Страховочный ус на ведущий зажим.
5.2.15.12. Длина страховочного уса на ведущий зажим является индивидуальной для каждого спортсмена и определяется следующим образом. Исходное положение – страховочный ус одним концом присоединён к грузовым петлям обвязки, вторым – к ведущему зажиму. Спортсмен находится в положении виса на ведущем зажиме. Из этого положения он должен спокойно дотянуться рукой и взяться за корпус ведущего зажима.
5.2.15.13. Соединение страховочного уса на ведущий зажим с грузовыми петлями обвязки осуществляется следующим образом:
· крепление с помощью узла восьмерка, проводник,
· крепление с помощью рапида диаметром не менее 7 мм, с затянутой муфтой от ключа.
5.2.15.14. Соединение страховочного уса и ведущего зажима:
· рапидом диаметром не менее 7 мм,
· карабином с муфтой,
Страховочные усы для передвижения по навеске.
5.2.15.16. Один из страховочных усов для передвижения по навеске должен соответствовать нижеприведенным стандартам.
5.2.15.17. Стандарты длин страховочных усов: –40±1 см («короткий ус») или 65±1 см («длинный ус») с учетом всех соединительных звеньев.
5.2.15.18. Соединение страховочного уса с грузовыми петлями обвязки осуществляется следующим образом:
· ввязывание с помощью узла
· с помощью соединительного звена - рапид диаметром не менее 7 мм.
5.2.15.19. Для соединения страховочных усов со страховочными перилами используются карабины с муфтой.
Спусковое устройство
5.2.16.1. Спусковое устройство – устройство, функцией которого является спуск спортсмена по веревке, а также организация страховки при помощи альпинистской техники. Применяются фрикционные спусковые устройства, не допускающие кручения веревки при тормозящем трении, функционально аналогичные моделям Stop, Gri Gri, Reverso фирмы Petzl.
5.2.16.2. Требования к спусковым устройствам:
· СУ должно быть предназначено для спуска людей по веревке.
· СУ должно эксплуатироваться и храниться согласно правилам, разработанным производителем и указанным в паспорте изделия.
· СУ должно быть рассчитано на рабочую нагрузку не менее 1,5 kN.
· СУ должно выдерживать статическую нагрузку не менее 12 kN.
· При спуске на СУ не должно возникать эффекта скручивания веревки.
· Конструкция СУ должна исключать трение карабина, соединяющего СУ и грузовые петли обвязки, о веревку при спуске.
5.2.16.3. Карабин для соединения СУ с грузовыми петлями обвязки.
· Карабин должен удовлетворять требованиям к соединительным звеньям, описанным в п.1.1.2.
· Для соединения используются только карабины с винтовой муфтой или автоматической муфтой, рекомендованные производителем.
· Запрещается использовать автоматические карабины без поворотного механизма в муфте, соответствующие EN 362, класс К (типа Vertigo фирмы Petzl и их аналоги).
Блок-ролик.
5.2.17.1. Блок-ролик– простое механическое устройство, предназначенное для уменьшения трения скользящей через карабин веревки.
5.2.17.2. Требования к блок-роликам.
5.2.17.3. Блок-ролик должен соответствовать одной из норм, указанных ниже:
· EN 12278/UIAA 127.
· Блок-ролик должен иметь сертификат качества, подтверждающий соответствие продукции указанным нормам.
· Знак соответствия норме, продольная нагрузка, название фирмы-производителя и рабочий диаметр веревок должны быть нанесены на тело блок-ролика вдоль его основной оси.
· Блок-ролик должен эксплуатироваться и храниться согласно правилам, разработанным производителем и указанным в паспорте изделия.
· Блок-ролик должен выдерживать рабочую нагрузку не менее 4 kN и предельную – не менее 16 kN.
· Блок-ролик не должен иметь доработок, способных снизить его прочностные характеристики.
· При обнаружении дефектов (неисправностей) блок-ролика действовать согласно Приложению 8.
