Вопрос 61. Правовой режим заповедников.
Среди различных категорий ООПТ (особо охраняемые природные территории) Республики Беларусь заповедники занимают особое место в силу наиболее строгого режима охраны. По правовому статусу среди зарубежных охраняемых природных территорий к ним ближе всего стоят «резерваты» и национальные парки, где сохранение компонентов природной среды сочетается с их комплексным использованием, в основном, в рекреационных целях. Заповедник как одна из организационно-правовых форм ООПТ характеризуется, в первую очередь, признаками, присущими всем категориям и видам ООПТ. Вместе с тем заповедник обладает определенными отличительными чертами. «Характер и главная цель охраны и использования заповедной территории; степень сложности расположенного на этой территории природного комплекса; продолжительность и содержание устанавливаемого ограничительного режима – вот те условия, которые дают возможность выделить заповедник среди других категорий особо охраняемых природных территорий и объектов». Согласно ст. 18 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» заповедником является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, изучения генетического фонда животного и растительного мира, типичных и уникальных экологических систем и ландшафтов, создания условий для обеспечения естественного течения природных процессов. Для управления заповедником создается юридическое лицо – государственное природоохранное учреждение, которое не имеет в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, является некоммерческой организацией, создается в форме финансируемого за счет средств государственного бюджета природоохранного учреждения. Исходя из общего понятия ООПТ и норм, приведенных выше, необходимо отметить, что главной юридической особенностью заповедника является двойное содержание этого понятия. С одной стороны – это особо охраняемая законом, неприкосновенная территория, полностью исключенная из любых видов хозяйственной деятельности и рекреации, на которой естественные ландшафты сохраняются в ненарушенном состоянии. Таким образом отражается территориальный (пространственный) аспект в понимании заповедника. Но заповедник – это не только территория, с другой стороны, он является природоохранным учреждением с правами юридического лица, выполняющим определенные задачи, не противоречащие, естественно, принципам сохранности территории (выполнение научно-исследовательских работ; ведение эколого- просветительской работы и др.). Специфика целевого назначения заповедника предопределяет вторую его особенность, которая состоит в исключении всего природного комплекса из хозяйственного использования. В связи с этим в состав земель заповедника, образующих его территорию, входят только земли, предоставленные в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление заповедником. Земли собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, расположенные в границах заповедника, но не образующие его территорию, объявляются охранной зоной заповедника. Объявление, преобразование и прекращение функционирования заповедника осуществляются решением Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь по представлениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Представления об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования заповедников готовятся в соответствии с порядком, определенным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Необходимо отметить, что в системе заповедников выделяются биосферные заповедники. Их задачи, структура и порядок образования обладают определенной спецификой. Первые биосферные заповедники начали создаваться в 1975 г. в соответствии с научной программой ЮНЕСКО «Человек и биосфера», цель которой состоит в проведении комплексных исследований воздействия человека на естественные процессы в природе. В рамках проекта был поставлен вопрос о создании международной сети биосферных заповедников (biosphere reserves). Рассматриваемым документом определялись главные задачи, стоящие перед биосферными заповедниками: сохранение и восстановление типичных и уникальных экосистем, их генетического фонда; проведение экологического мониторинга; изучение влияния антропогенных факторов на естественные экосистемы; природоохранительное просвещение и подготовка кадров экологов. Таким образом, функции биосферных заповедников гораздо шире и разнообразнее, чем у обычных, в связи с чем в биосферных заповедниках предусматривается разделение территории на отдельные участки (зоны) с различным правовым режимом, в границах некоторых зон допускается строго контролируемый туризм. Все вышесказанное весьма актуально для Республики Беларусь, так как, несмотря на отсутствие в законодательстве понятия «биосферный заповедник», единственный природный заповедник, функционирующий на территории республики, имеет статус биосферного (Березинский биосферный заповедник). В 1993 г. международный комитет ЮНЕСКО придал национальному парку «Беловежская пуща» статус биосферного резервата. Таким образом, правовой режим биосферного заповедника отличается от режима обычных заповедников и требует специального закрепления в Законе Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях». Это может быть норма, устанавливающая статус биосферного заповедника (либо биосферного резервата) как природоохранного учреждения международного значения, а также особенности правового режима, выражающиеся, в первую очередь, в функциональном зонировании территории, особых задачах и др. Следует отметить, что в Республике Беларусь помимо природных заповедников допускается создание заповедников различного вида, которые не относятся к ООПТ. Так, специфическим видом заповедника является Полесский радиационно-экологический заповедник, образованный в связи с радиоактивным загрязнением части территории Республики Беларусь. Теоретически такой вид заповедника нигде в литературе не выделяется. Его правовой режим установлен в соответствии с Законом Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС». Имея статус заповедника, территория охватывает зону отчуждения (эвакуации) радиоактивно загрязненных территорий, а сам заповедник выполняет административную задачу: на него возложено управление зоной эвакуации. Природные заповедники следует отличать и от историко-культурных заповедников, которые создаются с целью особой охраны не природного комплекса, а ансамблей и комплексов памятников истории и культуры, представляющих особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. В Республике Беларусь одним из примеров такого вида заповедника может служить национальный историко- культурный заповедник «Несвиж», образованный в 1994 г.