Список рекомендуемых статей в периодических изданиях
Методические указания к практическим занятиям по курсу ЭКОЛОГИЯ
Для бакалавров и специалистов физико-технологического института
И института радиоэлектроники и информационных технологий-Рт УрФУ
Введение
Методические указания предназначены для организации самостоятельной подготовки студентов к семинарским занятиям по курсу «Экология».
Методические указания включают темы семинаров, планы семинаров, рекомендации по выполнению домашних работ (рефератов), список литературы для подготовки к семинарским занятиям (включая перечень Интернет-ресурсов).
В прилагаемых файлах содержится большой объем (около 300 МБ) полнотекстовых учебных пособий, монографий и статей экологического содержания.
Работа студентов оценивается по интегральной рейтинговой системе. Академический рейтинг студента определяется преподавателем по результатам промежуточной аттестации, учитывающей посещение лекций и наличие конспектов, а также по результатам тестовых срезов, выступлений на семинарах, домашних работ и зачета. Минимальное количество баллов, необходимых для получения зачета – 50.
Вид работы | Нагрузка | Критерии оценки | Количество баллов |
Лекции | 34 час. | Посещение | |
Конспекты | |||
Семинары | 17 час. | Посещение | |
Выступление (не менее 3) | 10* | ||
Выполнение тестовых работ | 7* | ||
Домашняя работа | Своевременное качественное выполнение | 10* | |
Поощрительные баллы | Самостоятельность, творческое отношение к работе в течение семестра | ||
Зачет |
* - обязательные виды работ
Для допуска к зачету студент должен набрать 30 баллов, выполнив обязательные виды работ, в том числе – выступить с докладами на семинарах. Темы докладов и сообщений распределяются заранее в группе в соответствии с планом семинарских занятий.
При получении студентом более 40 баллов преподаватель вправе добавить 5-10 поощрительных очков и поставить зачет-автомат.
Рекомендации по выполнению домашней работы (реферата)
1. Одно из трех обязательных выступлений на семинаре оформляется в виде письменной домашней работы (реферата). Тема домашней работы может совпадать с темой одного из сообщений студента на семинарском занятии.
2. На титульном листе работы необходимо указать название учебного заведения, факультет, курс, тему работы, фамилии автора и преподавателя.
3. Объём работы – 12-15 печатных страниц, кегль 12, интервал 1,5, поля 2 см. Объем приложений не регламентируется.
4. Работа должна содержать обязательные элементы: содержание, введение, содержательную часть (делится на разделы, при необходимости – подразделы), заключение, список литературы; при необходимости формируются приложения (объемный статистический материал, справочные данные, таблицы, иллюстрации). Нумеруются в содержании и в тексте только разделы и подразделы (введение, заключение, список литературы не нумеруются). Если в тексте домашней работы используется 2 и более приложения, они в содержании нумеруются (Приложение 1. Приложение 2. и т.д.)
5. Во введении необходимо:
- обосновать актуальность темы;
- указать объект и предмет исследования;
- сформулировать цель и задачи исследования;
- дать краткую аннотацию работы.
Объем введения – 0,5 – 1 стр. Если отсутствуют содержание и введение, написанное в соответствии с указанными требованиями, реферат далее НЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ и возвращается студенту на доработку.
6. Заключение должно содержать выводы по работе.
7. Для написания работы можно использовать научные и научно-популярные журналы, учебники, монографии, а также материалы, которые можно найти в сети Internet (кроме безымянных текстов и рефератов!).
8. В конце работы необходимо привести список использованной литературы в алфавитном порядке (указать авторов, название источника, издание, город и издательство, год выхода, № выпуска – для журналов, число страниц). В тексте работы в квадратных скобках необходимо указывать порядковый номер соответствующего источника из списка литературы. Если в тексте нет ссылки на источник, данный источник не может быть указан в списке.