· Рекомендуется для повышения эффективности работы использовать ролики на подшипнике качения.
НАВЕСКА
6.1. Организация навески.
6.2. Организация навески – это комплекс работ по закреплению ОВ на рельефе, направленный на создание условий для безопасных прыжков.
6.2.1. Навеска должна соответствовать следующим принципам:
6.2.2. Безопасность:
· Исключение трения о рельеф – навеска монтируется таким образом, чтобы во всех фазах ее работы ОВ не касалась рельефа;
· Обход камнепадных участков – навеска монтируется таким образом, чтобы исключить вероятность падения камней на спортсменов и организаторов. Это достигается за счет предварительной чистки места прыжков от камней, других посторонних предметов и разнесения смежных вертикальных участков навески, на которых будут находиться люди, друг из-под друга.
· Исключение трения о рельеф, уход от камнепадных участков осуществляется грамотным сочетанием технических элементов навески, а также аккуратным передвижением людей по навеске и страховочным перилам.
· Дублирование всех элементов – навеска должна быть организована таким образом, чтобы при полном или частичном отказе любого из элементов его функцию выполнил другой.
· Исключение чрезмерных нагрузок на прыгающего человека – максимальная кратковременная нагрузка, которая приходится на точку крепления поводка к спортсмену, не должна превышать 600 кг. Проверка фактической нагрузки выполняется для каждого нового объекта.
· Исключение чрезмерных нагрузок на точки крепления навески и ее элементы – при монтаже навески необходимо проверить фактические нагрузки, действующие на все ее элементы, они должны быть не более чем в 2 раза меньше, чем выдерживают эти элементы по данным от производителя.
· Обеспечение безопасной траектории падения – во всех фазах прыжка спортсмен должен находиться на безопасном расстоянии от частей и поверхностей рельефа, строительных конструкций и любых объектов, попадающих в траекторию полета.
· Обеспечение безопасной глубины падения – нижняя точка торможения должна располагается на безопасном расстоянии от поверхности земли, водной поверхности, верхушек деревьев, скальных выступов.
· Обеспечение запаса высоты – нижняя точка торможения должна находиться на расстоянии от ближайшего препятствия не менее 10 м, что обеспечивает безопасный запас для срабатывания навески в случае отказа какой-либо из ее частей.
6.2.3. Комфортность (удобство):
· Все фазы прыжка, торможения и подхвата, а также зависания спортсмена не должны вызывать дискомфорта и болезненных ощущений;
· Удобный подход, отход из места прыжков – не требует повышенных трудозатрат;
· Стандартизация навески – типовой вид каждого технического элемента навески.
6.2.4. Рациональность:
· Экономия снаряжения при организации навески;
· Оптимизация трудо- и временных затрат при организации навески.
6.2.5. Узлы, используемые при работе с веревкой, должны соответствовать требованиям и правилам вязки узлов (Приложение 11).
6.3. Примеры организации навесок с позициями:
6.3.1. Наклонная база (виды сбоку и сверху):
6.3.1.1. Транспортный поводок (стопор и база условно не показаны)
6.3.2. Горизонтальная база (виды сбоку и сверху):
6.3.3. Маятник:
6.3.4. Название веревочных частей схем (общее для всех схем):
· Между точками 1 и 2 – поводок;
· Между точками 3 и 4 – база;
· Между точками 2 и 5 – стопор;
· Между точками 6 и 6 – транспортный поводок.
6.3.5. Описание точек крепления (общее для всех схем):
1. Крепление поводка к страховочной системе, надетой на человека;
2. Крепление поводка к базе (подвижное или неподвижное);
3. Ближняя точка закрепления базы;
4. Дальняя точка закрепления базы;
5. Точка крепления стопора;
6. Точка крепления транспортного поводка к поводку;
7. Точку крепления транспортного поводка на рельефе.
