Лекция № 8. Правовые и экономические основы природопользования.
План.
1. Экономический механизм природопользования.
2. Экологическое законодательство.
3. Объекты охраны окружающей среды.
Экономический механизм природопользования.В системе охраны окружающей среды одним из компонентов является организация природопользования, в которой заложен принцип «загрязнитель платит».
Данный принцип закрепился в РК в общей фискальной политике государства и приносит свои плоды, так в настоящее время объем платежей за загрязнение окружающей среды составил около 1 % от общего объема сбора налогов. Платежи за загрязнения выполняют стимулирующую роль по снижению выбросов и аккумулирующую по сбору средств.
Было проведено несколько этапов по оптимизации ставок платежей за загрязнение окружающей среды, в основном данная политика касалась выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников – основных загрязнителей в республике. Проведена значительная работа с фондами охраны окружающей среды и обеспечено увеличение доходной части местных фондов охраны окружающей среды.
В частности особо важный вопрос - стимулирование предприятий по снижению выбросов текущих загрязнений. Экономическое стимулирование предприятий через экологические платежи всегда будет оправдано. Потому что нормативные платежи входят в себестоимость продукции и напрямую связаны с объёмами загрязнения.
Понятие и виды природопользования.Природопользованием является использование природных ресурсов и (или) воздействие на окружающую среду в повседневной жизни человека, в хозяйственной и иной деятельности физическихи юридических лиц.Природопользование подразделяется на общее и специальное. Общее природопользование является постоянным и осуществляется бесплатно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения и без предоставления природных ресурсов в пользование. Ограничение общего природопользования допускается, если это предусмотрено законами Республики Казахстан.Специальное природопользование - деятельность физического и (или) юридического лица, осуществляющего на платной основе пользование природными ресурсами и (или) эмиссии в окружающую среду в порядке, установленном Экологическим Кодексом РК и иными законамиРеспублики Казахстан.
Природопользование - непосредственное или косвенное воздействие человека на окружающую среду в процессе всей его деятельности. Рациональное природопользование - планомерное, научно-обоснованное преобразование окружающей среды по мере совершенствования материального производства на основе комплексного использования невозобновимых ресурсов в цикле: производство - потребление - вторичные ресурсы при условии сохранения и воспроизводства возобновимых природных ресурсов.
Изучение процессов, протекающих в биосфере, и влияния на них хозяйственной деятельности человека показывает, что создание экологически безотходных и малоотходных производств может уже предотвратить оскудение природных ресурсов и деградацию природной среды. Хозяйственная деятельность людей должна строиться по принципу природных экосистем, которые экономно расходуют вещество и энергию и в которых отходы одних организмов служат средой обитания для других, т.е. осуществляется замкнутый кругооборот.
Казалось бы, сегодня всем ясно, что время "покорения природы" безвозвратно прошло, и начался период глубокого, заинтересованного осознания ее законов. Однако на практике объемы отходов в стране растут в два-три раза быстрее, чем объем производства и численность населения. Лавина отходов загрязняет природу, их вредные токсичные компоненты отравляют землю, воздух, реки, моря и озера. Причина кроется в сиюминутной выгоде для производства. Но разумный человек не должен считать выгодой уничтожение всего живого, "безумное прожигание" ресурсов не только своих, но и принадлежащих будущим поколениям. Следовательно, пришло время коренным образом изменить сам подход к понятию выгодности, когда речь идет о природопользовании.
Исходя из сказанного, можно сформулировать общее определение рационального природопользования- это система взаимодействия общества и природы, построенная на основе научных законов и в наибольшей степени отвечающая задачам как развития производства, так и сохранения биосферы. Главный принцип рационального природопользования - "используй, охраняя, и охраняй, используя".
К видам природопользования относятся:
1) землепользование;
2) водопользование;
3) лесопользование;
4) недропользование;
5) пользование животным миром;
6) пользование растительным миром;
7) эмиссии в окружающую среду;
8) иные виды природопользования, устанавливаемые законами Республики Казахстан.
