Сопоставьте климатическую карту области с распределением полей на ее территории и дополните предложения.
1. В Кузнецкой котловине за год выпадает __________ мм осадков.
2. Количество осадков на территории Западно–Сибирской равнины колеблется от ______ до ________ мм.
3. Количество осадков на равнинах области _________, чем в горах.
4. Почвы на равнинах __________________________, но растениям не хватает _______________________.
Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.
1. Почему поля расположены, в основном, на территории Кузнецкой котловины?
____________________________________________________
__________________________________________________________
2. Почему поля отсутствуют в Горной Шории, в Кузнецком Алатау, на Салаире?
______________________________________________
3. Какие условия ограничивают возможности получения высоких урожаев на территории Кузнецкой котловины?
____________________________________________________
Задание 6
Культурные растения – давние спутники человека. Ежедневно используя их в пищу, мы даже не задумываемся о том, где находится их Родина.
Где находится Родина растений, которые используются при приготовлении самых обычных блюд нашего меню?
Проанализируйте табл. 3 (Родина некоторых культурных растений Земного шара) и дополните табл. 5.
Проанализируйте табл. 5 и дополните предложение.
1. Растения, которые мы ежедневно используем в пищу, были привезены из _____________________________________________.
Таблица 5
Родина продовольственных культур
Название блюда | Название растения | Родина растения |
Борщ со свеклой | ||
Суп гороховый | ||
Гречневая каша | ||
Манная каша | ||
Пшенная каша | ||
Салат из свежих огурцов и помидоров с подсолнечным маслом | ||
Кофе с сахаром | ||
Хлеб ржаной | ||
Ответьте на вопрос. Ответ сформулируйте в виде вывода.
1. Какие растения преобладают в нашем меню: сибирские или иноземные?
____________________________________________________
__________________________________________________________
Задание 7
Дикие родичи культурных растений – виды естественной флоры, входящие в один род с культурными растениями, потенциально пригодные для введения в культуру или использования в процессе получения новых сортов.
Сколько диких родичей культурных пищевых растений произрастает в нашей области?
Проанализируйте Определитель растений Кемеровской области и дополните табл. 6 по образцу.
Таблица 6
Дикие родичи культурных пищевых растений во флоре Кемеровской области
Примечание: приведены названия родов растений.
Проанализируйте табл. 6 и дополните предложения.
1. В нашей области произрастает _______ видов диких родичей культурных растений, перечисленных в табл. 6.
2. Больше всего диких родичей обнаружено у следующих культур:
_____________________________________________.
Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.
1. Какое значение имеют дикие родичи культурных растений в практической деятельности человека?
______________________________________________
__________________________________________________________
2. Могут ли дикорастущие растения Кемеровской области использоваться в селекции?
____________________________________________________
Задание 8
Возделываемые растения Земного шара преимущественно относятся к Цветковым (Покрытосеменным). Семейства Покрытосеменных растений отличаются по числу одомашненных видов.
К каким семействам относятся растения, выращиваемые в Кемеровской области в качестве пищевых?
1. Проанализируйте материалы пособия Растительный мир Кузбасса (глава «Культурные растения», Приложение 19) и заполните табл. 7.
Проанализируйте табл. 7 и дополните предложения.
1. В семействе _______________________ выявлено больше всего (________) видов культивируемых растений.
2. В семействе ________________________ выявлено меньше всего (_________) видов культивируемых растений.
3. Хлебные культуры – виды из семейства ________________.
4. Крупяные культуры – виды из семейств ___________________________________________________.
5. Овощные культуры – представители семейств _____________________________________________.
6. Пряные культуры обнаружены в семействах _____________________________________________.
7. Плодово–ягодные культуры выявлены в семействах _____________________________________________.
Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.
1. С чем связано отсутствие овощных растений в некоторых проанализированных семействах?
______________________________________________
2. Почему пряные культуры неравномерно распределены в различных семействах?
____________________________________________________
__________________________________________________________
3. Может ли систематическая принадлежность растения повлиять на его применение человеком?
______________________________________________
__________________________________________________________
Таблица 7
Систематическая принадлежность культивируемых в области растений
Задание 9
Сфера использования растений и их органов зависит от накапливаемых веществ.
В каких органах накапливаются вещества у выращиваемых в области культурных растений?
Проанализируйте Приложение 19 пособия Растительный мир Кузбасса и заполните табл. 8, укажите в каждой графе число видов.
Таблица 8
Используемые органы культурных растений Кемеровской области
Проанализируйте табл. 8 и дополните предложения.
1. Чаще всего у растений, выращиваемых в нашей области, используются ____________________________________________, а реже всего – ______________________________________________.
2. Генеративные органы используются обычно у ____________________________________________________ культур. Использование вегетативных органов характерно для ______________________________________ культур.
Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.
1. С чем может быть связано использование тех или иных органов растений?
_______________________________________
Задание 10
Человек использует в пищу растения из различных систематических групп?
В какие семейства входят растения, использованные для приготовления блюд ежедневного потребления?
1. Проанализируйте Приложение 19 пособия Растительный мир Кузбасса, Свободную энциклопедию Википедия [12] и дополните табл. 9.
Проанализируйте табл. 9 и дополните предложения.
1. В приготовлении блюд данного меню использованы растений из следующих семейств: _____________________________________________.
2. Чаще всего использовались растения из семейства _________________________________________________________.