Примеры оформления списка литературы:
Монографии
Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки : учеб. для вузов. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2006. – С. 305-412.
Философия культуры и философия науки: проблемы и гипотезы : межвуз. сб. науч. тр. / Сарат. гос. ун-т; [под ред. С. Ф. Мартыновича]. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1999. – 199 с.
Статьи из журналов и сборников:
Адорно Т. В. К логике социальных наук // Вопросы философии. – 1992. – № 10. – С. 76–86.
Интернет-документы:
Логинова Л. Г. Сущность результата дополнительного образования детей // Образование: исследовано в мире : междунар. науч. пед. интернет-журн. 21.10.03. URL: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer= 366 (дата обращения: 17.04.07).
http://www.nlr.ru/index.html (дата обращения: 20.02.2007)
Рынок тренингов Новосибирска: своя игра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsk.adme.ru/news/2006/07/03/2121.html
Наименование дидактических единиц, в соответствии с которыми формируется содержание всероссийских тестов по курсу ЭКОЛОГИИ
N ДЕ | Наименование дидактической единицы ГОС | N задания | Тема задания |
Биосфера | Экология как наука | ||
Понятие биосферы, ее структура | |||
Живое вещество биосферы, его функции | |||
Круговороты веществ в биосфере | |||
Экосистемы | Экосистема: состав, структура, разнообразие | ||
Популяции в экосистеме | |||
Биотические связи организмов в биоценозах | |||
Трофические взаимодействия в экосистемах | |||
Продукция и энергия в экосистемах. Экологические пирамиды | |||
Динамика экосистем | |||
Организм и среда | Основные среды жизни | ||
Экологические факторы среды | |||
Закономерности действия экологических факторов на живые организмы. Лимитирующие факторы | |||
Адаптация организмов к факторам | |||
Глобальные экологические проблемы | ?Парниковый эффект? | ||
?Озоновые дыры? | |||
Проблема кислотных осадков | |||
Энергетическая проблема | |||
Проблемы народонаселения и продовольствия | |||
Сокращение биоразнообразия | |||
Рациональное природопользование и охрана окружающей среды | Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды | ||
Мониторинг окружающей среды | |||
Водные ресурсы и их охрана | |||
Охрана атмосферного воздуха и почвы | |||
Экозащитная техника и технологии | |||
Особо охраняемые природные территории. Охрана животного и растительного мира | |||
Социально-экономические аспекты экологии | Экология и здоровье человека | ||
Основы экологического права и профессиональная ответственность | |||
Основы экономики природопользования | |||
Экологический контроль и экспертиза | |||
Экологические нормативы и стандарты |
В соответствии с дидактическими единицами планируется содержание семинаров с учетом специфики профиля обучения студентов.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
СЕМИНАР 1. | |
БИОСФЕРА КАК САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА | |
1. | Структура и состав биосферы. Биогеохимические принципы эволюции В.И.Вернадского. Функции живого вещества. |
2. | Организованность биосферы (химический, энергетический, термодинамический, биологический уровни организованности). |
3. | Самоорганизующиеся системы (сложность, открытость, неравновесность, нелинейность, диссипативность как свойства самоорганизующейся системы). Бифуркация. Аттрактор. |
4. | Самоорганизация в живых и неживых системах. Механизмы стабилизации (гомеостаз и саморегулирование) и термодинамика биологических систем. Положительные и отрицательные обратные связи. Принцип Ле Шателье-Брауна как системный принцип и его межпредметное проявление. |
5. | Биосфера как самоорганизующаяся система. Механизмы, поддерживающие гомеостаз биосферы (круговороты воды, кислорода, углерода, азота, серы и фосфора в природе). |
