Пути обеспечения экологической безопасности в биосфере
В настоящее время считается, что возможны следующие пути обеспечения экологической безопасности в биосфере Земли:
Сохранение расширенного воспроизводства естественных экосистем, прежде всего растительных сообществ, функционирование которых является гарантией нормального динамического равновесия в среде обитания человека.
Научное управление природно-хозяйственными системами, средо-образующие функции которых эквивалентны функциям естественных экосистем, место которых они заняли.
Использование технологий, позволяющих устранить последствия хозяйственной деятельности, неблагоприятной для биосферы в целом и для жизни человека.
Помимо этого, с концептуальной точки зрения, важнейшим аспектом является ноосферная идея, предложенная В.И.Вернадским. С точки зрения данной концепции человек в настоящее время является геологической силой, которая оказала настолько значительное воздействие на биосферу и геосферу Земли в целом, что это воздействие затронуло биогеохимические циклы (кругооборот различных элементов), и привело к смещению эволюции человечества в сторону обособления от биосферы.
Дальнейшее развитие человеческой цивилизации должно быть направлено на создание «мыслящей оболочки» – ноосферы (сферы разума), которая позволит ей органически вписаться в биосферу Земли, обеспечив ее дальнейшее устойчивое состояние.
Эволюция общества должна рассматриваться как эволюция совокупных возможностей человека, совершенствования технологий и орудий труда, науки, культуры, использования более эффективных источников энергии в широком смысле этого слова, то есть с учетом экологической целесообразности при создании, использовании и ликвидации последствий использования этих источников будь то солнечная энергия, атомная энергия или ветровая энергия.
В области региональной экологической политики предполагается создание гармоничных отношений между группами людей, каждым отдельным человеком и природой. Огромное значение приобретает рациональное использование природных ресурсов, сохранение оптимального функционирования всех природных систем, которые своим разнообразием обеспечивают устойчивость процессов саморазвития и самоочищения биосферы.
ПРАВОВОЕ РЕГИЛИРОВАНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Большинство нормативно-правовых актов РФ разработаны во исполнение действующего в настоящее время Федерального Закона «Об охране окружающей природной среды».
Принципы правового регулирования в области экологии заключаются в следующем:
- обеспечение безопасности,
- доступность информации в области экологии и состоянии окружающей среды,
- участие граждан, коммерческих и некоммерческих организаций в обсуждении государственной политики в области экологии,
- возмещение ущерба (например, ущерба, причиненного радиационным воздействием).
Задачами правового регулирования в области экологии являются:
1. создание правовых основ системы государственного управления в области экологии.
2. Установление прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, иных юридических лиц и граждан.
За нарушение законодательства в области экологии предусмотрены следующие виды юридической ответственности:
- дисциплинарная (отстранение от занимаемой должности, увольнение и др.),
- имущественная (возмещение убытков и др.),
- административная (предупреждение, штраф, конфискация предмета, служившего орудием экологического правонарушения, и др.),
- уголовная (штраф, лишение свободы).
В качестве мер по рациональному природопользованию и охране природы используются:
- принятие законодательства по рациональному природопользованию и охране природы,
- установление юридической ответственности,
- применение научно-технических средств для внедрения экологических принципов рационального использования природных ресурсов и охране природы,
- медико-санитарные меры по рациональному природопользованию и охране природы,
- распространение знаний по основам экологии и рациональному природопользованию.
Реализуются меры по рациональному природопользованию и охране природы посредством:
- деятельности государственных органов по рациональному природопользованию и охране природы,
- деятельности предприятий, научных и учебных структур,
- деятельности общественных организаций и движений по рациональному природопользованию и охране природы,
- деятельности средств массовой информации,
- деятельности внебюджетных экологических фондов.
Среди функций государственного управления в области экологии и охраны окружающей среды следует выделить:
- экологическое нормирование показателей качества окружающей среды,
- организация и осуществление экологического мониторинга с целью наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды,
- проведение экологической экспертизы,
- организация и проведение экологического контроля,
- взимание экологических платежей и налогов. Применение санкций за нарушение экологического законодательства.