Правовые формы использования природных ресурсов
Ключевыми составляющими права собственности на землю и иные природные объекты являются: право владения, право пользования и право распоряжения.
Право владения природными объектами означает нахождение объекта природы во власти какого-либо субъекта, обладание и удержание этого объекта, фактическое господство над ним.
Различают полное и частичное владение землей и природными объектами.
Полное владение имеет место во всех случаях, когда природный объект размещается на территории республики и иного автономного образования.
Если природный объект находится на территории двух или нескольких субъектов РФ, то порядок владения определяется согласно достигнутому соглашению, а при необходимости - с участием Российской Федерации.
Право владения землей и природными объектами является абсолютным, а значит, распространяется на все земельные участки и природные объекты, которые находятся на территории соответствующего субъекта федерации - собственника данного земельного массива.
Владея землей и другими природными объектами, государство вправе ограничить или запретить доступ на тот или иной природный объект. Государство вправе также наложить запрет на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности.
Право владения землей и природными объектами представляет собой юридическую базу для пользования и распоряжения такими объектами.
Иными словами, эксплуатация того или иного природного объекта возможна только на основании статуса владения им.
Право пользования землей и природными объектами - еще одно самостоятельное правомочие собственника. Оно предусматривает хозяйственную и иную эксплуатацию этих объектов, извлечение из них полезных свойств, использование в иных целях ради удовлетворения потребностей общества.
Органы местного самоуправления реализуют право собственности следующими способами: 1) через государственные предприятия, учреждения, организации; 2) предоставляют природные объекты в пользование гражданам, негосударственным организациям.
Право пользования землей и другими природными объектами характеризуется тремя основными факторами:
• установлением для пользователей объектами природы определенных правил их эксплуатации;
• государственный контроль за соблюдением установленных правил;
• уплата налогов, рентных платежей пользователями природных объектов исходя из доходов, полученных в процессе эксплуатации природных объектов.
Право распоряжения собственника землей и природными объектами - третье самостоятельное правомочие, предусматривающее установление юридического статуса природного объекта.
Юридический статус объекта, назначаемый государством как собственником, предполагает:
• определение категории объекта исходя из его основного целевого назначения;
• указание цели использования объекта природы при передаче его в собственность, во владение, пользование или аренду определенному лицу (гражданину, организации).
Все природные объекты могут быть дифференцированы по категориям:
• земли подразделены на семь категорий;
• полезные ископаемые - на две категории (общераспространенные и не относящиеся к таковым);
• водные объекты различаются в зависимости от пригодности для питьевых и бытовых нужд населения, для лечебных, различных народнохозяйственных целей и т. п.
Дифференциация природных объектов по категориям представляет собой первую стадию в процессе распоряжения ими.
На второй стадии происходит распределение и перераспределение объектов между собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами:
• предоставление в собственность, аренду и пользование;
• изъятие природных объектов;
• обмен природными объектами между собственниками, пользователями и арендаторами и т. п.