СЕМИНАР 2. | |
ЭКОСИСТЕМЫ | |
1. | Экосистема: состав, структура, разнообразие. |
2. | Трофические взаимодействия в экосистемах. Продукция и энергия в экосистемах. Экологические пирамиды. Правило 10 %. |
3. | Экологические факторы среды. Закономерности действия экологических факторов на живые организмы (диаграмма выживания, обобщенный закон минимума Либиха и закон толерантности Шелфорда). |
4. | Основные принципы функционирования экосистем. Развитие экосистем и проблема устойчивости. |
5. | Адаптация организмов и приспособление видов как механизм самоорганизации биосферы. |
СЕМИНАР 3. | |
АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА АТМОСФЕРУ | |
1. | Роль атмосферы в самоорганизации биосферы. Самоочистка атмосферы. |
Влияние технологической деятельности человека на состав атмосферы (промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, бытовые отходы). Обзор методов очистки воздуха. | |
3. | Кислотные дожди. Происхождение, экологический вред, методы предотвращения. |
4. | «Озоновые дыры». Вымысел или реальность. |
5. | Влияние технологической деятельности человека на климат Земли. Парниковый эффект. Глобальное потепление и глобальное затемнение. |
6. | Энергетические проблемы человечества. Сравнение экологического вреда ТЭС и АЭС. Перспективы развития АЭС. |
7. | Нетрадиционные источники энергии: экологическая “чистота” и перспективы использования. |
СЕМИНАР 4. | |
АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ГИДРОСФЕРУ И ПЕДОСФЕРУ | |
1. | Роль гидросферы в самоорганизации биосферы. Самоочищение водоемов. |
2. | Использование водных ресурсов в народном хозяйстве (промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, бытовые нужды). Техногенное загрязнение природных вод. |
3. | Обзор методов очистки производственных сточных вод. |
4. | Почва как биокосное вещество. Функции почвы. Роль почв в жизни человека. Влияние чужеродных химических веществ на почвенный слой Земли. |
5. | Твердые отходы и охрана природы. Обзор методов утилизации и вторичного использования твердых отходов. |
6. | Особо охраняемые природные территории. Охрана животного и растительного мира. Красная книга. |
СЕМИНАР 5. | |
ФИЗИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ | |
1. | Электромагнитные излучения природного и антропогенного характера, их воздействие на живую природу и человека. |
2. | Электромагнитное загрязнение среды. Электромагнитный смог. |
3. | Ионизирующее излучение в биосфере. Радиация как экологический фактор (природный и техногенный вклады): источники, классификация. Особенности распространения радионуклидов различного происхождения в окружающей среде. |
4. | Принципы работы АЭС. |
5. | Авария на Чернобыльской АЭС. |
6. | Радиоактивное загрязнение на Урале. |
7. | Аварии на зарубежных АЭС. |
Проблема хранения, транспортировки и переработки радиоактивных отходов. |
СЕМИНАР 6. | |
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА | |
1. | Влияние качества питьевой воды на здоровье человека. |
2. | Влияние состава атмосферного воздуха на здоровье человека. |
3. | Влияние продуктов питания на здоровье человека. |
4. | Воздействие на организм человека ионизирующего излучения. |
5. | Воздействие на организм человека шума и вибрации. |
6. | Канцерогенные факторы окружающей человека среды. |
7. | Урбанизация как экологический фактор. |
8. | Достижения и проблемы генной инженерии. |
9. | Социальные болезни как следствие социальных явлений. |
10. | Психологические аспекты экологических проблем. |
СЕМИНАР 7. | |
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | |
1. | Демографические и продовольственные аспекты глобальных экологических проблем. |