Видами механизмов экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования являются:
1) планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды;
2) плата за эмиссии в окружающую среду;
3) плата за пользование отдельными видами природных ресурсов;
4) экономическое стимулирование охраны окружающей среды;
5) рыночные механизмы и торговля квотами на эмиссии в окружающую среду;
6) экологическое страхование;
7) экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей среде.
Обязательность оценки воздействия на окружающую среду.Оценка воздействия на окружающую среду – процедура, в рамках которой оцениваются возможные последствия хозяйственной и иной деятельности для окружающей среды и здоровья человека, разрабатываются меры по предотвращению неблагоприятных последствий (уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов), оздоровлению окружающей среды с учетом требований экологического законодательства Республики Казахстан.
Оценка воздействия на окружающую среду является обязательной для любых видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду и здоровье населения.
Оценка воздействия на окружающую среду включает в себя следующие стадии:
Стадия 1. Оценка территории (обзор состояния окружающей среды), выполняемая для обоснования оптимального выбора участка для размещения объекта;
Стадия 2. Предварительная оценка воздействия на окружающую среду, сопровождающая обоснование инвестиций (технико-экономические обоснования проектов);
Стадия 3. Оценка воздействия, выполняемая в целях полного и комплексного анализа возможных эффектов реализации проекта или дальнейшего осуществления хозяйственной и иной деятельности, обоснования альтернативных вариантов и разработки плана (программы) управления охраной окружающей среды;
Экологическое законодательство РФ основывается на Конституции РФ и состоит из Экологического Кодекса РФ, Закона РФ «Об охране окружающей среды» и иных нормативных правовых актов РФ.
Основными принципами экологического законодательства РФ являются:
1) обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан;
2) обеспечение экологической безопасности;
3) экосистемный подход при регулировании экологических отношений;
4) государственное регулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление в области использования природных ресурсов;
5) обязательность превентивных мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и нанесения ей ущерба в любых иных формах;
6) неотвратимость ответственности за нарушение экологического законодательства Республики Казахстан;
7) обязательность возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде;
8) платность и разрешительный порядок воздействия на окружающую среду;
9) применение наилучших экологически чистых и ресурсосберегающих технологий при использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду;
10) взаимодействие, координация и гласность деятельности государственных органов по охране окружающей среды;
11) стимулирование природопользователей к предотвращению, снижению и ликвидации загрязнения окружающей среды, сокращению отходов;
12) доступность экологической информации;
13) обеспечение национальных интересов при использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду;
14) гармонизация экологического законодательства РФ с принципами и нормами международного права;
15) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения при принятии решений о ее осуществлении.
Объекты охраны окружающей среды.Охране от уничтожения, деградации, повреждения, загрязнения и иного вредного воздействия подлежат земля, недра, поверхностные и подземные воды; атмосферный воздух; леса и иная растительность; животный мир, генофонд живых организмов; естественные экологические системы, климат и озоновый слой Земли.Особой охране подлежат особо охраняемые природные территории и объекты государственного природно-заповедного фонда.
Основы государственной политики в области охраны окружающей среды были заложены в Концепции экологической безопасностиот 30 апреля 1996 года, где рассматривались экологические приоритеты переходного периода, в частности экологические проблемы приватизации, вопросы необходимости создания системы природоохранного законодательства, государственного контроля и экспертизы, экономических механизмов природопользования, мониторинга окружающей среды.
В 1997 году приняты законы "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об экологической экспертизе", в 1998 году - "О радиационной безопасности", в 2002 году - Закон "Об охране атмосферного воздуха". В области рационального природопользования - указы Президента, имеющие силу закона, "О недрах и недропользовании" (1996 г.) и "О нефти" (1995 г.), в 2003 году - Лесной, Водный и Земельныйкодексы. Разработано и утверждено большинство необходимых подзаконных нормативных правовых актов.
В целях совершенствования законодательства в республике взят курс на сближение с законодательством развитых стран и внедрение международных стандартов. Республикой Казахстан подписаны 19 международных конвенций и разработаны национальные планы действий по их реализации. Налажена система экологической экспертизы, разрешительная и контрольно-инспекционная работа.