Субгумидные (750—1500 мм) склерофильные леса и редко­лесья Восточной Австралии и Тасмании.

58. Эвкалиптовые (Eucalyptus botryoides, E. mannifera, E. macrorynchd) леса с туссоковыми злаковниками.

59. Эвкалиптовые (Eucalyptus gummifera - E.racemosa - Е. sieberi, Е. oblonga) леса с участием ксероморфных кустарников на бедных почвах.

60. Эвкалиптовые (Eucalyptus intermedia - Е. signata - Е. nigra, Е. crebra) леса со злаковым покровом (Themeda australis, Imperata cylindrica) на бедных почвах.

61. Эвкалиптовые (Eucalyptus globoidea, E. sieberi) с ксероморф-ными кустарниками (виды Acacia, Banksia, Casuarind) с тус­соковыми злаковниками на бедных почвах.

62. Эвкалиптовые (Eucalyptus ovata, E. radiate, E. viminalis -E.rubida) с ксероморфными кустарниками (виды Banksia, Xanthorrhoea).

Всего на карте растительности Австралии нашли отражение 93 подразделения растительного покрова континента; внемасштабны-ми обозначениями показано распространение баобаба.

1.3. Корреляционная эколого-фитоценотическая карта Азиатской России.1:7 500 000. - И. И. Букс. Методика со­ставления и краткий анализ корреляционной эколого-фитоце-нотической карты Азиатской России // Геоботаническое кар­тографирование 1976. Л.: Наука, 1976. С. 44-51. Карта отображает связи между растительностью и компонен­тами гидротермических условий на основе количественных пока­зателей, обусловливающих условия формирования и развития рас­тительного покрова. Для анализа были выбраны показатели: сум­ма биологически активных температур воздуха выше 10°С, радиационный индекс сухости, рассчитанный по методу М. И. Бу-дыко, характер рельефа территории. Биологическая продуктивность определялась расчетным методом (по методу М. И. Будыко, Г971 и номограмме Н. А. Ефимовой, 1975) и представляет годовой прирост в единицах веса сухой надземной и подземной массы. Этот показа­тель служит мерой потенциальной продуктивности растительности при данных значениях индекса сухости и радиационного баланса. Базовой основой для составления карты послужила карта раститель­ности (1:7 500 000), составленная специально для расчета связи кли­матических показателей и выделов растительного покрова.

На карте отображены формации, которые понимаются в объе­ме, предложенном В. Б. Сочавой, как регионально локализованные

структурно-динамические категории (эпиформации).Для характе­ристики климатических показателей использованы данные 826 стан­ций Государственной гидрометеорологической службы, располо­женных на территории Сибири и Дальнего Востока. По суммам температур границы проводились через каждые 200°, по индексу сухости- через 0,5. Всего выделено 12 температурных подразде­лений и шесть степеней увлажнения. Биологическая продуктивность каждого контура разбита на шесть ступеней с интервалом 20 ц/га.

Основная закономерность, выявленная на основе анализа кар­ты, связана с определенным соответствием термического показа­теля зональным, подзональным и высотно-поясным границам рас­тительности: интервал суммы активных температур в 400° соот­ветствует подзоне или высотно-поясному комплексу растительных сообществ. Подуровни в 200° соответствуют полосам раститель­ности в пределах подзон или поясов в горах. Распределение индек­са сухости во многом определяет биологическую продуктивность сообществ.

Легенда карты представлена в табличной форме и текстовой части. Основные уровни включают следующую информацию: 1) подзональные и высотно-поясные категории растительности подразделяются на формации и их сочетания; 2) уровни и подуров­ни теплообеспеченности выражены суммой активных температур; 3) степень увлажнения дана в значениях радиационного индекса сухости; 4) даны сведения о характере рельефа. В пределах каж­дого подуровня выделены: равнинная, низко-, средне- и высокогор­ная растительность. Биологическая продуктивность показана для каждого выдела карты и значения ее приводятся в текстовой час­ти легенды при характеристике выделов.

1.4. Карта «Растительность Казахстана и Средней Азии (в пределах пустынной области)».1:2 500 000. СПб., 1995. Пояснительный текст и легенда карты. 130 с. [Е. И. Рачков-ская, И. Н. Сафронова, В. Н. Храмцов и др. Проект легенды мелкомасштабной карты растительности пустынь Казахста­на и Средней Азии //Геоботаническое картографирование 1989. Л.: Наука, 1989. С. 3-39]. Карта отображает основные закономерности (зональные на рав­нинах и высотно-поясные - в горах) растительного покрова круп-

ного природного региона пустынь Казахстана и Средней Азии, свя­занные с изменением количества осадков и термического режима (соотношение тепла и влаги). В провинциальном плане региональ­ные отличия растительного покрова обусловлены изменением сте­пени континентальности климата и наличием различных режимов увлажнения: восточно-средиземноморского с зимне-весенним ре­жимом и переходного к центральноазиатскому с весенне-летним режимом выпадения осадков. Большое внимание уделено на карте взаимосвязи в распределении растительности и почв. Выделяют­ся эдафические варианты растительности и много территориаль­ных (хорологических) единиц гетерогенного растительного покро­ва (комплексы, серии растительных сообществ, сочетания, эколо­гические и эколого-динамические ряды сообществ пойменной растительности и засоленных субстратов).

В горах типы и подтипы растительности представлены регио­нальными комплексами: Гиссаро-Гиндукушские, Армяно-Иранские и др. На равнинах пустыни дифференцированы по условиям релье­фа: пустыни равнин, мелкосопочников, межгорных котловин, низко-горий, солончаковых депрессий. На равнинах зональные и подзо­нальные климатипы (северные, средние и южные пустыни) раз­делены на эколого-физиономические категории по господству определенной экобиоморфы и экологически сходных групп видов по отношению к механическому составу, засолению почв и ритмики раз­вития биоморф. Выделено 10 эколого-физиономических категорий: полынные, многолетнесолянковые, псаммофитно-кустарниковые пу­стыни и др. Географические варианты показаны также для гиперга-лофитных пустынь депрессий и растительности долин рек.

Всего легенда карты включает 266 выделов подзональных ти­пов и 66 дополнительных знаков, которые показывают распростра­нение типичных (малых по занимаемой площади) и редких сооб­ществ.

Наши рекомендации