2. | Прогнозные модели мировой динамики. Римский клуб и доклад «Пределы роста». |
3. | Стратегии выживания человечества. Концепция устойчивого развития. |
4. | Конференция в Рио-де-Жанейро: цели и итоги. |
5. | Экологические стратегии развития Российской Федерации. Идеи Н.Н. Моисеева. |
6. | Экономика и экология. |
7. | Основные принципы международного экологического сотрудничества. |
8. | Экология культуры. Задачи экологического образования. |
СЕМИНАР 8. | |
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ | |
1. | Природоохранное законодательство и основы экологического права. |
2. | Нормирование в области охраны окружающей среды. Нормативы и стандарты. |
3. | Экологический мониторинг. Виды мониторинга. |
4. | Экологический менеджмент. |
5. | Экологический аудит. |
6. | Экологический контроль и экспертиза. |
7. | Экологическая сертификация. Экологическая маркировка. |
8. | Основы экономики природопользования. |
Список рекомендуемых статей в периодических изданиях
1. Авдеева Т. Экологическая дипломатия. //Международная жизнь. – №5. – С.37-49. |
2. Алексеев В.П. Природа и общество: этапы взаимодействия //Экология и жизнь. – 2002. № 1. |
3. Антипова А.В. Экологическая обстановка в России на рубеже XX и XXI вв. // География в школе. – 2004. – № 5 – 6. |
4. Афиногенов Д.В. Об истоках глобального экологического кризиса //Общественные науки и современность. - 2001. - № 4. |
5. Афиногенов Д.В. Свобода, наука, природа (Об истоках глобального экологического кризиса) // Общественные науки и современность. – 2001. - №4. –С. 149-160. |
6. Вишняков Л.Д. Глобальный экологический кризис и пути выхода из него: Эколого-экономический и управленческий аспекты // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. - № 5. |
7. Галашев А. Проблемы экологической политики. //Вопросы экономики. – 2006. – №11. – С. 111-117. |
8. Данилов-Данильян В.И. Возможна ли коэволюция природы и общества // Вопросы философии. – 1998. - № 8. |
9. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Две модели экологии // Человек. – 1998. - №1. |
10. Зубаков В.А. Параметры экогеосферной стратегии выживания // Общественные науки и современность. – 2000. - №5. – С.142-143. |
11. Калмыков А.А. Адаптационные возможности человека //Вестник экологического образования в России. - 2001. - №4. |
12. Когай Е.А. Экология и здоровье человека //Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 3. |
13. Кряжимский Ф.В. Человек в свете современных экологических проблем // Экология. – 2001. - № 6. |
14. Кузнецов В. Мусор больших городов // Основы безопасности жизни. – 2000. - №8. – С. 52-54. |
15. Кульпин Э.С. Современный глобальный экологический кризис и Россия // Политические исследования. – 1997. - № 1. |
16. Лаверов Н.П. Россия в условиях глобальных изменений природной среды и климата //Зеленый мир. – 1995. - № 11. |
17. Лосев К.С.На пути к устойчивому развитию / Зеленый мир. - 1995. - № 17. |
18. Лукьянченков Н. Концепция перехода Российской Федерации на ноосферный путь развития //Зеленый мир. – 1995. - № 16. |
19. Моисеев Н.Н. Постиндустриальный мир и Россия //Зеленый мир.–1997,№ 27. |
20. Моисеев Н.Н. Современый антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политический анализ // Зеленый мир. – 1994. - № 21. |
21. Моисеев Н.Н. Экология в современном мире //Наука и жизнь. - 1998. - № 3. |
22. «Круглый стол» журнала Вопросы философии, посвященный обсуждению книги Моисеева Н.Н. «Быть или не быть человечеству?» //Вопросы философии. – 2000. - № 9. |
23. Нугаев М.А. Социально-экологические факторы в структуре качества жизни // Социологические исследования. - 1998, № 11. |
24. Олдак П.Г. Смена парадигмы экономического мышления //ЭКО. – 1987, №2 |
25. Паранджанов В.Д. Экономика и экология: трудный путь к диалогу //Общественные науки и современность - 2001. - № 3. |