6.3.6. Описание организации навесок:
6.3.6.1. База закрепляется между точками (поз. 3 и 4) и натягивается так, чтобы в момент максимального нагружения весом прыгающего человека обеспечить безопасное его расстояние от любых препятствий, расположенных внизу.
6.3.6.2. Точки (поз. 3 и 4) закрепляют концы базы неподвижно, или же в любой или обеих из них возможна установка блок-ролика. После блок-ролика база может менять направление натяжения, что дает возможность увеличения общей ее длины и соответственно позволяет увеличить амортизирующие свойства конструкции и величину ее хода при нагружении. Концы прошедшие через блоки закрепляются неподвижно.
6.3.6.3. Поводок одним концом (поз. 1) крепится к страховочной системе, надетой на человека. Другим концом (поз. 2) крепится к базе. Крепление может быть реализовано как при помощи подвижного блок-ролика (что дает возможность перемещения крепления (поз. 2) вдоль базы и более точного позиционирования прыгающего в пространстве в момент нагружения системы) так и неподвижно.
6.3.6.4. Длина поводка вычисляется путем измерения расстояния по вертикали от точки отделения прыгающего до ближайшего препятствия (скала, верхушки деревьев, водная поверхность, поверхность земли, элементы строительных конструкций). Минус разность по вертикали между точкой (поз. 2) и отделения прыгающего. Минус величина хода точки крепления поводка (поз. 2) при нагружении системы. Минус расстояние от крайней нижней точки при торможении до ближайшего препятствия. Минус запас для безопасного приземления в случае отказа части системы.
6.3.6.5. Стопор крепится одним концу к поводку (поз. 2), вторым концом к неподвижной точке рельефа (поз. 5). Стопор позволяет перемещать крепление (поз. 2) вдоль базы для более точного позиционирования прыгающего в пространстве в момент нагружения системы и выполняет вспомогательную функцию после прыжка для спуска прыгнувшего на твердую поверхность и освобождения от страховочной системы.
6.3.6.6. Возможен вариант закрепления конца стопора с протравливанием, в случае, если необходимая величина протравливания заранее известна и обеспечивается оборудованием, установленным в точке закрепления.
6.3.6.7. В дополнение к стопору в позиционировании точки крепления поводка (поз. 2) может использоваться местный ограничитель (местное утолщение диаметра базы) который препятствует движению через него подвижной точки крепления поводка (поз. 2).
6.3.6.8. Прыгающий крепится к поводку при помощи страховочной системы, которая должна исключить любую возможность травмирования человека во время прыжка или амортизации падения и спуска на землю.
6.3.6.9. В точках закрепления базы (поз. 3 и 4) и стопора (поз. 5) возможна установка устройств для протравливания веревки, которые позволяют в процессе прыжка обеспечить неподвижное закрепление базы, а после прыжка и амортизации падения удлинить базу для опускания прыгающего на твердую поверхность и освобождения от страховочной системы.
Горизонтальная база.
6.3.6.10.1. Отличается от наклонной отсутствием стопора (между поз. 2 и 5). В остальном конструкция и принцип действия аналогичны.
Маятник.
6.3.6.11.1. Самая простая из схем. Используется только поводок (между поз. 1 и 2). Точка крепления поводка (поз. 2) в процессе прыжка неподвижно закреплена.
6.3.6.12. Для подъема после прыжка конца поводка (поз. 1) в исходную позицию на место прыжка может использоваться транспортный поводок. Один его конец крепится в непосредственной близости от места прыжка, а другой при помощи скользящего элемента на поводке (между поз. 1 и 2). Когда точка закрепления поводка на прыгающем (поз. 1) находится в верхнем положении, скользящий элемент транспортного поводка расположен в нижней точке провиса поводка (между поз. 1 и 2).
6.3.6.13. Длина транспортного поводка рассчитывается таким образом, чтобы не препятствовать перемещению в пространстве поводка (между поз. 1 и 2) во время всех фаз прыжка.
