедры №_____ от «____________»

Зав. кафедрой:_ д.м.н., профессор Камакин Н.Ф.______________

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Кафедра_ нормальной физиологии

Методические указания для студентов_2_ курса

Специальности (направлению подготовки)_ 060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

к практическому занятию по дисциплине__ ЭКОЛОГИЯ

Тема: 5. Адаптация к действию высокой температуры.

Цель занятия: Способствовать формированию системы теоретических знаний по адаптации к действию высоких температур.

Задачи:1. Изучить реакции на добавочные раздражения в условиях фаз адаптации.

2. Изучить эколого-физиологические механизмы терморегуляции в условиях жаркого климата и особенности образа жизни человека в аридной зоне.

3. Рассмотреть особенности процессов дыхания, сердечно-сосудистой системы и состояния крови человека при адаптации к действию высоких температур.

Студент должен знать:

1) до изучения темы: понятия адаптогенные факторы, фазы адаптивной реакции, адаптивные типы и черты, понятие «плата за адаптацию».

2) после изучения темы: особенности процессов дыхания, сердечно-сосудистой системы и состояния крови человека при адаптации к действию высоких температур.

Студент должен уметь:Оценивать степень риска заболеваний и подверженность стрессу.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль. Тестовый контроль.

2. Беседа по теме занятия.

Воздействие комплекса природных условий. Реакции на добавочные раздражения в условиях фаз адаптации.

Влияние климата на состояние здоровья человека.

Эколого-физиологические механизмы терморегуляции в условиях жаркого климата и особенности образа жизни человека в аридной зоне.

Особенности процессов дыхания, сердечно-сосудистой системы и состояния крови человека при адаптации к действию высоких температур.

3. Практическая работа.

Лабораторная работа «Определение подверженности стрессу». (Опросник Г.Д. Бердышева и М.С. Воскресенской, 1991)

Цель работы:Определить стрессоустойчивость.

Ход работы:В каждой из шести групп ответов выберите те, которые соответствуют Вашему характеру.

1.

а) в работе, в отношениях с представителями противоположного пола, в спортивных или азартных играх Вы не боитесь соперничества и проявляете агрессивность;

б) если в игре Вы теряете несколько очков и если представитель противоположного пола не реагирует должным образом на самые первые знаки Вашего внимания, то Вы сдаетесь и «выходите из игры»;

в) Вы избегаете какой-либо конфронтации.

2.

а) Вы честолюбивы и хотите много достичь;

б) Вы сидите и ждете «у моря погоды»;

в) Вы ищите предлог увильнуть от работы.

3.

а) Вы любите работать быстро, а часто Вам не терпится поскорее закончить дело;

б) Вы надеетесь, что кто-то будет Вас «подстегивать»;

в) когда Вы вечером приходите домой, то думаете о том, что сегодня было на работе.

4.

а) Вы разговариваете лишком быстро и слишком громко. В беседе Вы высказываетесь чересчур категорично и перебиваете других;

б) когда Вам отвечают «нет», Вы реагируете слишком спокойно;

в) Вам с трудом удается выражать свои чувства и тревоги.

5.

а) Вам часто становится скучно;

б) Вам нравится ничего не делать;

в) Вы действуете в соответствии с желаниями других, а не со своими собственными.

6.

а) Вы быстро ходите, едите и пьете;

б) если Вы забыли что-то сделать, Вас это беспокоит;

в) Вы сдерживаете свои чувства.

Результаты:а – 6 баллов; б – 4 балла; в – 2 балла. Подсчитайте общее количество баллов.

Выводы:24-36 баллов. Вы в высшей степени подвержены стрессу, у Вас даже могут появиться симптомы болезней, вызванных стрессом, таких как сердечная недостаточность, язвенная болезнь, болезни кишечника. С Вами, должно быть, очень трудно ужиться. Самое главное для Вас сейчас – научиться успокаиваться, это нужно Вам самим и Вашим близким. 18-24 балла. Вы человек спокойный и не подвержены стрессу. Если Вы набрали ненамного больше 18 очков, то Вам можно посоветовать быть терпимее к окружающим. Это позволит Вам добиться большего. 12-18 баллов. Ваша деятельность может стать причиной стресса. Вы, неверное, очень раздражаете ею ближних. Побольше уверенности в себе! Вам стоит составить перечень своих положительных качеств и совершенствовать каждое из них.

Лабораторная работа «Оценка степени риска заболеваний»:

Цель работы: Закрепление теоретического материала лекции и освоение методик определения адаптированности и стресс-устойчивости.

Ход работы:Определить, с помощью теста Холмса и Рэя уровень устойчивости к стрессу и индивидуальной модели стресса. В списке утверждений найдите те, которые соответствуют Вашим жизненным событиям, и выпишите соответствующее количество баллов. Суммируйте полученные баллы.

Наши рекомендации