26. Паранджанов В.Д. Экономика и экология: трудный путь к диалогу //Общественные науки и современность - 2001. - № 3. |
27. Поляков В.И. Неизбежность развития глобального экологического кризиса в ХХ1 веке // Энергия. Экономика. Техника. Экология. – 2002. - № 9. |
28. Рашевская В.А. Здоровье человека – здоровье общества // Свободная мысль. - 1992. - № 11. |
29. Рогожина Н.Г. В поисках ответа на экологический вызов: экологические риски, постиндустриальное общество, пути решения глобального экологического кризиса.// Международная экономика и международные отношения. - 1999. - № 9. |
30. Ростов Т.Р. Что такое радиоактивные отходы и как с ними поступают // География в школе. – 2001. - №7. – С. 32-33. |
31. Стратегия устойчивого развития // Экос. - 2002. № 2. |
32. Яблоков А. Здоровье человека и природы как жертвы атомного века //Зеленый мир. - 2001. - № 9/10. |
Интернет-ресурсы
1. http://ecology.boom.ru/1.html - методические материалы по экологии
2. http://www.sitc.ru/ton/ - Общая экология. Электронное учебное пособие
3. http://www.slovo.ws/urok/biology/11/01/txt/10.html#zmest – учебник по экологии
4. http://raen-noos.narod.ru/library.htm - библиотека экологической литературы
5. http://www.priroda.ru/lib/ - библиотека «Природа России»
6. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm - Web-Атлас «Окр.среда и здоровье населения России
7. http://www.ecolife.ru/slovar/index-s.shtml - популярный экологический журнал
8. http://www.ecolife.ru/index.shtml - экопортал «Экология и жизнь»
9. http://www.ecolife.org.ua/laws/ru/ - экологическое законодательство
10. http://www.seu.ru/documents/doctrine/index.htm -Экологическая доктрина РФ (2002)
11. http://www.ecolife.org.ua/data/index.html - нормативы и стандарты по качеству ОС
12. http://www.ecolife.ru/slovar/index-s.shtml - экологический словарь
13. http://www.ecolife.org.ua/data/sclauses/is2.html - статьи «Экология и здоровье»
14. http://greenfuture.ru/ - экологическое сообщество (портал)
15. http://ecoinformatica.srcc.msu.ru/ - сайт «экологическая информация»
16. http://www.botsad.ru/p_papers.htm - сайт Ботанического сада
17. http://ecoportal.ru/katal.php - Всероссийский экологический портал
18. http://elementy.ru/news?theme=26460 – новости в области экологии (дайджест)
19. http://www.pole.com.ru/ - магнитное поле и здоровье
20. http://vernadsky.lib.ru/ - электронный архив Вернадского
21. http://www.igrunov.ru/cat/vchk-cat-names/moiseev/articles/ - сайт Н.Н. Моисеева
22. http://www.ecolife.org.ua/education/apress/agenda/index.php - Повестка дня на XXI век
23. http://www.igrunov.ru/cat/vchk-cat-bibl/articles/peccei/ - Печчеи «Человеческие качества»
24. http://www.igrunov.ru/vin/vchk-vin-discipl/ecology/liter/kioto-protokol.html - Киотский протокол
25. http://www.ektor.ru/pages/iso.asp?id=6 – экологический менеджмент
26. http://www.ipdn.ru/izdanija-instituta/pokazateli-ustojchivogo-razvitija/ - Показатели устойчивого развития (монография, пер. с англ).
27. http://www.poteplenie2009.narod.ru/index.html - ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ, озоновые дыры – все о климате
28. http://enrin.grida.no/htmls/kyrghiz/soe2/russian/climats.htm - изм. климата в Киргизии
29. http://www.meteo.tj/rus/doc/resume/rus/glob_cont.html - изм.климата в Таджикистане
30. biodat.ru - BioDat - информационно-аналитический сайт о природе России и экологии
31. msuee.ru - Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природообустройству (on-line версия).
Если Вы нашли интересный источник экологической информации в периодических изданиях, либо в сети Internet – перешлите, пожалуйста, его координаты по адресу: [email protected]
Заранее благодарю, Н.Н. Колясникова