6.3.7. Кроме описанных выше в навеске присутствуют следующие технические элементы:
6.3.7.1. Основная точка крепления (ОТК).
6.3.7.2. Промежуточная точка крепления (ПТК).
6.3.7.3. Отклонитель.
6.3.7.4. Протектор.
6.3.7.5. Узел на веревке.
6.3.7.6. Местный ограничитель.
6.3.8. Способы крепления основной веревки к рельефу.
6.3.8.1. Способы крепления веревки за естественную точечную опору (ЕТО):
· Обвязывания ЕТО с помощью ОВ;
· С помощью локальной петли.
· С помощью удлинителя из ОВ.
6.3.8.2. Узлы для связывания ОВ в локальную петлю:
· Встречная восьмерка;
· Прямой с контрольными узлами – использовать только в случае обвязывания ствола дерева вплотную, не менее трех оборотов веревки вокруг ствола (при этом грузовой является противоположная от узла петля (середина локальной петли);
· Грейпвайн;
· Обвязочный (двойной) булинь.
6.3.8.3. Узлы для обвязывания ОВ за ЕТО:
· Булинь с контрольным узлом;
· Карабинная удавка для крепления за дерево;
· Штыки;
· Выбленочный (стремя) в случае организации ПТК за дерево для не грузовых перил.
6.3.8.4. Узлы для крепления удлинителя из ОВ
· Заячьи уши;
· Обвязочный (двойной) булинь.
6.3.8.5. Способ крепления веревки за искусственную точечную опору (ИТО):
· с использованием соединительного звена (карабин с муфтой – замуфтованный, рапид 7мм – закрученный от ключа). При этом карабины должны располагаться защелкой от рельефа.
6.3.8.6. При использовании соединительного звена для крепления веревки за ИТО рекомендуется использовать проушины и соединительные звенья из одинаковых материалов для увеличения сроков службы изделий.
6.3.8.7. Основная точка крепления веревки (ОТК).
6.3.8.8. Основная точка крепления веревки – это место и способ крепления веревки к рельефу посредством точечных опор, которые при возникновении динамической нагрузки обеспечивают надёжность и целостность участка навески.
6.3.8.9. Точечной опорой являются средства крепления верёвки к рельефу. Они могут быть искусственными (различные конструкции ИТО) и естественными (глыбы, деревья и т.д.).
6.3.8.10. Принципы создания ОТК.
6.3.8.10.1. При создании ОТК обязательно задействовать:
· минимум 2 ИТО;
· один ИТО и ЕТО;
· ЕТО, если она удовлетворяет следующим условиям:
ü Очевидно большие размеры;
ü Устойчивое положение;
ü Цельность. Определяется путем обстукивания молотком. ЕТО считается цельной, если колебания от удара молотка не передаются через ЕТО.
6.3.8.11. Способы создания ОТК за ЕТО:
· ОВ закреплена за естественную опору, затем дублируется локальной петлей за ту же или дополнительную опору (нагрузка приходит на локальную петлю).
· ОВ закреплена за естественную опору с помощью локальной петли, затем дублируется второй локальной петлей за ту же или дополнительную опору.
6.3.8.12. Точечные опоры должны быть соединены с таким расчётом, чтобы в случае разрушения одной в работу включалась вторая, а динамический удар, возникший после разрушения первой, был сведен к минимуму.
6.3.8.13. Рекомендуемый угол между двумя ИТО с вершиной в основном узле – не более 90 градусов. При превышении угла 120 градусов рекомендуется использовать дополнительную ИТО, которая дублирует вышерасположенную ИТО.
6.3.8.14. Рекомендованное расстояние между ИТО – не менее 20 см.
6.3.8.15. Не допускается приложение усилия на узел, приводящее к его деформации.
6.3.8.16. При организации ОТК используются следующие соединительные звенья: карабины с муфтой, рапиды.
