Ситуационные задачи для разбора на занятии.
Рекомендуемая литература: Основная литература:
1. Экология человека: Под ред. А.И. Григорьева. - М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2008 г.
- Иванов В.П., Иванова Н.В. Медицинская экология. - М.: «ООО „Издательство СпецЛит“», 2011 г.
- Гигиена, санология, экология: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб.: «СпецЛит», 2011 г.
Дополнительная литература:
- Гигиена и экология человека: Под ред. В.М. Глиненко., 2010 г.
- Губарева Л.И. Экология человека. - М.: ВЛАДОС, 2003 г.
- Камакин Н.Ф., Жукова Е.А. Физиология питания. - ГБОУ ВПО Кировская ГМА, 2009 г.
Методические рекомендации подготовлены:_ст. преподавателем Патуровой И.Г._________
Методические указания утверждены на заседании кафедры №_____ от «____________»
Зав. кафедрой:_ д.м.н., профессор Камакин Н.Ф.______________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра_ нормальной физиологии
Методические указания для студентов_2_ курса
Специальности (направлению подготовки)_ 060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
к практическому занятию по дисциплине__ ЭКОЛОГИЯ
Тема: 5. Адаптация к действию высокой температуры.
Цель занятия: Способствовать формированию системы теоретических знаний по адаптации к действию высоких температур.
Задачи:1. Изучить реакции на добавочные раздражения в условиях фаз адаптации.
2. Изучить эколого-физиологические механизмы терморегуляции в условиях жаркого климата и особенности образа жизни человека в аридной зоне.
3. Рассмотреть особенности процессов дыхания, сердечно-сосудистой системы и состояния крови человека при адаптации к действию высоких температур.
Студент должен знать:
1) до изучения темы: понятия адаптогенные факторы, фазы адаптивной реакции, адаптивные типы и черты, понятие «плата за адаптацию».
2) после изучения темы: особенности процессов дыхания, сердечно-сосудистой системы и состояния крови человека при адаптации к действию высоких температур.
Студент должен уметь:Оценивать степень риска заболеваний и подверженность стрессу.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль. Тестовый контроль.
2. Беседа по теме занятия.
Воздействие комплекса природных условий. Реакции на добавочные раздражения в условиях фаз адаптации.
Влияние климата на состояние здоровья человека.
Эколого-физиологические механизмы терморегуляции в условиях жаркого климата и особенности образа жизни человека в аридной зоне.
Особенности процессов дыхания, сердечно-сосудистой системы и состояния крови человека при адаптации к действию высоких температур.
3. Практическая работа.
Лабораторная работа «Определение подверженности стрессу». (Опросник Г.Д. Бердышева и М.С. Воскресенской, 1991)
Цель работы:Определить стрессоустойчивость.
Ход работы:В каждой из шести групп ответов выберите те, которые соответствуют Вашему характеру.
1.
а) в работе, в отношениях с представителями противоположного пола, в спортивных или азартных играх Вы не боитесь соперничества и проявляете агрессивность;
б) если в игре Вы теряете несколько очков и если представитель противоположного пола не реагирует должным образом на самые первые знаки Вашего внимания, то Вы сдаетесь и «выходите из игры»;
в) Вы избегаете какой-либо конфронтации.
2.
а) Вы честолюбивы и хотите много достичь;
б) Вы сидите и ждете «у моря погоды»;
в) Вы ищите предлог увильнуть от работы.
3.
а) Вы любите работать быстро, а часто Вам не терпится поскорее закончить дело;
б) Вы надеетесь, что кто-то будет Вас «подстегивать»;
в) когда Вы вечером приходите домой, то думаете о том, что сегодня было на работе.
4.
а) Вы разговариваете лишком быстро и слишком громко. В беседе Вы высказываетесь чересчур категорично и перебиваете других;
б) когда Вам отвечают «нет», Вы реагируете слишком спокойно;
в) Вам с трудом удается выражать свои чувства и тревоги.
5.
а) Вам часто становится скучно;
б) Вам нравится ничего не делать;
в) Вы действуете в соответствии с желаниями других, а не со своими собственными.
6.
а) Вы быстро ходите, едите и пьете;
б) если Вы забыли что-то сделать, Вас это беспокоит;
в) Вы сдерживаете свои чувства.
Результаты:а – 6 баллов; б – 4 балла; в – 2 балла. Подсчитайте общее количество баллов.
Выводы:24-36 баллов. Вы в высшей степени подвержены стрессу, у Вас даже могут появиться симптомы болезней, вызванных стрессом, таких как сердечная недостаточность, язвенная болезнь, болезни кишечника. С Вами, должно быть, очень трудно ужиться. Самое главное для Вас сейчас – научиться успокаиваться, это нужно Вам самим и Вашим близким. 18-24 балла. Вы человек спокойный и не подвержены стрессу. Если Вы набрали ненамного больше 18 очков, то Вам можно посоветовать быть терпимее к окружающим. Это позволит Вам добиться большего. 12-18 баллов. Ваша деятельность может стать причиной стресса. Вы, неверное, очень раздражаете ею ближних. Побольше уверенности в себе! Вам стоит составить перечень своих положительных качеств и совершенствовать каждое из них.
Лабораторная работа «Оценка степени риска заболеваний»:
Цель работы: Закрепление теоретического материала лекции и освоение методик определения адаптированности и стресс-устойчивости.
Ход работы:Определить, с помощью теста Холмса и Рэя уровень устойчивости к стрессу и индивидуальной модели стресса. В списке утверждений найдите те, которые соответствуют Вашим жизненным событиям, и выпишите соответствующее количество баллов. Суммируйте полученные баллы.