Соединения точечных опор
6.3.8.17.1. Дублирование– основная нагрузка приходит на одну точечную опору, вторая точечная опора не нагружена. При этом при разрушении нагруженной точечной опоры вторая точечная опора включается в работу сразу, не допуская возможности свободного падения спортсмена.
6.3.8.17.2. Блокирование – нагрузка распределена между двумя точечными опорами. Для блокирования используется V-образный удлинитель из ОВ.
6.3.8.17.3. Основными точками крепления веревки являются:
· начало и конец навески базовой веревки;
· начало стопорной веревки;
· промежуточные точки крепления базовой и стопорной веревки;
· крайние точки перил;
· места, в которых в случае разрушения ПТК возможно повреждение основной веревки или удар спортсмена о рельеф;
· места, в которых вероятность разрушения ПТК велика (некачественная порода, некачественно организована ИТО).
6.3.8.17.4. Узлы для блокирования (V-образные крепления):
· «Заячьи уши» на основе восьмерки;
· Двойной булинь с контрольным узлом.
6.3.8.17.5. Узлы для дублирования:
· восьмерка,
· австрийский проводник,
· выбленочный (стремя), применительно к ПТК,
· шкотовый узел (двойной петлей) для бескарабинной навески,
· Все узлы, применяемые при блокировании (см. пп. «Узлы для блокирования»).
6.3.8.17.6. Промежуточная точка крепления (ПТК), используется при организации страховочных перил.
6.3.8.17.7. Промежуточная точка крепления – это точка, созданная после ОТК с целью:
· избежать трения веревки о рельеф, воды и камнепада;
· разделить вертикальный участок перил на более короткие участки, чтобы облегчить перемещение по этому участку.
6.3.8.17.8. При создании ПТК используется:
· одна ИТО;
· ЕТО.
6.3.8.17.9. Соединение веревки с ПТК:
· см. п. «Способы крепления веревки за ИТО»;
· крепление за ЕТО с помощью локальной петли.
6.3.8.17.10. При соединении веревки карабином к ИТО используются следующие узлы:
· восьмерка;
· австрийский проводник;
6.3.8.17.11. При организации ПТК стандартная величина карема определяется алгоритмом прописанным для СУ «Stop» фирмы Petzl или его аналогов.
6.3.8.18. Отклонитель
6.3.8.18.1. Отклонитель – элемент навески, изменяющий направление веревки. Он может состоять из ИТО (ЕТО), соединительного звена (рапид, карабин с муфтой, узел), удлиняющего элемента (ОВ, тестированная стропа) и второго соединительного звена (карабин с муфтой).
6.3.8.18.2. Крепление удлиняющего элемента к рельефу осуществляется:
· см. способы крепления веревки за ИТО и ЕТО;
6.3.8.18.3. Крепление отклонителя к ОВ осуществляется путем простегивания ОВ в блок-ролик с карабином с муфтой. Карабин отклонителя жестко крепится к удлиняющему элементу для предотвращения его вращения в узле удлиняющего элемента.
6.3.8.19. Протектор
6.3.8.19.1. Закрепление протектора в месте соприкосновения веревки с рельефом:
· протектор крепится к рельефу (ИТО, ЕТО) посредством вспомогательной веревки.
· протектор крепится к ОВ схватывающим узлом из вспомогательной веревки.
· протектор встегивается в карабин ОТК, ПТК с помощью вспомогательной веревки.
6.3.8.20. Узел на основной веревке
6.3.8.20.1. Узел не на концах веревки навески для прыжков применяется, если веревка соединена с другой – сращивание ОВ для увеличения ее длины.
6.3.8.20.2. Узел для сращивания ОВ – встречная восьмерка.
6.3.8.20.3. Узел должен быть завязан и использоваться таким образом, чтобы приложенное усилие не деформировало узел.
6.3.8.21. Местный ограничитель:
· завязывается на базовой веревке для ограничения движения перемычки в направлении, противоположном ее перемещению во время амортизации прыжка;
· используется веревка диаметром 5…6 мм;
· не должен ни коим образом изменять геометрию или повреждать веревку;
· не должен смещаться вдоль ОВ во время эксплуатации;
· не должен препятствовать движению блок-роликов перемычки в момент нагружения поводка;
· узел для местного ограничителя – узел Прусика.
Навеска базовой веревки
6.5. Базовая веревка – часть навески, ОВ, предназначенная для амортизации энергии падения спортсмена и ограничения его глубины до безопасного значения и натянутая с усилием, превышающим усилие рук одного спортсмена.
6.5.1. База состоит из двух параллельных ОВ, натянутых с помощью технических средств. Базовые веревки располагаются на расстоянии друг от друга не препятствующем свободному перемещению блок-роликов перемычки во всех фазах прыжка.
6.5.2. Натягивание базы осуществляется с помощью полиспастов.
6.5.3. Величина натяжения базы должна обеспечить нетравматичную и комфортную остановку падения прыгающего человека.
6.5.4. Каждая базовая веревка закрепляется к рельефу за ОТК с двух сторон.
6.5.5. В ОТК для базовой веревки ИТО (ЕТО) должны быть равнонагружены.
6.5.6. Для изменения направления линии натяжения базовых веревок используют отклонитель.
6.5.7. Не допускается оставлять натянутую базу на зажимах кулачкового типа. Допускается использовать СУ типа Gri Gri, Stop, Rig, I’d фирмы Petzl, карабины с муфтой или их комбинации с обязательной фиксацией в ОТК.
6.5.8. Условия натяжения базы с применением полиспастов.
6.5.8.1. Базу натягивает 1 спортсмен.
· Допускается использовать не более пятикратного полиспаста.
· Допускается натяжение полиспаста от руки и собственным весом спортсмена, при расчетном весе спортсмена равном 80 кг.
· Допускается использовать ролики на подшипниках качения (шарико-подшипник).
6.5.8.2. Базу натягивают 2 спортсмена.
· Допускается использовать не более трехкратного полиспаста.
· Допускается натяжение полиспаста от руки. Натяжение собственным весом двух спортсменов запрещено.
· Допускается использовать ролики на подшипниках качения (шарико-подшипник).
6.5.8.3. Базу натягивают 3 спортсмена.
· Допускается использовать не более трехкратного полиспаста.
· Допускается натяжение полиспаста от руки. Натяжение собственным весом трех спортсменов запрещено.
· Допускается использовать ролики только на подшипниках скольжения (на втулках).
Навеска стопорной базы
6.6.1. Стопорная база – часть навески, ОВ, ограничивающее положение поводка на базе.
6.6.2. Для стопорной базы может использоваться как статическая так и динамическая веревка.
6.6.3. Стопорная база состоит из двух параллельных ОВ, одним концом закрепленных на рельефе, а другим к поводку.
6.6.4. Запрещено натягивать стопорную веревку с помощью полиспаста. Натягивать только от руки.
6.6.5. Каждая стопорная веревка закрепляется к одним концом к перемычке, а вторым к рельефу за ОТК. При закреплении двух стопорных веревок одна из ИТО (ЕТО), используемая для создания ОТК, может быть общей.
6.6.6. В ОТК обе стопорные веревки должны быть равнонагружены.
Навеска поводка
6.7.1. Применяется только динамическая веревка.
6.7.2. Первые 2 м поводка со стороны прыгающего спортсмена должны быть в протекторе. Во избежание попадания конечностей между двумя веревками или их запутывания.
6.7.3. По всей длине поводка веревки должны быть скреплены между собой липкой лентой. Расстояние между точками скреплениями 1…1,5 м.
Навеска перемычки
6.8.1. Перемычка применяется для соединения поводка и стопорной веревки к базе.
6.8.2. Изготавливается из ОВ.
6.8.3. В каждой точке крепления не менее двух карабинов с муфтой.
6.8.4. Дополнительно муфты карабинов фиксируются от раскрытия липкой лентой.